Приговор № 1-743/2023 от 15 августа 2023 г. по делу № 1-743/2023




Дело № 1-743 15 августа 2023 года


ПРИГОВОР


Именем Российской Федерации

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Вецкий В.В.,

с участием государственного обвинителя ст. помощника Санкт-Петербургского транспортного прокурора Кириченко Д.А.,

адвоката Жукова А.В.,

подсудимого ФИО1,

представителя потерпевшего АО «ПМГРЭ» ФИО2,

при помощнике судьи Матюшкиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, пенсионера, проживающего в Санкт-Петербурге по <адрес>, ранее не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ст. 158 ч.4 п. «б» УК РФ,

установил:


подсудимый ФИО1 совершил покушение на кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенную в особо крупном размере.

ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут, ФИО1, являясь механиком научно-исследовательского судна «Профессор Логачев» (далее НИС «Профессор Логачев»), и, находясь на вышеуказанному судне, ошвартованном к причалу № 10 ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» (далее ЗАО «КСЗ») по адресу: <адрес>, действуя из корыстных побуждений, преследуя цель личного обогащения и извлечения дохода от преступной деятельности посредством безвозмездного завладения и последующей реализации дизельного топлива ЕВРО межсезон, сорт Е, кл. К5, марки ДТ – Е – К5 (далее дизельное топливо) принадлежащего АО «Полярная Морская Геологоразведочная Экспедиция» (далее АО «ПМГРЭ»), разработал преступный план предстоящего хищения.

После чего, во исполнение преступного плана, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут находясь по адресу: <адрес>, в ходе телефонного разговора, попросил, неосведомленного о совершаемом преступлении ФИО6, сбыть дизельное топливо, в количестве не менее 70 тонн.

ФИО1 взял на себя обязательства организации непосредственного хищения дизельного топлива, посредством частичной бункеровки НИС «Профессор Логачев» и заполнения отчетных документов заведомо ложными сведениями, с целью использования незаконно образовавшегося остатка в количестве не менее 70 тонн в личных целях, а ФИО6, в последующем приискать место сбыта похищенного имущества.

ДД.ММ.ГГГГ в 13 часа 30 минут, ФИО6 находясь в <адрес> края, действуя по указанию ФИО1, в ходе телефонного разговора приискал неосведомленного о совершаемом преступлении покупателя в лице ФИО7, с которым договорился о реализации последнему не менее 70 тонн топлива по цене 17 рублей 00 копеек за 1 килограмм. При этом, согласно условной договоренности, ФИО7 обязался предоставить судно для бункеровки в него указанного топлива.

Затем, действуя последовательно и в соответствии с ранее разработанным планом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 21 часа 30 минут находясь по адресу: <адрес>, осознавая, что по заявке АО «ПМГРЭ» бункеровочному судну «Экобалт» (далее б/с «Экобалт») необходимо забункеровать в топливные танки НИС «Профессор Логачев» 546,038 тонн дизельного топлива, умышлено сообщил неосведомленному о совершаемом преступлении капитану б/с «Экобалт» ФИО9 заведомо ложную информацию, направленную на облегчение доступа к похищаемому дизельному топливу. ФИО1, сообщил ФИО9, об отсутствии места в танках НИС «Профессор Логачев» для размещения всего количества заявленного к бункеровке топлива и попросил из указанного необходимого объема, отдельно забункеровать не менее 70 тонн дизельного топлива в стороннее судно, заверив последнего, что указанная часть топлива в дальнейшем будет забункерована в НИС «Профессор Логачев» самостоятельно, после перераспределения имеющегося на борту топлива между танков. В действительности же ФИО1 планируемый незабункерованный в б/с «Экобалт» остаток дизельного топлива в количестве не менее 70 тонн, намеривался реализовать ФИО7, которого ранее приискал ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ в 00 час 10 минут, ФИО1 во исполнение преступного умысла, находясь по вышеуказанному адресу, указал членам экипажа б/с «Экобалт» начать осуществление бункеровки танков НИС «Профессор Логачев», после чего, по достижении закачки топлива в количестве 472,129 тонн, ФИО1, находясь на НИС «Профессор Логачев» по тому же адресу в 04 часа 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, осознано, указал остановить бункеровку, и как следствие, незаконно оставил в топливных танках б/с «Экобалт» дизельное топливо, принадлежащее АО «ПМГРЭ», в количестве 73,909 тонн стоимостью 3 356 700 рублей 66 копеек, тем самым, совершил его хищение.

