Решение № 2А-3944/2020 2А-3944/2020~М-3722/2020 М-3722/2020 от 24 ноября 2020 г. по делу № 2А-3944/2020





РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

24.11.2020 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,

при секретаре Бердинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3944/2020 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу,

установил:


ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу, ссылаясь на то, что ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога, так как на него зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Должнику направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога. По состоянию на дата налогоплательщик имеет задолженность по транспортному налогу на сумму 8 838 руб. 00 коп. На основании ст.69 НК РФ должнику отправлено требование об уплате налога. Срок исполнения требования - до дата. В нарушение ст. ст. 44 и 45 НК РФ указанные требования налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены. В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере 39 руб. 62 коп. Должник является налогоплательщиком имущественных налогов в дата в связи с наличием объекта(ов) налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст.85 НК РФ. В 2018г. у ФИО1 в собственности находились следующие объекты налогообложения:

-транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак ***, марка/модель ***, Год выпуска дата Дата регистрации права дата;

- транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак ***, марка/модель *** Год выпуска дата, Дата регистрации права дата.

Судебный приказ от дата, вынесенный в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ, по заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара по требованию о взыскании со ФИО1 обязательных платежей и санкций, был отменен дата определением мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области по административному делу №... на основании возражений должника. Вместе с тем, задолженность и пени по транспортному налогу на общую сумму 8 877 руб.62 коп. не погашена. Просит взыскать с должника ФИО1 к уплате общей суммы задолженности по транспортному налогу за 2018г. в размере 8 838 руб. 00 коп., пени в размере 39 руб. 62 коп., а всего 8 877 руб. 62 коп.

Представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары – ФИО2, действующая на основании доверенности №... от дата, в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнила, что инспекцией был направлен запрос в МРЭО ГИБДД для выяснения вопроса о том, находятся ли указанные в иске автомобили в розыске. Из поступившего ответа следует, что автомобили значатся за ответчиком, сведений об угоне нет. Кроме того, ответчик не обращался в инспекцию с заявлением об угоне автомобилей.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и месте заседания извещен надлежащим образом, однако, судебное извещение возвращено за истечением срока хранения.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Порядок исчисления налогов установлен ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы.

Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Нормами п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Из материалов дела следует, что административный ответчик, как собственник транспортных средств, является плательщиком транспортного налога с физических лиц.

В связи с неоплатой налогов в установленный срок, налоговый орган начислил административному ответчику пени и направил в его адрес требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... по состоянию на дата с указанием недоимки по транспортному налогу с физических лиц и пени по транспортному налогу с физических лиц всего на сумму 8 838,00 руб., пени 39,62 руб. со сроком уплаты до дата.

Судом установлено, что в дата году у ФИО1 в собственности находились следующие объекты налогообложения:

- транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак ***, Год выпуска дата Дата регистрации права дата;

- транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак *** Год выпуска дата Дата регистрации права дата.

Из материалов дела следует, путем выгрузки в личный кабинет налогоплательщика ответчику ФИО1 направлено налоговое уведомление №... от дата о необходимости оплаты налога за 2018 год, а именно, транспортного налога в сумме 8 838,00 руб., что подтверждается реестром, представленном в материалы дела.

Однако, налог административным ответчиком в полном объеме не уплачен, в связи с чем были начислены пени.

Административным истцом вынесено требование №... по состоянию на дата о необходимости погашения задолженности по уплате транспортного налога, в размере 8 838,00 руб., пени в размере 39,62 руб. в срок до дата. Указанное требование выгружено в личный кабинет налогоплательщика ответчику ФИО1, что подтверждается реестром, представленном в материалы дела.

Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Довод административного ответчика, изложенный в письменных возражениях на судебный приказ №... от дата относительно того, что один из автомобилей угнан в 2002 году судом не принимается во внимание по следующим основаниям.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не являются объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

В Налоговом кодексе и изданных во исполнение Налогового кодекса нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт угона (кражи) транспортного средства.

К таковым документам, в частности, может относиться справка об угоне (краже) транспортного средства, которая выдается правоохранительными органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж), иные документированные сведения, полученные от указанных органов.

