Решение № 2А-653/2023 2А-68/2024 2А-68/2024(2А-653/2023;)~М-561/2023 М-561/2023 от 22 января 2024 г. по делу № 2А-653/2023Тымовский районный суд (Сахалинская область) - Административное Административное дело № 2а -68/2024 УИД 65RS0015-01-2023-000747-12 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 января 2024 года Тымовский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего Заборской А.Г., при секретаре судебного заседания Сивковой О.А., с участием: старшего помощника прокурора Тымовского района Неволина Д.Е., административного ответчика ФИО1, специалиста врача – психиатра ГБУЗ «СМРБ № 1» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тымовского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права на управление транспортными средствами, Прокурор Тымовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами, в обоснование которого указано, что ответчик имеет водительское удостоверение <данные изъяты>, выданное 9 апреля 2014 года. В ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что ФИО1 с 1995 года состоит на учете у врача - психиатра с заболеванием, препятствующим ему управлять транспортными средствами. Поскольку незаконное владение административным ответчиком правом на управление транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения, прокурор, ссылаясь на статью 28 Федерального закона от 10 февраля 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», просит прекратить действие специального права – права на управление транспортными средствами, принадлежащее ответчику. Определением суда от 25 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОМВД России по Тымовскому городскому округу, УМВД России по Сахалинской области. В судебном заседании прокурор по делу Неволин Д.Е. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании требования административного искового заявления признал. Заинтересованные лица ОМВД России по Тымовскому городскому округу, ОГИБДД ОМВД России по Тымовскому городскому округу, УМВД России по Сахалинской области, ГБУЗ «Сахалинская межрайонная больница № 1» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела по существу. Выслушав мнения прокурора, административного ответчика, специалиста ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения). Статьей 24 названного Закона определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (статья 23). В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, который перечисляет психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), являющиеся препятствием для управления транспортными средствами. В соответствии с пунктом 1 названного Перечня к противопоказаниям к управлению транспортными средствами относятся психические расстройства и расстройства поведения: органические, включая симптоматические, психические расстройства, что соответствует группе кодов F00-F09. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение (часть 1). Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона (часть 2). Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (часть 3). В соответствии со статьей 27 указанного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (часть 1). Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (часть 2). Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом 4 настоящего Закона (часть 3). Исходя из содержания вышеуказанных норм Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» комиссионное решение об установлении диспансерного наблюдения за лицами, страдающими психическими (наркологическими) расстройствами принимается только в случаях установления такого наблюдения без согласия лица при диагностировании хронических, затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Если же диспансерное наблюдение устанавливается в иных случаях и при наличии добровольного информированного согласия лица, комиссионное решение обязательным не является. Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина такого психического расстройства и расстройства поведения, как органические, включая симптоматические психические расстройства является противопоказанием для управления транспортными средствами. Как установлено судом и следует из материалов дела, 9 апреля 2014 года ФИО1, <данные изъяты>, выдано водительское удостоверение серии <данные изъяты> на право управления транспортными средствами категории «А,В,С,ВЕ,СЕ», сроком действия до 9 апреля 2024 года. Согласно информации ГБУЗ «Сахалинская межрайонная больница № 1», ФИО1 с 1995 года наблюдается врачом - психиатром с диагнозом <данные изъяты>, в настоящее время ему установлен диагноз <данные изъяты> Согласно заключениям врачебной комиссии ГБУЗ «СМРБ № 1» от 13 ноября 2023 года и от 19 января 2024 года, оформленными протоколами от № 5508 и № б/н, соответственно, у ФИО1 выявлены медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. Указанный диагноз входит в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Таким образом, из совокупности исследованных доказательств, судом достоверно установлено, что ФИО1 состоит на учете у врача-психиатра ГБУЗ «СМРБ № 1» с диагнозом <данные изъяты>, при этом доказательств прекращения диспансерного наблюдения ответчиком суду не представлено. Правомерность установления в отношении ФИО1 медицинского наблюдения вследствие установленного диагноза сомнений не вызывает, так как оно вызвано объективной необходимостью контроля за состоянием его здоровья; сведений о судебном оспаривании ФИО1 установленного ему диагноза, диспансерного наблюдения материалы дела также не содержат. Наличие у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами. По указанным основания суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора. При этом суд полагает, что реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законным интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения. В соответствии с частью 1 статьи 103 Налогового кодекса Российской Федерации, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку при обращении с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц прокурор Тымовского района в силу положений пункта 9 части статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, поданный иск удовлетворен, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административное исковое заявление прокурора Тымовского района удовлетворить. Прекратить действие специального права – права управления транспортными средствами ФИО1, <данные изъяты>, на основании водительского удостоверения серии <данные изъяты> Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета муниципального образования «Тымовский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме составлено 2 февраля 2024 года. Судья А.Г. Заборская Суд:Тымовский районный суд (Сахалинская область) (подробнее)Судьи дела:Заборская Анастасия Геннадьевна (судья) (подробнее) |