Затем, ФИО1 умышлено, с целью сокрытия похищенного имущества и необходимостью подписания соответствующей отчетной документации, достоверно зная о незаконно образовавшемся остатке в количестве 73,909 тонн, в 04 часа 20 минут ДД.ММ.ГГГГ, находясь по тому же адресу, предъявил сюрвейеру ФИО8 бункерную накладную № от ДД.ММ.ГГГГ, с заведомо лично внесенными ложными сведениями, согласно которой б/с «Экобалт» забункеровало НИС «Профессор Логачев» топливо якобы в заявленном количестве 546,038 тонн. После чего, неосведомленный о совершаемом преступлении ФИО8, будучи введенным в заблуждение, на основании предоставленных ФИО1 сведений, в 04 часа 40 минут ДД.ММ.ГГГГ отразил в отчете от ДД.ММ.ГГГГ аналогичную информацию о забункерованном топливе в количестве 546,038, тем самым, согласно преступного замысла ФИО1, ФИО8 неосознанно скрыл следы фактического хищения.

ФИО6 находясь в <адрес> края в 05 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, по указанию ФИО1, в ходе телефонного разговора обратился к ФИО7 и согласовал процедуру реализации похищенного ФИО1 топлива в адрес последнего. Однако реализовать похищенное топливо не представилось возможным, поскольку после отключения бункеровочных трубопроводов от судовых систем приема топлива и фактической отшвартовки б/с «Экобалт» от борта НИС «Профессор Логачев», должностными лицами СПб ЛО МВД России на водном транспорте при проведении осмотра места происшествия в период времени с 07 часов 50 минут по 11 часов 05 минут ДД.ММ.ГГГГ, на б/с «Экобалт» выявлено и изъято похищенное дизельное топливо в количестве 73,909 тонн.

Таким образом, ФИО1, своими последовательными преступными действиями, совершил хищение принадлежащего АО «ПМГРЭ» дизельного топлива ЕВРО межсезон, сорт Е, кл. К5, марки ДТ – Е – К5 в количестве 73,909 тонн, на сумму 3 356 700 рублей 66 копеек, чем причинил ущерб указанному юридическому лицу в особо крупном размере, но свой преступный умысел до конца не довёл по независящим от него причинам, т.к. не получил реальной возможности распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению.