При отсутствии вышеуказанной справки документом, подтверждающим факт угона (кражи), по мнению Минфина России, изложенному в письме от дата №..., может рассматриваться справка или постановление о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, информация об угоне (краже) транспортного средства может содержаться во вступивших в законную силу судебных постановлениях, решениях, определениях (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 17.02.1994 N 58, розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.

В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел (ОВД), на основании которого указанный орган вынесет постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдаст заявителю справку об угоне зарегистрированного на него транспортного средства.

Следовательно, при представлении в налоговый орган подлинника указанной справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

Таким образом, в случае документального подтверждения факта угона транспортного средства взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором (согласно выданной ОВД справке) был совершен угон. Другими словами, исчисление транспортного налога по угнанному транспортному средству производится с учетом количества месяцев, в течение которых оно находилось во владении налогоплательщика.

В том случае, если от налогоплательщика подлинника выданной ОВД справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на него транспортного средства, в налоговый орган не поступало, у последнего отсутствуют законные основания для не начисления по этому транспортному средству транспортного налога (вплоть до месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик представит в налоговый орган указанную справку).

В случае отсутствия у налогоплательщика справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданной соответствующим ОВД, но при наличии у него каких-либо иных других документов, подтверждающих факт угона, правомерность освобождения его от уплаты налога за это транспортное средство налогоплательщику следует доказывать в суде.

Так, если в ходе предварительного следствия, назначенного по уголовному делу, возбужденного по факту угона транспортного средства, лицо, виновное в угоне, не установлено, то согласно положениям пп. 1 п. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в этом случае может быть вынесено постановление о приостановлении производства по данному уголовному делу. При этом, как следует из положений пп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ, лицо, на которое зарегистрировано угнанное транспортное средство, вправе (на основании письменного запроса в ведущий следствие ОВД) получить копию указанного постановления, что послужит основанием для снятия автомобиля с регистрационного учета.

Из представленного ГУ МВД России по Самарской области ответа на запрос следует, в соответствии с карточками учета транспортных средств, в собственности у административного ответчика ФИО1 имеются транспортные средства:

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак *** Год выпуска дата Дата регистрации права дата;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак ***, Год выпуска дата Дата регистрации права дата.

Кроме того, ни в налоговый орган, ни суду в материалы дела административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие факт угона транспортного средства.

Из материалов дела следует, что ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обращалась к мировому судье судебного участка №... Октябрьского судебного района г. Самары с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу.

Определением мирового судьи судебного участка 36 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от дата отменен судебный приказ от дата о взыскании со ФИО1 в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары недоимки за 2018 год по транспортному налогу с физических лиц в размере 8 838 руб., пени в размере 39,62 руб., а всего 8 877,62 руб.

Из расчета, представленного административным истцом, следует, что административный ответчик имеет задолженность за 2018 год по транспортному налогу в размере 8 838 руб., пени в размере 39,62 руб., а всего 8 877,62 руб.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела, срок исполнения требования №... об уплате налога за дата истек дата.

ИФНС обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа в отношении ФИО1 дата, то есть в пределах предусмотренного законом срока.

Судебный приказ, выданный дата, о взыскании со ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2018 год и пени отменен определением мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района г. Самара Самарской области дата.

Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары подан в Октябрьский районный суд адрес дата, то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд со дня отмены мировым судьей судебного приказа.

На основании изложенного, с учетом имеющихся в деле доказательств, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета городского округа Самара в сумме 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 219, 175-180 КАС РФ,

решил:


Административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары удовлетворить.

Взыскать со ФИО1, дата г.р., уроженца г. Самара, зарегистрированного по адресу: адрес пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары задолженность за дата по транспортному налогу в размере 8 838 руб., пени - 39,62 руб., а всего 8 877, 62 руб. (восемь тысяч восемьсот семьдесят семь руб., 62 коп.).

Взыскать со ФИО1, дата г.р., уроженца г. Самара, зарегистрированного по адресу: адрес доход бюджета городского округа Самара в размере 400 руб. (четыреста руб.).

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 27.11.2020г.

Судья подпись А.Х. Курмаева

.
.

.:



Суд:

Октябрьский районный суд г. Самары (Самарская область) (подробнее)

Истцы:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары (подробнее)

Ответчики:

Спиридонов Д.Г. (подробнее)

Судьи дела:

Курмаева А.Х. (судья) (подробнее)