Решение № 2А-1012/2023 2А-89/2024 2А-89/2024(2А-1012/2023;)~М-1027/2023 М-1027/2023 от 19 февраля 2024 г. по делу № 2А-1012/2023Балтийский городской суд (Калининградская область) - Административное Именем Российской Федерации город Балтийск 19 февраля 2024 года Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Чолий Л.Л., при секретаре Берестовой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №<...> по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени, Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - УФНС по Калининградской области) обратилось в суд с административным иском к административному ответчику – ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2021 год ОКТМО <...> в размере 1103 рублей, по ОКТМО <...> в размере 2499 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 323 рублей; по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2021 год в размере 15600 рублей, а также штрафа за непредставление налоговой декларации в сумме 585 рублей и штрафа за неуплату налога в сумме 390 рублей. Кроме того, административный ответчик просит взыскать с ФИО1 пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов в общей сумме 15731,94 рублей за период с 04.01.2023 по 18.09.2023. В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что в собственности административного ответчика имеются объекты недвижимости, однако вышеуказанные налоги в сроки, предусмотренные действующим налоговым законодательством, несмотря на направления в адрес ответчика налоговых уведомлений и налоговых требований со сроком уплаты налогов, ФИО1 не оплатил. Также, в 2021 году ФИО1 продал принадлежавший ему объект недвижимости – гараж с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу <...>, при этом не представил в налоговый орган в срок не позднее 04 мая 2022 года налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2021 год и не уплатил в срок до 15 июля 2022 года налог на доходы физических лиц за 2021 год. В связи с этим с 18 июля 2022 года в отношении административного ответчика проводилась камеральная налоговая проверка. По результатам проверки ФИО1 привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 4680 рублей, сниженного налоговым органом до 585 рублей, а за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 3120 рублей, сниженного до 390 рублей. Представитель административного истца настаивает на исковых требованиях и просит рассмотреть дело в его отсутствие. Административный ответчик, уведомлен о дате и времени судебного заседания должным образом, однако в суд не явился. Его представитель ФИО2, действующая по ордеру №<...> от 24.01.2024, ознакомилась с материалами дела, в судебное заседание не явилась. Ни административный ответчик, ни его представитель каких-либо доказательств, подтверждающих неправомерность требований административного истца, равно как и платежных документов, подтверждающих уплату перечисленных выше налогов, в том числе в сроки, установленные законодательством, не представили. Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В рамках данного административного иска налоговым органом наравне с вышеуказанными требованиями о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и в порядке статьи 228 НК РФ за 2021 г., также были предъявлены требования о взыскании с ФИО1 налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год на общую сумму 199416 рублей (продажа в 2020 году ФИО1 принадлежавшей ему квартиры с кадастровым номером №<...>. Вместе с тем, судом в части указанных требований налогового органа вынесено определение о прекращении производства по делу, поскольку ранее решением Балтийского городского суда от 13 сентября 2023 года в рамках административного дела №<...> по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области к ФИО1 о взыскании недоимок по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц, пеней за просрочку уплаты налогов, штрафов и по встречному административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области о признании незаконным решения от 11.05.2022 №<...> о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, с ФИО1 взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год на общую сумму 199416 рублей за продажу объекта недвижимости с кадастровым номером <...>. В соответствии со статьей 286 КАС Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу части 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Пунктом 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Исходя из положений ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц за указанные в иске периоды времени. Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление №<...> от 01.09.2022, в соответствии с которым административный ответчик обязан был уплатить транспортный налог за 2021 год ОКТМО <...> в размере 1103 рублей по ОКТМО <...> в размере 2499 рублей и налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере 323 рублей. Также на основании ст. ст. 69,70 НК РФ административному ответчику направлено требование №<...> от 16.05.2023 со сроком уплаты вышеуказанных налогов и пени в срок до 15 июня 2023 г. Данных о том, что указанные налоги за 2021 год были погашены административным ответчиком своевременно, либо до рассмотрения данного административного иска, не имеется, административный ответчик и его представитель в суд платежных квитанций, подтверждающих оплату указанной недоимки, не представили. Кроме того, судом установлено, что налогоплательщику начислен за 2021 год налог на доходы физических лиц с доходов, получаемых физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ. В силу пункта 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ (в редакции, действовавшей до 14 июля 2022 года), исчисление и уплату налога в соответствии со статьёй 228 НК РФ производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, исходя из сумм таких доходов.