Решение № 2А-654/2019 2А-654/2019~М-646/2019 М-646/2019 от 18 декабря 2019 г. по делу № 2А-654/2019Советский городской суд (Калининградская область) - Гражданские и административные Именем Российской Федерации 19 декабря 2019 года город Советск Советский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Баландиной О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании штрафа за совершение налогового правонарушения, Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области обратилась в Советский городской суд Калининградской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании штрафа за совершение налогового правонарушения, в обоснование требований которого указала следующее. ФИО1 состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, применявшего упрощенную систему налогообложения, и являлся налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 26.03.2004 и прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 14.11.2013 на основании собственного решения. Срок предоставления по годовой налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2013 год - 30.04.2014. Поскольку налоговая декларация ФИО1 поступила в инспекцию 19.09.2014, то есть с нарушением срока представления декларации, в соответствии с п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 начислен штраф за несвоевременное представление в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок налоговых деклараций за 2013 год. 13.05.2015 инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №1045, что подтверждается списком почтовых отправлений от 15.05.2015 №23. Вышеуказанное требование в добровольном порядке исполнено не было, вынесенный мировым судьей судебного участка №1 Советского городского округа Калининградской области в отношении ФИО1 судебный приказ от 18.12.2018 №2а-4688/2018, отменен 11.02.2019. В связи с тем, что за налогоплательщиком числится задолженность, Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области, ссылаясь на пп.1 и пп.4 п.1 ст.23, п.1 ст.119, п.1 ст.70, п.6 ст.69, ст.ст.346.12, 346.21, 346.23, 346.19, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила взыскать штраф по упрощенной системе налогообложения в сумме 1 000 рублей. Административным ответчиком возражения в письменной форме относительно заявленных требований не представлены. На основании п.3 ч.1 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства. Исследовав письменные материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.1 ст.30 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области наделена функциями контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов. В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 и пп.пп.1, 4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). В соответствии со ст.346.11 и ст.346.12 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ст.346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп.2 п.1 ст.346.23 Налогового кодекса Российской Федерации). На основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, по месту нахождения налогового органа проводится камеральная налоговая проверка без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.п.1 ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации). Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п.5 ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации, п.п.1, 5 ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации). Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения месячного срока для представления налогоплательщиком письменных возражений по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, который исчисляется со дня получения акта налоговой проверки (п.1 ст.100.1, п.1 ст.101, п.6 ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации). Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю) (п.2, 7, 9 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу п.1 и п.2 ст.101.3 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. Согласно п.3 ст.101.3 Налогового кодекса Российской Федерации на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение. ФИО1, идентификационный номер налогоплательщика №, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13.08.1996 по 14.11.2013. Декларация по упрощенной системе налогообложения за 2013 год, регистрационный №, представлена им 19.09.2014. При проведении в период с 19.09.2014 по 19.12.2014 камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета) «Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» индивидуального предпринимателя ФИО1, регистрационный номер налоговой декларации (расчета) №, выявлено нарушение установленного законодательством срока представления налоговой декларации в 5 месяцев. По результатам проверки в акте камеральной налоговой проверки индивидуального предпринимателя ФИО1 № от 13.01.2015 № предложено привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации, и разъяснено, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, налогоплательщик вправе представить в течение одного месяца со дня получения акта в Межрайонную ИФНС России №2 по Калининградской области письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Копия вышеуказанного акта получена административным ответчиком 20.01.2015, возражений в установленный срок в налоговый орган не поступило. При таких обстоятельствах доводы административного искового заявления о том, что административным ответчиком нарушены сроки предоставления налоговой декларации, нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела. В соответствии с п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. 13.02.2015 в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, которое получено им 21.02.2015. Решением начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области от 05.03.2015 № за нарушение срока предоставления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013 год, индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации, и ему назначен штраф в размере 1 000 рублей. В том же решении ФИО1 предложено уплатить штрафы. Сведений об обжаловании вышеуказанного решения при рассмотрении настоящего административного дела не представлено. Поскольку вышеуказанный штраф административным ответчиком уплачен не был, Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области 15.05.2015 ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.05.2015 №, в котором установлен срок погашения задолженности – 22.06.2015. 25.06.2018 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области принято решение №1490 о взыскании задолженности в сумме 1 000 рублей за счет имущества ФИО1 и направлении искового заявления о взыскании задолженности в мировой суд. В силу ч.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Реестр об отправке решения начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области от 05.03.2015 № суду не представлен. Сведений о штриховом почтовом идентификаторе, позволяющем проверить направление его административному ответчику, ни в вышеуказанном решении, ни в административном исковом заявлении не содержится. С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что порядок взыскания со ФИО1 штрафа Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области нарушен. В соответствии с ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. В силу ст.115 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст.ст.46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. При этом требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством налогов. С заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Советского городского округа Калининградской области 18.12.2018, с настоящим административным исковым заявлением – 25.09.2019. Поскольку судебный приказ, вынесенный 18.12.2018, отменен 11.02.2019 административное исковое заявление к ФИО1 подано в Советский городской суд Калининградской области с пропуском установленного п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации срока. При подаче административного искового заявления административным истцом ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено. При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.175-176, 178-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании штрафа в размере 1 000 рублей за совершение налогового правонарушения отказать. Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд Калининградской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Судья О.В. Баландина Суд:Советский городской суд (Калининградская область) (подробнее)Судьи дела:Баландина Ольга Владимировна (судья) (подробнее) |