Апелляционное определение № 33А-3143/2026 от 7 апреля 2026 г.




Судья Ваншейд А.К. Дело № 33а-3143/2026

22RS0068-01-2025-002135-09


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


8 апреля 2026 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В., Барсуковой Н.Н.,

при секретаре Недозреловой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Ф.И.О.3 на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 21 октября 2025 года по административному делу № 2а-2780/2025 по административному иску Ф.И.О.3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Барсуковой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ф.И.О.1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (далее Межрайонная ИФНС России № 16 и № 14 по Алтайскому краю), в котором, с учетом уточнения просила:

- признать незаконными действия по начислению на едином налоговом счете задолженности, состоящей из недоимки по транспортному налогу за 2019 - 2022 годы, по налогу на имущество и земельному налогу за 2021 год;

- возложить на административных ответчиков обязанность устранить нарушение ее прав путем перерасчета и исключения из единого налогового счета (далее – ЕНС) задолженности по указанным налогам за спорные периоды, и начисленной на данные налоги пени.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со справкой налогового органа № *** по состоянию на 22 октября 2024 года на едином налоговом счете административного истца числится отрицательное сальдо в сумме 402570,32 руб., в том числе транспортный налог за 2019 год в размере 96858 руб. по сроку уплаты 1 декабря 2020 года; за 2020 год в размере 100250 руб., по сроку уплаты 1 декабря 2021 года; за 2021 год в размере 72875 руб., по сроку уплаты 1 декабря 2022 года; налог на имущество физических лиц в размере 1616 руб. за 2021 год, по сроку уплаты 1 декабря 2022 года; земельный налог за 2021 год в размере 111 руб., по сроку уплаты 1 декабря 2022 года.

Действия налогового органа по начислению транспортного налога за 2019-2022 годы и включению данной недоимки в ЕНС незаконны, поскольку транспортные средства в марте 2019 года были утилизированы на металлолом из-за ненадлежащего технического состояния, автобус марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ***, был изъят сотрудниками службы судебных приставов в рамках исполнительного производства. Фактическое отсутствие транспортных средств установлено в рамках рассмотрения Арбитражным судом Алтайского края дела о банкротстве № *** в отношении Ф.И.О.3, участником которого также являлся и налоговый орган. Земельный участок и жилой дом реализованы в ходе конкурсного производства, что подтверждается договором купли-продажи от 5 апреля 2021 года, в связи с чем земельный налог и налог на имущество могли быть начислены только за период с января по март 2021 года.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, в качестве заинтересованных лиц – ГУ МВД по Алтайскому краю, арбитражные управляющие Ф.И.О.5, Ф.И.О.4

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 21 октября 2025 года административные исковые требования Ф.И.О.3 удовлетворены частично.

Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю по начислению земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2021 год в отношении земельного участка с кадастровым номером: *** и жилого дома с кадастровым номером: *** за период 6 месяцев 2021 года (январь-июнь).

На Межрайонную ИФНС России № 14 по Алтайскому краю возложена обязанность произвести перерасчет земельного налога за 2021 год в отношении земельного участка с кадастровым номером: *** и налога на имущество физических лиц за 2021 год в отношении жилого дома с кадастровым номером: *** за период 3 месяца 2021 года (январь – март).

В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Ф.И.О.3 просит отменить решение с принятием нового об удовлетворении административных требований в полном объеме, настаивая на незаконности действий налогового органа по начислению транспортного налога за 2019-2022 годы, приводя прежние доводы, полагая, что им не дана надлежащая правовая оценка.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 3 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

ФИО1 О.3 на вышеуказанные действия налогового органа оставлена без удовлетворения решением УФНС России по Алтайскому краю № *** от 10 марта 2025 года, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о предъявлении административного иска 1 апреля 2025 года в установленный срок.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушения такого характера судом первой инстанции не допущены.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность по уплате налога, которая возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного ее исполнения в порядке, предусмотренном статьями 45, 70 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлены налоговые ставки. В отношении автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 130 л.с. включительно налоговая ставка составляет 50 руб., свыше 130 л.с. до 200 л.с. включительно – 50 руб., свыше 200 л.с. – 100 руб.

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 2.1 Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 года № 839, налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, в частности, в следующих размерах: земельные участки, занятые жилищным фондом, за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду - 0,1 %; земельные участки, приобретенные (предоставленные) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на которые прошло три года и более (за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности) - 0,3 %.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В пункте 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (пункт 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2019 года № 381 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула» установлены ставки налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в том числе 0,3 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;

Перечисленные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статьи 363, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Ф.И.О.3 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязана уплачивать законно установленные налоги.