Пунктом 2 статьи 228 НК РФ предусмотрено что налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьёй 225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учётом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. В силу пункта 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Налоговым периодом признаётся календарный год (статья 216 НК РФ). В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учётом положений статьи 228 НК РФ, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Как следует из материалов дела, ФИО1 в 2021 году отчужден объект недвижимого имущества – гараж с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> за <...> рублей. Следовательно, ФИО1 являлся налогоплательщиком налога на доходы физических лиц в соответствии со статьёй 228 НК РФ за налоговый период 2021 года и обязан был подать в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ за 2021 год в срок не позднее 04 мая 2022 года, а также уплатить налог на доходы физических лиц в установленном размере в соответствующий бюджет в срок не позднее 15 июля 2022 года. Несмотря на это, в установленный законом срок ФИО1 не подал налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц и своевременно не уплатил в соответствующий бюджет налог на доходы физических лиц с дохода, полученного в соответствии со статьёй 228 НК РФ, за 2021 год. Исходя из материалов дела, налог на доходы физических лиц с доходов, получаемых физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, составил 15600 рублей <...>. В связи с непредставлением ФИО1 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ за 2021 год налоговым органом была проведена в период с 18 июля по 13 октября 2022 года камеральная налоговая проверка. ФИО1 направлялось извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки №<...> от 13.10.2022. 13 октября 2022 года налоговым органом был составлен акт налоговой проверки №<...>, содержащий сведения о неуплате ФИО1 налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 15600 рублей, исчисленного с учётом имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, и предложения о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Пунктом 1 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за налоговое правонарушение, заключающееся в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта. Пункт 1 статьи 122 НК РФ предусматривает ответственность за налоговое правонарушение, заключающееся в неуплате сумм налога в результате неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ. 30 ноября 2022 года налоговым органом вынесено решение №<...>, которым ФИО1 был привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде налоговой санкции (штрафа) в размере 3120 рублей, сниженной до 390 рублей, а за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде налоговой санкции (штрафа) в размере 4680 рублей, сниженной до 585 рублей. Требованием №<...> по состоянию на 16.05.2023 наравне с требованием об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, ФИО1 выставлено требование об оплате недоимки по ст. 228 НК РФ и оплате вышеуказанных штрафов, а также пени в срок до 15 июня 2023 г. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения указанных исковых требований, а именно взыскании недоимки по транспортному налогу за 2021 год ОКТМО <...> в размере 1103 рублей, по ОКТМО <...> в размере 2499 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 323 рублей; по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2021 год в размере 15600 рублей, а также штрафа за непредставление налоговой декларации в сумме 585 рублей и штрафа за неуплату налога в сумме 390 рублей. Как указано выше, сведений о погашении также недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2021 год и указанных штрафов, ФИО1 на момент рассмотрения дела судом, не представлено. Относительно требований о взыскании пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов в общей сумме 15731,94 рублей за период с 04.01.2023 по 18.09.2023, суд исходит из следующего: В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки(п.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов. В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер. Судом установлено, наличие у административного ответчика просрочки уплаты вышеуказанных налогов. Налоговым органом рассчитана неустойка за период просрочки налоговых платежей с 04.01.2023 по 18.09.2023 в сумме 224635 рублей (сальдо для пени). Вместе с тем, судом установлено, что ранее на основании решения Балтийского городского суда от 13 сентября 2023 года с административного ответчика была взыскана пени по транспортному налогу и по налогу на физических лиц за 2020 год, то налоговым органом не представлено доказательств обоснованности взыскания пени с вышеуказанной суммы и в этой связи суд полагает возможным произвести расчет пени из суммы задолженности в размере 215016 рублей. Таким образом, пени составляет 14984 рублей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска налогового органа. Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени, удовлетворить частично. Взыскать с ФИО1 (ИНН <...>), зарегистрированного по месту жительства по адресу: <...>, задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 35484 рублей, из которых: -по транспортному налогу за 2021 год ОКТМО <...> в размере 1103 рублей; - по транспортному налогу за 2021 год по ОКТМО <...> в размере 2499 рублей; -по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 323 рублей; -по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2021 год в размере 15600 рублей, штраф за непредставление налоговой декларации в сумме 585 рублей и штраф за неуплату налога в сумме 390 рублей; -пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов в общей сумме 14984 рублей за период с 04.01.2023 по 18.09.2023. Взыскать с ФИО1 (ИНН <...>), зарегистрированного по месту жительства по адресу: <...>, в доход местного бюджета муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области (код по ОКТМО 27705000) государственную пошлину в размере 1264,52 рублей (КБК 18210803010011060110). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме. Судья Л.Л. Чолий Мотивированное решение изготовлено 05.03.2024. Суд:Балтийский городской суд (Калининградская область) (подробнее)Судьи дела:Чолий Л.Л. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |