Решение № 2А-33/2024 2А-33/2024~М-3/2024 М-3/2024 от 24 января 2024 г. по делу № 2А-33/2024Нукутский районный суд (Иркутская область) - Административное ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Новонукутский 24 января 2024 года Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Ербадаева С.В., при секретаре судебного заседания Волженковой К.В., с участием административного истца - помощника прокурора Нукутского района Корягиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-33/2024 по административному исковому заявлению прокурора Нукутского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Закулейская средняя общеобразовательная школа о признании незаконным бездействия по непринятию мер к приведению Устава образовательной организации в соответствие с действующим законодательством, обязании внести в Устав образовательной организации изменения согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Прокурор Нукутского района обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой Нукутского района проведена проверка исполнения образовательными организациями законодательства в сфере реализации национального проекта «Образование», в ходе которой установлено следующее. В силу п.п.1, 2, 8 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования; обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования; обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. В соответствии с паспортом национального проекта «Образование», утвержденным протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16, региональным проектом «Современная школа» на 2019 - 2024 годы подпрограммы «Дошкольное, общее и дополнительное образование» на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Развитие образования» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 09.11.2018 № 820-пп, Распоряжением Правительства Иркутской области от 25.01.2021 № 23-рп «О создании и функционировании в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в Иркутской области», утверждена Концепция по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно - научной и технологической направленностей в Иркутской области. Концепция по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в Иркутской области направлена на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в Иркутской области. В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Согласно ч.2 ст.27 Закона № 273-ФЗ образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебно-производственные комплексы, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения). В силу ч.4 ст.27 Закона № 273-ФЗ структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. Письмом Минпросвещения России от 25.11.2022 № ТВ-2610/02 «О направлении методических рекомендаций» для использования в работе в 2023 и последующих годах направлены актуальные методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей. В соответствии с разделом 1 Методических рекомендаций рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в целях обеспечения реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в том числе общих подходов к использованию субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей. Целями создания Центров «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология». Центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования. Создание Центров «Точка роста» осуществляется на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах. В силу разделов 2, 2.1 Методических рекомендаций центр «Точка роста» - современное образовательное пространство в общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности или малом городе, оснащенное оборудованием, средствами обучения и воспитания для практического изучения учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей и при наличии соответствующих действующим нормативным документам условий для освоения дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей. Центр «Точка роста» в зависимости от особенностей здания и помещений общеобразовательной организации, объема контингента обучающихся и кадрового обеспечения может представлять собой, в том числе, отдельный учебный кабинет, на базе которого реализуются учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология», «Технология», иные учебные предметы естественно-научной и технологической направленностей, осуществляемые в рамках основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Создание центра «Точка роста» на базе общеобразовательной организации может осуществляться как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения. Согласно разделу 3 Методических рекомендаций создание Центров «Точка роста» предполагает использование приобретаемого оборудования, средств обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям «Естественно-научные предметы», «Естественные науки», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Технология», образовательных программ общего образования естественно-научной и технологической направленностей, при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленностей. Перечень направленностей реализуемых на базе Центров «Точка роста» образовательных программ может быть расширен в зависимости от имеющихся у общеобразовательных организаций условий, а также потребностей участников образовательных отношений. Общеобразовательной организации при формировании содержания основных общеобразовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ рекомендуется учитывать ресурсы Центра «Точка роста». В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно п.3 ч.2 ст.25 Закона № 273-ФЗ, в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, информация о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности. Приказом директора МБОУ Закулейская СОШ от 01.06.2021 № 76 на базе указанной образовательной организации создан Центр образования естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста», основной целью деятельности которого является совершенствование условий для повышения качества образования, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология». Пунктом 2.4 Устава образовательной организации закреплены основные виды деятельности учреждения, к числу которых, в нарушение требований п.3 ч.2 ст.25 Закона № 273-ФЗ, не отнесен такой вид деятельности как реализация на базе образовательной организации основных и дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, социально-гуманитарной направленности, что противоречит принципу доступности образования для населения. Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. На основании изложенного прокурор Нукутского района просил суд: 1. Признать незаконным бездействие образовательной организации по непринятию мер к приведению Устава образовательной организации в соответствие с действующим законодательством. 2. Обязать в срок до 01.04.2024 внести изменения в Устав образовательной организации согласно требованиям п.3 ч.2 ст.25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Представитель административного ответчика – директор МБОУ Закулейская СОШ ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, представил суду ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования признал полностью. В соответствии со ст.150 КАС РФ, с учетом мнения прокурора, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика. Прокурор Корягина М.А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила суд его удовлетворить по указанным в нем основаниям. Выслушав прокурора, с учетом мнения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Учитывая признание иска представителем административного ответчика, суд считает, что оно должно быть принято судом, и исковые требования административного истца подлежат удовлетворению. Признание иска представителем административного ответчика не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Представитель административного ответчика обладает полномочиями по признанию иска. Представителю административного ответчика известны последствия принятия судом признания иска, а именно о том, что в этом случае суд удовлетворяет заявленные административным истцом требования. Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ суд принимает признание административным ответчиком административного иска, если это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. Суд принимает признание иска представителем административного ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180 КАС РФ, суд Административные исковые требования прокурора Нукутского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Закулейская средняя общеобразовательная школа о признании незаконным бездействия по непринятию мер к приведению Устава образовательной организации в соответствие с действующим законодательством, обязании внести в Устав образовательной организации изменения согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Закулейская средняя общеобразовательная школа по непринятию мер к приведению Устава образовательной организации в соответствие с действующим законодательством. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Закулейская средняя общеобразовательная школа в срок до 01.04.2024 внести изменения в Устав образовательной организации согласно требованиям п.3 ч.2 ст.25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нукутский районный суд Иркутской области. Председательствующий Суд:Нукутский районный суд (Иркутская область) (подробнее)Судьи дела:Ербадаев Сергей Васильевич (судья) (подробнее) |