Подсудимый ФИО1 частично признал свою вину и пояснил, что с февраля 2023 он занял должность главного механика НИС «Профессор Логачев». В его должностные обязанности входил комплекс проводимых технических работ, связанных с плавучестью и жизнедеятельностью судна, в том числе в контроль за наличием запасов топлива, его расходованием и учетом, а также обеспечение ведения соответствующей технической документации. Незадолго до получения должности он проходил обучение по повышению квалификации, где познакомился с ФИО6, который так же обучался на старшего механика. Они обменялись контактными номерами телефонов, чтобы в дальнейшем взаимодействовать. ДД.ММ.ГГГГ компанией АО «ПМГРЭ» была запланирована бункеровка НИС «Профессор Логачев» дизельным топливом в размере 546,038 тонн. В тот момент у него было тяжелое материальное положение, и он сильно нуждался в деньгах, что и побудило его к решению похитить часть топлива, планируемого к бункеровке. Он рассчитал, что за время экспедиции судна он сможет сэкономить не менее 70 тонн дизельного топлива. Не имея возможности самостоятельно продать топливо, он решил обратиться к своему товарищу ФИО6 связавшись с ФИО6 он сообщил, что имеет возможность продать дизельное топливо, и тот сказал, что сможет ему помочь в поисках покупателя. Через некоторое время ФИО6 сообщил, что покупателя по нужной цене он нашёл, но кто это был, он, ФИО1 не знал, и каким способом топливо будет забирать покупатель, он так же не знал. Способ хищения заключался в следующем: в ходе бункеровки НИС «Профессор Логачев» он намеревался убедить капитана судна бункеровщика, что часть топлива не поместится в танки НИС «Профессор Логачев», в связи с чем оставшуюся часть надо забункеровать на стороннее судно. Данным сторонним судном, и должно стать судно покупателя. А капитану бункеровшика он скажет, что образовавшийся остаток он забункерует с указанного стороннего судна в НИС «Профессор Логачев», после перераспределения топлива между танков НИС «Профессор Логачев». ФИО6 необходимо было только обеспечить, чтобы судно покупателя подошло после окончания бункеровки НИС «Профессор Логачев», а он, ФИО1, подтвердил бы капитану, что это именно то судно, в которое якобы необходимо забункеровать остаток дизельного топлива предназначающегося НИС «Профессор Логачев». После совершения хищения он намеривался заполнить все отчетные документы и указать в них ложные данные о якобы полной бункеровке заявленным топливом, а именно в размере 546,038 тонн. Далее за время экспедиции он планировал экономить дизельное топливо, используя известные ему технические особенности судна. ДД.ММ.ГГГГ к борту НИС «Профессор Логачев» начало швартовку бункеровочное судно «Экобалт» (далее б/с «Экобалт»), на борту которого находилось судовое дизельное топливо в количестве 546,038 тонн для бункеровки НИС «Профессор Логачев». Он подошел к капитану б/с «Экобалт» ФИО9 и сказал, что в танках НИС «Профессор Логачев» не хватает места для полной бункеровки 546,038 тонн дизельного топливо, и попросил ФИО9 забункеровать НИС «Профессор Логачев» тем количеством топлива, которое поместится в танках, а оставшееся топливо забункеровать в стороннее судно, которое подойдет позже, а он в свою очередь в ближайшее время перераспределит топливо между танков НИС «Профессор Логачев» и после чего с указанного стороннего судна забункерует данный остаток своими силами в настоящие танки НИС «Профессор Логачев». Этот остаток он хотел оставить для последующей перепродажи, т.е. похитить его. Вместе с ФИО9 они подписали ФИО9 накладную о полном бункеровании всего заявленного топлива в размере 546,038 тонн. Процесс закачки топлива ДД.ММ.ГГГГ контролировал сюрвейер АО «СЖС Восток лимитед» ФИО8, который находился на судне НИС «Профессор Логачев». По достижении закачки топлива в количестве 472,129 тонн, он, ФИО1, подал команду остановить настоящую закачку топлива, и составил бункерную накладную, в которую внес ложные данные, а именно информацию согласно которой б/с «Экобалт» забункеровало НИС «Профессор Логачев» топливо якобы в заявленном количестве 546,038 тонн. Накладную он передал сюрвейеру ФИО8, пояснив, что бункерная операция полностью окончена и с б/с «Экобалт» на НИС «Профессор Логачев» забункеровано 546,038 тонн дизельного топлива, после этого ФИО8 на основании указанной бункерной накладной, составил свой сюрвейерский отчет. Затем он сообщил ФИО6 и сказал, что готов продать дизельное топливо в количестве 73,909 тонн, которое находится на б/с «Экобалт», а также о том, что капитан б/с «Экобалт», готов по его указанию забункеровать данное топливо в любое предоставленное судно. Через некоторое время на борт судна прошли сотрудники полиции и сказали, что обладают информацией о том, что совершено хищение, в котором он сознался. Полностью признаёт все фактические обстоятельства совершённого хищения, но не считает, что реально имел возможность распорядиться похищенным имуществом, поскольку сам был задержан непосредственно на месте совершения преступления;

Кроме личного признания вина подсудимого ФИО1 подтверждается:

