Решение № 2-2-494/2020 2-494/2020 2-494/2020~М-497/2020 М-497/2020 от 27 ноября 2020 г. по делу № 2-2-494/2020Вольский районный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные Дело № 2-2-494/2020 УИД 64RS0010-02-2020-000831-49 Именем Российской Федерации 27 ноября 2020 года город Хвалынск Вольский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Е.Г. Дурновой, при секретаре О.Е. Смирновой, с участием помощника прокурора г. Хвалынска Д.А. Пронина, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа села Благодатное, Хвалынского района Саратовской области, Управлению образования администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, Прокурор г. Хвалынска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа села Благодатное, Хвалынского района Саратовской области, далее МОУ ООШ с. Благодатное, и Управлению образования администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области (далее Управление образования), об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. В обоснование заявленных требований указывает, что нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Концепцией развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 18.07.2011 г. № 369-П, закреплено формирование доступной среды для инвалидов и обязанность адаптировать всеобщую среду с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями, обеспечение создания «универсального дизайна» на всех социально-значимых объектах. На основании Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами путем наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение указанных правовых норм в указанном учреждении помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий не оснащено индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и свободы неопределенного круга лиц – инвалидов по слуху на свободный и беспрепятственный доступ к оказаниям услуг объектом социальной инфраструктуры. Просит обязать МОУ ООШ с. Благодатное не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, обязать Управление образования не позднее 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить дополнительное финансирование на оборудование предназначенное для проведения массовых мероприятий в МОУ ООШ с. Благодатное индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. В судебном заседании помощник прокурора Пронин Д.А. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям. Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований в суд не представили. Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей OOН 10.12.1948 г., установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. В силу положений Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 г. (далее Конвенция о правах инвалидов), государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, а также иные объекты инфраструктуры. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. В силу Федерального закона от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г., государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1). Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2). Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч.1 ст.9). Одним из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающим, в том числе социально-бытовую адаптацию является социально-средовая реабилитация (ч. 2, 3 ст. 9). В силу ст. 15 данного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения. Дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, предусмотрено абзацем 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 15). Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309, вступившим в силу с 01.01.2016 года. В силу пп. «г» п. 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами путем наличия в одном из помещений предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Согласно Устава МОУ ООШ с. Благодатное является общеобразовательным учреждением, имущество учреждения является муниципальной собственностью и закреплено за учреждением на праве оперативного управления, учредителем является Хвалынский муниципальный район в лице Администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области, полномочия которой осуществляет Управление образования администрации Хвалынского муниципального района. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе, собственные средства Учреждения, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное Учредителем. Одними из основных целей деятельности образовательного учреждения являются осуществление деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечение охраны и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, воспитание и развитие качеств личности. (пункт 2.1 Устава). Как следует из представления об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов от 14.08.2020 года в адрес МОУ ООШ с. Благодатное, а также информации МОУ ООШ с. Благодатное от 14.08.2020 года в указанном учреждении помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий не оснащено индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей. Для устранения данных нарушений требуется выделение дополнительно денежных средств, о чем сообщено в адрес учредителя – Управления образования Администрации Хвалынского муниципального района. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению образовательных учреждений с их финансовыми возможностями. В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, у главного распорядителя бюджетных средств – Управления образования имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, в том числе на обеспечение соблюдения образовательными учреждениями района законодательства о социальной защите инвалидов. Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований законодательства о социальной защиты инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в образовательном учреждении является обязанностью, как самого образовательного учреждения, так и органов местного самоуправления, обязанных финансировать данное учреждение. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором города Хвалынска исковых требований о возложении обязанности обеспечить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой на МОУ ООШ с. Благодатное, как на лицо, которому принадлежит имущество учреждения на право оперативного оправления, с возложением на Управление образования обязанности выделить финансирование на осуществление данного мероприятия, поскольку именно данный орган местного самоуправления, являясь главным распорядителем бюджетных средств в сфере образования, должен обеспечивать соответствующее финансирование образовательного учреждения. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Исковые требования прокурора г. Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа села Благодатное, Хвалынского района Саратовской области, Управлению образования администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, удовлетворить. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Благодатное, Хвалынского района Саратовской области в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес> обеспечить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. Обязать Управление образования Администрации Хвалынского муниципального района в срок не позднее 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение дополнительного финансирования Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа села Благодатное, Хвалынского района Саратовской области для оборудования в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес> помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд, расположенный по адресу: <...>. Судья Е.Г. Дурнова Суд:Вольский районный суд (Саратовская область) (подробнее)Судьи дела:Дурнова Елена Геннадьевна (судья) (подробнее) |