Решение № 2А-14465/2023 2А-3317/2024 2А-3317/2024(2А-14465/2023;)~М-12629/2023 М-12629/2023 от 28 февраля 2024 г. по делу № 2А-14465/2023Красногорский городской суд (Московская область) - Административное Дело № 2а-3317/2024 УИД 50RS0021-01-2023-015841-86 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 февраля 2024 года г. Красногорск Красногорский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н., при помощнике судьи ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации городского округа <адрес> к ГМУ ФССП России, судебному приставу-исполнителю СОСП ГМУ ФССП по <адрес> ФИО7 о признании постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от взыскания от исполнительского сбора, Администрация городского округа <адрес> обратилась в суд с административным иском к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю СОСП ГМУ ФССП по <адрес> ФИО7 о признании постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от взыскания от исполнительского сбора. Просит суд признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по <адрес> в отношении должника администрации городского округа <адрес> о взыскании исполнительского сбора; освободить административного истца администрацию городского округа <адрес> от взыскания исполнительского сбора, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по <адрес> по исполнительному производству №-ИП в отношении должника администрации городского округа <адрес> в размере 50 000 рублей. В ходе производства по делу определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ ФСПП по <адрес> надлежащим - ГМУ ФССП России. Административный иск мотивирован тем, что в адрес администрации городского округа <адрес> (далее - Администрация) ДД.ММ.ГГГГ. поступило постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом-исполнителем МО по ВИП № ГУФССП России по <адрес> ФИО7 на основании исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Красногорским районным судом, предмет исполнения: обязать администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение с ФИО2 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 662 кв.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (далее соглашение) в отношении должника Администрации. Требование судебного пристава-исполнителя ФИО7 об исполнении решения Красногорского городского суда получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ., о чем имеется соответствующая отметка. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес судебного пристава-исполнителя МО по ВИП № ГУФССП России по <адрес> ФИО7 было направлено обращение в котором администрация сообщает, что во исполнение решения суда было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: М.О, г.о Красногорск, <адрес>, земельный участок 2А/1, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности». Административный истец указывает, что поскольку в срок для добровольного исполнения исполнить требования исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Красногорским городским судом по делу №г. не представляется возможным, Администрация просила учесть данные обстоятельства, что подтверждается скрин отправки обращения на электронную почту судебного пристава-исполнителя osp50060@r50.fssp.gov.ru. Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП – поступило в адрес администрации ДД.ММ.ГГГГ. за №.2.6/2009-отв Администрацией направлено обращение судебному приставу-исполнителю в котором сообщено, что согласно, данным ЕГРН вновь созданный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. с кадастровым номером №. На момент направления обращения кадастровая стоимость не определена. После определения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» кадастровой стоимости объекта и внесения Росреестром соответствующих данных в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией заключено соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем СОСП по МО было окончено данное исполнительное производство, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением. Представитель административного истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Административные ответчики, заинтересованное лицо ФИО2, извещенные о времени и месте судебного разбирательства не явились, явку своих представителей в суд не обеспечили. В соответствии со ст. ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В силу части 1 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При этом согласно части 2, 3 статьи 112 Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Администрацию городского округа Красногорск возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и заключить соглашение с ФИО2 о перераспределении земельного участка №, площадью 662 кв.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, бытовое обслуживание, магазины, расположенного в <адрес> городского округа <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП № ГУФССП России по <адрес> ФИО7 на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ выданного по делу № вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника администрации городского округа <адрес> в пользу взыскателя ФИО2: предмет исполнения: обязать Администрацию городского округа Красногорск утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и заключить соглашение с ФИО2 о перераспределении земельного участка №, площадью 662 кв.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, бытовое обслуживание, магазины, расположенного в <адрес> городского округа <адрес>. Согласно п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на данном постановлении (л.д. 24). Согласно приложению к приказу ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в структуру и штатное расписание Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, утвержденные приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ № подразделы «Межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств №» и «Межрайонный отдел по исполнению особо важных исполни тельных производств №» исключены из штатного расписания ГУ ФССП России по <адрес>. В соответствии с Постановлением Директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ДА исполнительные производства, находящиеся на исполнении, переданы из межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № ГУФССП России по <адрес> в Специализированное отделение судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов. В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Согласно части 17 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ). В силу части 2.1 ст. 14 указанного федерального закона постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов. Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника. В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1 статьи 112 Федерального закона). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 12). Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок Администрацией не исполнены. Судом установлено, что исполнительное производство, возбужденное в отношении Администрации на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ выданного по делу № передано на исполнение в СОСП по <адрес> с присвоением нового номера №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по <адрес> ФИО7 вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения. Постановление о взыскании исполнительского сбора утверждено старшим судебным приставом. Данное постановление получено Администрацией ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное исполнительное производство окончено на основании положений п. 1 п. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, в связи с фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП. Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд исходит из того, что у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для взыскания с Администрации городского округа <адрес> исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа. Разрешая вопрос о возможности уменьшения (освобождения) от уплаты исполнительского сбора суд учитывает следующие обстоятельства. Судом установлено, что до вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении вышеуказанного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ Администрацией с учетом решения Красногорского городского суда МЛ по делу № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу (с местоположением): <адрес>, г.о. Красногорск, <адрес>, земельный участок 2А/1, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности (л.д. 13-14,15). ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией и ФИО2 заключено соглашение № о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности (л.д. 26-32), в соответствии с условиями которого на основании вступившего в законную силу решения Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом сводного заключения Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З, стороны достигли соглашения о перераспределении земельных участков. С учетом установленных обстоятельств, поскольку Администрацией предприняты все необходимые меры для выполнения решения суда. Оценив представленные доказательства и доводы административного истца по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора. При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административное исковое заявление Администрации городского округа <адрес> к ГМУ ФССП России, судебному приставу-исполнителю СОСП ГМУ ФССП по <адрес> ФИО7 о признании постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от взыскания от исполнительского сбора удовлетворить в части. Освободить Администрацию городского округа <адрес> от взыскания исполнительского сбора по постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей. В удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановление ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Р.Н. Харитонова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Суд:Красногорский городской суд (Московская область) (подробнее)Судьи дела:Харитонова Рита Николаевна (судья) (подробнее) |