Решение № 2А-51/2024 2А-51/2024(2А-723/2023;)~М-714/2023 2А-723/2023 М-714/2023 от 19 января 2024 г. по делу № 2А-51/2024




35RS0002-01-2023-001267-85

Дело № 2а-51/2024


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

19 января 2024 года г. Бабаево Вологодской области

Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Басковой Н.А.,

при секретаре Ванелик Е.Г.,

с участием представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов,

установил:


Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов. Административные исковые требования мотивированы тем, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов в границах земель государственного лесного фонда на территории Бабаевского района Вологодской области. Проверкой установлено, что на территории государственного лесного фонда, в выделе 4 квартала 26 ООО «АФ Северагрогаз» Бабаевского участкового лесничества Бабаевского лесничества на площади 0,01 га объемом 2 куб.м, (координаты: №) и в выделе 20 квартала 10 Шиглинского участкового лесничества Бабаевского лесничества на площади 0,01 га объемом 2 куб.м, (координаты: №) расположены несанкционированные свалки отходов. В обоснование требований указано на непринятие административным ответчиком достаточных мер, необходимых для соответствующего санитарного содержания территории и поддержания порядка, в результате чего допущено захламление, загрязнение лесного фонда. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области по реализации полномочий, направленных на ликвидацию указанных несанкционированных свалок отходов и обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанные несанкционированные свалки отходов.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2, возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица администрации Бабаевского муниципального округа Вологодской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве административные исковые требования прокурора поддержал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Предусмотрена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно пункту 1 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч.3 ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов в границах земель государственного лесного фонда на территории Бабаевского района Вологодской области.

Проверкой установлено, что на территории государственного лесного фонда, в выделе 4 квартала 26 ООО «АФ Северагрогаз» Бабаевского участкового лесничества Бабаевского лесничества на площади 0,01 га (координаты: №) и в выделе 20 квартала 10 Шиглинского участкового лесничества Бабаевского лесничества на площади 0,01 га, (координаты: №) расположены несанкционированные свалки отходов каждая объемом 2 куб.м.

Согласно акту начальника Бабаевского территориального отдела государственного лесничества ФИО4, протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования несанкционированных свалок, информации заместителя начальника Бабаевского территориального отдела государственного лесничества ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь несанкционированной свалки в выделе 4 квартала 26 ООО «АФ Северагрогаз» Бабаевского участкового лесничества Бабаевского лесничества (координаты: №) составляет 0,01 га, объем 2 куб.м, общая площадь несанкционированной свалки в выделе 20 квартала 10 Шиглинского участкового лесничества Бабаевского лесничества (координаты: №) - 0,01 га, объем 2 куб.м.

Свалки расположены на земельных участках, относящихся к землям лесного фонда.

В силу части 3 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют охрану, защиту, воспроизводство лесов в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 указанной статьи охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидации очагов вредных организмов (пункт 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации). Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, иные меры санитарной безопасности в лесах (пункт 1 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации). Уборка загрязнения, захламления участков земель лесного фонда относится к иным мерам санитарной безопасности в лесах, так как их перечень является открытым.

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, распространяются на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года №2047 Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района (округа), но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района (округа) не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, то есть в данном случае Департамента лесного комплекса Вологодской области.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года № 13-П, закон не предполагает возможность возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Лица, допустившие захламление лесного массива, не установлены.

Учитывая, что в данном случае речь идет именно о несанкционированном складировании отходов неустановленными лицами на лесном участке, который входит в состав земель лесного фонда и не находится в муниципальной собственности, суд приходит к выводу о возложении обязанности по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов на указанных земельных участках именно на Департамент лесного комплекса Вологодской области.

По этим же причинам не являются состоятельными и доводы административного ответчика о том, что уполномоченным органом в сфере обращения с отходами производства и потребления является Департамент природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области.

Положение о Департамент природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области (утв. постановлением Правительства Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ) не возлагает на Департамент в области обращения с отходами производства и потребления функции по санитарной очистке лесов федерального значения.

Несанкционированное размещение бытовых отходов, мусора, отходов деревообработки, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции РФ).

В связи с указанным на административного ответчика следует возложить обязанность по ликвидации указанных несанкционированных свалок отходов.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Принимая во внимание объем работ, которые необходимо произвести для устранения установленных нарушений, суд приходит к выводу, что срок, указанный в административном исковом заявлении является разумным и достаточным для устранения нарушений.

Поскольку до настоящего времени нарушения закона не устранены, должные меры к ликвидации несанкционированных свалок отходов, не смотря на представление прокурора, административным ответчиком не предприняты, сведений об обратном в материалы дела не представлено, административные исковые требования о признании незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Вологодской области, выразившееся в непринятии должных мер по ликвидации несанкционированных свалок, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


Административные исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области по реализации полномочий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных в выделе 4 квартала 26 ООО «АФ Северагрогаз» Бабаевского участкового лесничества Бабаевского лесничества, в координатах №, на площади 0,01 га объемом 2 куб.м, и в выделе 20 квартала 10 Шиглинского участкового лесничества Бабаевского лесничества, в координатах №, на площади 0,01 га объемом 2 куб.м.

Обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные в выделе 4 квартала 26 ООО «АФ Северагрогаз» Бабаевского участкового лесничества Бабаевского лесничества, в координатах №, на площади 0,01 га объемом 2 куб.м, и в выделе 20 квартала 10 Шиглинского участкового лесничества Бабаевского лесничества, в координатах №, на площади 0,01 га объемом 2 куб.м.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Бабаевский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 24 января 2024 года.

Судья Бабаевского районного суда Н.А. Баскова Копия верна. Судья Н.А. Баскова



Суд:

Бабаевский районный суд (Вологодская область) (подробнее)

Судьи дела:

Баскова Наталья Александровна (судья) (подробнее)