Из представленных налоговым органом сведений, подтвержденных ответом УМВД по г.Барнаулу от 18 июля 2025 года № *** следует, что в период с 2019 по 2022 год на имя Ф.И.О.3 были зарегистрированы следующие транспортные средства:

- автобус марки <данные изъяты>), 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 25 июня 2013 года до 12 января 2022 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 25 июня 2013 года до 12 января 2022 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 5 октября 2011 года до 30 марта 2022 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 1 февраля 2013 года до 19 июня 2021 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 8 июля 2014 года до 18 июня 2021 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 8 июля 2014 года до 18 июня 2021 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 24 сентября 2013 года до 19 июня 2021 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2003 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 15 мая 2012 года до 19 июня 2021 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 27 августа 2013 года до 12 января 2022 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 29 марта 2013 года до 19 июня 2021 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 26 сентября 2011 года до 12 января 2022 года;

- автобус марки <данные изъяты>, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 8 июля 2014 года до 18 июня 2021 года;

- автобус марки <данные изъяты>), 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоит на регистрационном учете с 30 апреля 2013 года по настоящее время;

- автобус марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 18 ноября 2014 года до 12 января 2022 года;

- автобус марки <данные изъяты>), 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, состоял на регистрационном учете с 18 ноября 2014 года до 12 января 2022 года.

Кроме того, согласно сведениям ЕГРН Ф.И.О.2 в период с 30 марта 2012 года по 14 июля 2021 года на праве собственности принадлежало *** долей в праве общей долевой собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, и земельный участок по этому же адресу, кадастровый номер ***.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Кодекса).

Транспортный налог за 2019 год в отношении 15 транспортных средств был исчислен налоговым органом в налоговом уведомлении № *** от 3 августа 2020 года, которое направлено Ф.И.О.3 21 сентября 2020 года заказным почтовым отправлением, что подтверждается копией списка заказных писем № ***, содержащего сведения о почтовом идентификаторе, штемпель отделения почтовой связи о принятии корреспонденции.

Транспортный налог за 2020 год в отношении 15 транспортных средств исчислен в налоговом уведомлении № *** от 1 сентября 2021 года, которое направлено налогоплательщику 7 октября 2021 года заказным почтовым отправлением, что подтверждается копией списка заказных писем № ***, содержащего сведения о почтовом идентификаторе, штемпель отделения почтовой связи о принятии корреспонденции.

Транспортный налог за 2021 год в отношении 15 транспортных средств (по 6 автобусам – за 6 месяцев), налог на имущество за 6 месяцев 2021 года, земельный налог за 6 месяцев 2021 года исчислены в налоговом уведомлении № *** от 1 сентября 2022 года, которое направлено налогоплательщику 20 сентября 2020 года заказным почтовым отправлением, что подтверждается копией списка заказных писем № ***, содержащего сведения о почтовом идентификаторе, штемпель отделения почтовой связи о принятии корреспонденции.

Транспортный налог за 2022 год в отношении двух транспортных средств (по одному – за 3 месяца) исчислен в налоговом уведомлении № *** от 5 октября 2023 года; в этом же уведомлении произведен перерасчет транспортного налога по автобусу марки <данные изъяты>, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак *** (произведен расчет за 6 месяцев вместо 12 месяцев). Уведомление направлено 18 октября 2023 года заказным почтовым отправлением, что подтверждается копией списка заказных писем № ***, содержащего сведения о почтовом идентификаторе, штемпель отделения почтовой связи о принятии корреспонденции.

Таким образом, указанные налоговые уведомления направлены с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика, следовательно, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о возникновении у Ф.И.О.3 обязанности по уплате исчисленных налогов.

После получения справки налогового органа от 22 октября 2024 года о наличии на указанную дату отрицательного сальдо ЕНС в размере 402570,32 руб., в которую входят, в том числе: недоимка по транспортному налогу за 2019 -2022 годы в сумме 281358 руб., налог на имущество за 2021 год в сумме 1616 руб., земельный налог за 2021 год в сумме 111 руб., а также пени на сумму недоимки по налогам в сумме 83857,28 руб., 25 декабря 2024 года Ф.И.О.2 обратилась в Межрайонную ИФНС России № 14 по Алтайскому краю с заявлением о признании незаконным начисления названных налогов, ссылаясь на отсутствие транспортных средств.