-показаниями законного представителя АО «ПМГРЭ» ФИО2 о том, что НИС «Профессор Логачев» находится на балансе названной организации. Между ООО «РН-Бункер» и АО «ПМГРЭ», был заключен договор поставки топлива на судно. ООО «РН-Бункер» осуществляло бункеровку наливом используя судно «Экобалт», которое принадлежит ООО «БАЛТЭКО». Заявленный объем приобретаемого дизельного топлива по договору с ООО «РН-Бункер», приобретался для последующего рейса длительностью ориентировочно 3 месяца. Судно «Экобалт» должно было забункеровать НИС «Профессор Логачев» примерно 550 тонн, о предстоящей бункеровке было сообщено команде судна НИС «Профессор Логачев». Непосредственный контроль, участие и руководство процессом бункеровки на судне «Профессор Логачев» возлагается на главного механика судна, которым являлся ФИО1 При этом ФИО1 должен лично присутствовать в процессе бункеровки, с помощью имеющихся технических средств контролировать объем бункеруемого топлива, заполнять судовую документацию в части бункеруемого топлива, докладывать капитану судна о поведенной бункеровке. После окончания бункеровки НИС «Профессор Логачев», номинированным ООО «РН-Бункер» сюрвейером были произведены замеры топлива, оставшегося на судне «Экобалт», после чего был составлен сюрвейерский отчет, согласно которому на судне «Экобалт» осталось 72,354 тонны, о том, что указанное топливо подлежало выдаче на НИС «Профессор Логачев» стало известно от сотрудников полиции ДД.ММ.ГГГГ, а также после проведенной инвентаризации, в ходе которой была установлена недостача дизельного топлива в количестве 73,909 тонн. После окончания бункеровки ДД.ММ.ГГГГ, главному механику ФИО1 с судна «Экобалт» была передана бункерная накладная, согласно которой на НИС «Профессор Логачев» выдано 546,038 тонн, а по факту было выявлено недопоставка топлива в количестве 73,909. Стоимость похищенного таким способом топлива составила 3 356 700 рублей 66 копеек, однако, материальных претензий Общество к подсудимому не имеет, т.к. похищенное топливо было изъято сотрудниками полиции, и может быть возвращено Обществу после вынесения приговора по настоящему делу;

-показаниями свидетеля ФИО9, оглашёнными в судебном заседании о том, что он работает в должности капитана судна «Экобалт» в организации ООО «БалтЭко». ДД.ММ.ГГГГ ему от диспетчера ООО «Балт Эко» поступила заявка на бункеровку научно-исследовательского судна «Профессор Логачев» общим объемом 546,038 тонны. После швартовки, с борта б/с «Экобалт» на борт НИС «Профессор Логачев» был передан резиновый шланг для приемки-передачи дизельного топлива, указанный шланг был подключен к приемному трубопроводу НИС «Профессор Логачев». Затем к нему подошел старший механик НИС «Профессор Логачев» ФИО1 и сообщил, что в танках НИС «Профессор Логачев» не хватает места для полной бункеровки 546,038 тонн дизельного топлива, что является его просчётом. Он просил никому об этом не сообщать, т.к. его уволят и попросил забункеровать НИС «Профессор Логачев» тем количеством топлива, которое поместится в танках, а оставшееся топливо забункеровать в другое судно, капитана которого ФИО1 попросит передержать на своем борту данный остаток, после чего ФИО1 перераспределит имеющееся топливо среди танков НИС «Профессор Логачев» и затем своими силами, с указанного другого судна забункерует указанный остаток топлива в танки НИС «Профессор Логачев». Он согласился помочь ФИО1 При этом ФИО1 попросил его заполнить бункерную накладную с отражением полного количества забункерованного топлива в размере 546,038 тонн, на что он так же согласился. По достижении закачки топлива в количестве 472,129 тонн, ФИО1 подал команду остановить перекачку топлива затем ФИО1 составил бункерную накладную, в которой отразил, что б/с «Экобалт» забункеровало НИС «Профессор Логачев» топливом в количестве 546,038 тонн. После подписания бункерной накладной, сюрвейер ФИО8 находящийся на НИС «Профессор Логачев» составлял сюрвейерский отчет. Спустя непродолжительное время на борт б/с «Экобалт» прошли сотрудники полиции, которые пояснили, что ФИО1 похитил топливо с НИС «Профессор Логачев» в размере 73,909 тонн. То есть непосредственно остатком, которым ФИО1 якобы намеревался дальше забункеровать НИС «Профессор Логачев», ФИО1 желал распорядится самостоятельно /т. 2 л.д. 38-41/;

