Решение № 2А-2089/2017 2А-2089/2017~М-1906/2017 М-1906/2017 от 9 июля 2017 г. по делу № 2А-2089/2017




№2а-2089/2017
Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

10 июля 2017 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Шамухамедовой Е.В.

при секретаре Хаернасовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> о признании решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога незаконным,

у с т а н о в и л :


Административный истец <ФИО>1 обратился в суд с административным иском, указав, что в <дата> стало известно, что имеется переплата по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>. В связи с этим обратился в налоговый орган с заявлением с просьбой о возврате излишне уплаченного налога. Решением <номер> от <дата> истцу отказано в выплате излишне уплаченного налога в виду пропуска трёхлетнего срока с момента оплаты налога. Полагает, что данный отказ незаконен, поскольку о факте переплаты стало известно только в <дата>. Кроме того, налоговым органом нарушены нормы налогового законодательства, поскольку не производил зачет данного налога, а также не направляло истцу в течение 10 дней извещения об обнаружении излишне уплаченного налога. Просит суд отменить решение налогового органа и обязать ответчика произвести возврат излишне уплаченного налога на доходы физического лица в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание административный истец <ФИО>1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее опрошенный в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИФНС <номер> по <адрес><ФИО>3, действующий на основании доверенности, возражал против административного искового заявления, поскольку о переплате налога <ФИО>4 было известно в <дата>, поскольку налоговым органом направлялось уведомление об имеющейся переплате. Кроме того, данная переплата возникла в связи с оплатой истцом данного налога без предоставления декларации. Просил суд в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Судом установлено, что у налогоплательщика <ФИО>1 имеется переплата налога на доходы физического лица в размере <данные изъяты>, что подтверждено в судебном заседании справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей по состоянию на <дата>.

При обращении в налоговый орган <ФИО>1 на основании решения МИФНС <номер> по <адрес> от <дата><номер> отказано в возврате налога на сумму <данные изъяты>, поскольку заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.

<ФИО>1, заявляя требования о признании указанного решения незаконным, указывает о том, что об имеющейся переплате ему стало известно только в <дата>.

Между тем, как следует из представленного реестра, <ФИО>1 в <дата> неоднократно извещался об имеющейся переплате.

Доводы истца о неполучении данных извещений судом не могут быть приняты во внимание, поскольку налоговым органом соблюдены нормы ч. 3 ст. 78 НК РФ о направлении извещения о переплате.

Вместе с тем, как следует из письма отдела камеральных проверок МИФНС <номер> по <адрес> декларации по налогу физических лиц за периоды <дата><ФИО>1 представлены не были, при этом оплата налогов производилась, в связи с чем образовалась и переплата.

В силу ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

С учетом того, что в соответствии налоговым законодательством исчисление налогов возложена обязанность на налогоплательщиков самостоятельно исчислять и уплачивать налоговые платежи, а также налоговым органом соблюдена процедура уведомления об имеющейся переплате, то решение налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного налога в виду пропуска <ФИО>1 трехлетнего срока на подачу заявления, является законным и отмене не подлежит.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <дата> N 173-0, в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 НК РФ, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то сеть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Трехлетний срок, установленный в статье 78 НК РФ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности. Кроме того, нормативное положение, адресованное налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.

Общий срок исковой давности в три года установлен статьей 196 ГК РФ. Течение срока исковой давности определено пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, которая предусматривает его исчисление со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Таким образом, <ФИО>1 не лишен права на обращение в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства о взыскании с налогового органа возврата излишне уплаченного налога.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Административное исковое заявление <ФИО>1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> о признании решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца через районный суд.

Мотивированный текст решение изготовлен 15 июля 2017 года.

Судья Е.В.Шамухамедова



Суд:

Советский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) (подробнее)

Ответчики:

МИФНС №6 по Астраханской области (подробнее)

Судьи дела:

Шамухамедова Елена Вячеславовна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Исковая давность, по срокам давности
Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