Ответом Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю от 17 января 2025 года № *** заявителю указано, что инспекцией произведена сверка с регистрирующими подразделениями ГИБДД, Росреестра, в ходе которой установлена принадлежность Ф.И.О.2 спорных транспортных средств, земельного участка и здания, в отношении которых были исчислены спорные налоги, нарушений при исчислении налогов не установлено.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю от 10 марта 2025 года № *** жалоба Ф.И.О.3 на указанный ответ оставлена без удовлетворения. При этом установлено, что доводы о фактическом отсутствии транспортных средств, изъятии автобуса <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ***, в рамках исполнительного производства, реализации земельного участка и здания на нем в рамках конкурсного производства не подтверждены, начисление налогов произведено в соответствии с данными регистрирующих органов, налогоплательщик не обращалась с заявлением о гибели или изъятии транспортных средств в порядке статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из представленных сведений о регистрации транспортных средств за Ф.И.О.3 в указанные ею периоды, установив, что в рамках исполнительного производства № *** автобус марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ***, снят с реализации, и в связи с отказом взыскателя от приятия имущества, передан должнику 20 июня 2019 года, пришел к обоснованному выводу о том, что Ф.И.О.3 является плательщиком транспортного налога за 2019-2020 годы, в установленные законом сроки налог не уплачен, порядок и процедура направления налоговых уведомлений и требований об уплате налога и пени налоговым органом соблюдены, в связи с чем названные недоимки обоснованно включены в совокупную налоговую обязанность и отражены на едином налоговом счете.

Доводы жалобы о неправомерном начислении транспортного налога за 2019 - 2022 годы в отношении транспортных средств в связи с их фактической утратой основаны на неверном толковании норм права.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (определения от 29 сентября 201 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О, от 29 мая 2019 года № 1441-О).

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 283-ФЗ) определяет правовую и организационную основы, цели государственной регистрации транспортных средств, среди прочего права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств.

Исходя из положений статьи 10 Закона № 283-ФЗ регистрационные действия, под которыми понимаются действия регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство, совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения. К регистрационным действиям, среди прочего относится снятие транспортного средства с государственного учета - перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств (пункт 5 части 4 статьи 10 Закона).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона № 283-ФЗ снятию с государственного учёта подлежит транспортное средство по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства либо его гибели или уничтожения.

Согласно пункту 71 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») снятие с государственного учёта транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.

Соответственно, снятие транспортного средства с государственного учёта после утилизации осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.

Перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения по транспортному налогу, при которых транспортный налог не подлежит начислению, приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим, при этом уничтожение объекта налогообложения (полная его гибель) не входит в перечень случаев, предусмотренных названным пунктом.

В соответствии с пунктом 3.1. статьи 362 Налогового Кодекса Российской Федерации (введенным в действие Федеральным законом от 23 ноября 2020 года 374-ФЗ), в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.

В случае, если налогоплательщик не представил в налоговый орган заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, действующее законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и именно на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, в налоговый орган с заявлением о гибели или уничтожении объекта налогообложения, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Такой правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 25 тематического Обзора судебной практики № 3/2026 «О рассмотрении судами общей юрисдикции споров, связанных с применением отдельных положений законодательства о налогах и сборах», утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 25 марта 2026 года № 4а/2026.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт гибели или утраты принадлежащих налогоплательщику транспортных средств не подтверждается, свидетельства (акты) об утилизации транспортных средств в материалы дела не представлены.

Доказательств обращения с заявлениями в органы ГИБДД о прекращении регистрации спорных автомобилей за Ф.И.О.3 не представлено, как и доказательств о своевременном обращении в налоговый орган с заявлениями о прекращении начисления транспортного налога на транспортные средства, что исключало бы начисление транспортного налога за 2019-2022 годы, материалы дела не содержат.

Исходя из положений статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение о признании Ф.И.О.3 несостоятельным (банкротом) не имеет преюдициального значения при рассмотрении административного дела.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает. Обстоятельств, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения, апеллянтом не приведено.

Иное толкование автором апелляционной жалобы положений законодательства о налогах и сборах не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).

Такие принципы судом первой инстанции по настоящему административному делу соблюдены.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 21 октября 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.И.О.3 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 апреля 2026 года



Суд:

Алтайский краевой суд (Алтайский край) (подробнее)

Ответчики:

МИФНС №16 по АК (подробнее)
МИФНС России №14 по АК (подробнее)
УФНС России по АК (подробнее)

Иные лица:

ГУ МВД по АК (подробнее)

Судьи дела:

Барсукова Наталья Николаевна (судья) (подробнее)