-показаниями свидетеля ФИО6, оглашёнными в судебном заседании о том, что он, повышая свою квалификацию обучался на должность старшего механика и в процессе учёбы познакомился с подсудимым. ДД.ММ.ГГГГ, во время, когда он находился в отпуске в <адрес> края, ему позвонил ФИО1, и рассказал, что сейчас он находится на судне НИС «Профессор Логачев» и хочет продать не менее 70 тонн дизельного топлива, но не знает куда топливо продать, и спросил его, не сможет ли он найти заранее куда реализовать такой объем дизельного топлива. Он (ФИО6) по предложению ФИО1, должен был найти покупателя на указанное топливо и обеспечить подход судна покупателя к борту б/с «Экобалт» для бункеровки и реализации данного топлива, после чего он сказал ФИО1, что позвонит позже, когда с кем-нибудь договорится о продаже. Он позвонил знакомому, ФИО7, который занимается реализацией топлива, и договорился с ним о покупке топлива. ФИО7 сказал, что на бункеровку он отправит своего человека для контроля. Он (ФИО6) был уверен в законном происхождении топлива, в связи с чем даже не отговаривал ФИО7 от дополнительного контроля за процессом бункеровки. Затем он сказал ФИО7 что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо будет подогнать судно к причалам АО «КСЗ» где с б/с «Экобалт» будет осуществляется бункеровка. Примерно в 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ он позвонил ФИО1 и в ходе телефонного разговора сказал, что нашел покупателя и сказал, чтобы ФИО1 позвонил ему, когда будет готов бункеровать топливо. Далее, примерно в 04 часа 40 минут ДД.ММ.ГГГГ, ему позвонил ФИО1 и сказал, что все готово, а именно ФИО1 готов к бункеровке дизельного топлива с б/с «Экобалт» расположенного у причалов АО «КСЗ» по адресу: <адрес>, при этом необходимое количество топлива к бункеровке 73,909 тонн, теперь необходимо предоставить судно в которое требуется забункеровать данное топливо, так же ФИО1 пояснил, что договорился с капитаном б/с «Экобалт» и тот ожидает судно для бункеровки. Затем, ДД.ММ.ГГГГ примерно в 05 часов 30 минут, он позвонил ФИО7 и сообщил, что можно осуществить бункеровку топлива, в связи с чем, ФИО7 необходимо предоставить судно. Бункеровку необходимо провести с бункеровочного судна «Экобалт». На это ФИО7 сказал, что судно подойдет не раньше 09 часов 00 минут, и что скоро к месту бункеровки придет какой-либо человек для проверки объема топлива. Он стал ожидать звонка от ФИО7 либо от ФИО1, об успешном окончании бункеровки, чтобы договорится о том где и когда сможет забрать деньги за свои услуги. Примерно в 08 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ ему позвонил ФИО7 и долго ругался на него, сказав, что топливо оказалось краденым, и что сейчас сотрудники полиции фиксируют следы преступления /т. 2 л.д. 88-91/;

