Решение № 2А-693/2020 2А-693/2020~М-646/2020 А-693/2020 М-646/2020 от 12 октября 2020 г. по делу № 2А-693/2020

Игринский районный суд (Удмуртская Республика) - Гражданские и административные



18RS0№-30

Дело №а-693/2020


РЕШЕНИЕ


ИФИО1

12 октября 2020 года <адрес> Республики

Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Малых Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Кабачигуртское» о признании бездействия незаконным,

установил:


прокурор Игринского района Удмуртской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Кабачигуртское» о признании бездействия незаконным.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Игринского района Удмуртской Республики в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения закона, а именно, административным ответчиком не принято мер по установлению (обустройству) на территории МО «Кабачигуртское» по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Зянтемошур, <адрес> площадки временного складирования отходов, отвечающих требованиям действующего законодательства, что приводит к невозможности организации на территории МО «Кабачигуртское» надлежащего накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного), нарушает законодательство об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологическое законодательство, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». <адрес> Удмуртской Республики просил суд признать бездействие Администрации МО «Кабачигуртское» по ненадлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Кабачигуртское» незаконным; возложить на Администрацию МО «Кабачигуртское» обязанность по надлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Кабачигуртское» по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Зянтемошур, <адрес>, путем установки площадки для сбора мусора и их обустройству в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, п.4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды" регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч. 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 7.4 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 42-РЗ "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования.

Уставом МО «Кабачигуртское», принятым решением Совета депутатов МО «Кабачигуртское» от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу приведенных выше положений нормативно-правовых актов в обязанность МО «Кабачигуртское» входит организация мероприятий по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике» (далее по тексту - Схема).

В соответствии с разделом IV в Схеме под местами накопления ТКО понимаются контейнерные площадки, бункеры для крупногабаритных отходов или способ сбора мешками для мусора непосредственно в мусоровозы в соответствии с графиком обслуживания (так называемый "мешочный сбор"), расположение которых установлено в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Система сбора, накопления, транспортирования и хранения отходов в районных центрах аналогична системе обращения с отходами в городских округах, за исключением обязательного устройства собственного полигона отходов. Таким образом, система обращения с отходами для таких населенных пунктов включает централизованный сбор отходов посредством установки контейнерных площадок (с организацией площадки для сбора крупногабаритных отходов), их транспортировку на кустовой полигон ТКО. В сельских поселениях, имеющих постоянное транспортное сообщение с районными центрами, частично организован регулярный сбор и вывоз отходов по схеме, принятой в близлежащих населенных пунктах, - контейнерный или безконтейнерный сбор, с вывозом отходов по утвержденному графику, с обустройством площадок временного складирования отходов.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Реестр мест площадок накопления и график вывоза ТКО. Реестром установлены адреса мест сбора ТКО, в том числе по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Зянтемошур, <адрес>.

В судебном заседании установлено, что Администрацией МО «Кабачигуртское» на ДД.ММ.ГГГГ по указанному выше адресу площадка временного складирования отходов не оборудована, водонепроницаемое покрытие отсутствует.

В связи с чем, доводы прокурора района о бездействии Администрации МО «Кабачигуртское», выразившееся в непринятии мер по установлению (обустройству) на территории МО «Кабачигуртское» по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Зянтемошур, <адрес> площадки временного складирования отходов, отвечающих требованиям действующего законодательства, что приводит к невозможности организации на территории МО «Кабачигуртское» надлежащего накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного), нарушает законодательство об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологическое законодательство, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, суд считает обоснованными.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение таким действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Доказательств, подтверждающих, что на момент рассмотрения дела обязанность по выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Кабачигуртское», административным ответчиком надлежащим образом исполнена, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия административного ответчика, выражающегося в неисполнении требований действующего законодательства в части неисполнения обязанности по выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Кроме того, нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования «Кабачигуртское» на получение коммунальной услуги, оказываемой региональным оператором по сбору твердых коммунальных отходов надлежащего качества, поскольку лишает возможности осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со Схемой обращения с отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Срок, до которого прокурор просит возложить на Администрацию МО «Кабачигуртское» обязанность по надлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Кабачигуртское» по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Зянтемошур, <адрес>, путем установки площадки для сбора мусора и их обустройству в соответствии с требованиями действующего законодательства, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

В силу положений п. 3 ст. 227 КАС РФ об исполнении решения суда административный ответчик обязан сообщить в Игринский районный суд Удмуртской Республики и прокурору <адрес> Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения, установленного решением суда.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 176, 178- 180, 291-294 КАС РФ, суд

решил:


административный иск прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кабачигуртское» о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать бездействие Администрации МО «Кабачигуртское», выразившееся в ненадлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Кабачигуртское» незаконным.

Возложить на Администрацию МО «Кабачигуртское» обязанность по надлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Кабачигуртское» по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Зянтемошур, <адрес>, путем установки площадки для сбора мусора и их обустройству в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

О принятом решении сообщить в Игринский районный суд Удмуртской Республики и прокурору <адрес> Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения, установленного решением суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Судья: Малых Т.В.

Копия верна, судья: Т.В. Малых.



Суд:

Игринский районный суд (Удмуртская Республика) (подробнее)

Судьи дела:

Малых Татьяна Владимировна (судья) (подробнее)