-показаниями свидетеля ФИО7, оглашёнными в судебном заседании о том, что он является генеральным директором и единственным учредителем ООО «ШИШКОЙЛ», данная компания осуществляет деятельность в области торговли нефтепродуктами, деятельность по бункеровки судов в Северо-Западном бассейне Балтийского моря, в том числе и в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург». ДД.ММ.ГГГГ, ему позвонил знакомый ФИО6, который является механиком судна бункеровщика ООО «Газпромнефть Шиппинг». ФИО6 предложил ему приобрести ДД.ММ.ГГГГ судовое топливо в объеме не менее 50 тонн по цене 17 рублей 00 копеек за 1 килограмм. Данная сделка его заинтересовала, так как цена была немного ниже рыночной. Затем ФИО6 сказал, что топливо можно будет забрать в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ с корабля у причала АО «КСЗ». Было решено, что данное топливо, будет сразу забункеровано на одно из принадлежащих ему, ФИО7, судов. Далее, он связался с находящимся в его подчинении специалистом по бункеровочным операциям ООО «ШИШКОЙЛ» ФИО10, и сообщил о необходимости выехать по вышеуказанному адресу адресу для контроля бункеровочной операции топлива не менее 50 тонн в судно ООО «ШИШКОЙЛ», которое он предоставит после подтверждения ФИО10 наличия оговоренного к продаже топлива. ФИО10 должен был сообщить точный объем топлива к бункеровке, чтобы можно было рассчитать итоговую стоимость. ДД.ММ.ГГГГ примерно в 05 часов 30 минут, ему позвонил ФИО6 и сообщил, что можно осуществить бункеровку топлива, и ему необходимо предоставить судно. Бункеровку необходимо провести с бункеровочного судна «Экобалт». Около 08 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 сообщил ему, что на судне работают сотрудники полиции, и выявлен факт хищения дизельного топлива НИС «Профессор Логачев» в количестве 73,909 тонн, топливо было похищено путем подложной документации и недолива топлива с б/с «Экобалт» /т. 2 л.д. 27-29/;

-показаниями свидетеля ФИО10, оглашёнными в судебном заседании, о том, что он трудоустроен в ООО «ШИШКОЙЛ» в должности специалиста по бункеровочным операциям. По поручению ФИО7 в указанное время он выехал для осуществления контроля бункеровочной операции топлива не менее 50 тонн в судно ООО «ШИШКОЙЛ». Топливо находилорсь на борту судна «Экобалт», где он встретил капитана судна ФИО9 и сообщил о том, что является представителем ООО «ШИШКОЙЛ», которое предоставит судно для бункеровки дизельного топлива. После чего, в тот самый момент, на борту б/с «Экобалт» появились сотрудники полиции и сообщили о том, что в настоящее время выявлен факт хищения дизельного топлива НИС «Профессор Логачев» в количестве 73,909 тонн, которое было похищено путем подложной документации и недолива топлива с б/с «Экобалт». Он был удивлен происходящему и сразу же позвонил ФИО7, которому рассказал о всем происходящем на б/с «Экобалт». ФИО7 сказал, чтобы он покинул б/с «Экобалт» и не осуществлял никакой рабочей деятельности, так как фактически ФИО7 был введен в заблуждение о легальности происхождения обещанного к продаже дизельного топлива /т. 2 л.д. 34-36/;

-показаниями свидетеля ФИО8, оглашёнными в судебном заседании, о том, что он трудоустроен в АО «СЖС Восток лимитед» в должности сюрвейера, и в его обязанности входит инспектирование танкеров в процессе бункеровки, погрузки и разгрузки судов различным ГСМ. ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время он прибыл на территорию ЗАО «КСЗ» и направился на судно «Профессор Логачев», при этом в это время к судну «Профессор Логачев» было ошвартовано судно «Экобалт». После швартовки он спустился на судно «Экобалт», чтобы убедиться о наличии необходимого к бункеровке топлива. Увидев, что топлива достаточно он направился на судно «Профессор Логачев», и сказал находившемуся там старшему механику ФИО1, что можно начинать бункеровку. К бункеровке в НИС «Профессор Логачев» было номинировано 546,038 тонн. В процессе бункеровки судна он направился к ФИО1, и получил от него сведения о том, что будет залито 546,038 тонн, то есть сообщенные сведения о количестве совпали с сообщенными сведениями на судне «Экобалт». ФИО1 предоставил ему бункерную накладную, подписанную со стороны ФИО1 и ФИО9, из которой следовало, что бункерная операция выполнена в полном объеме и ни у одного из капитанов нет каких-либо претензий. Бункерная накладная является основным отчетным документом, как для капитанов судов, так и для сюрвейера, в связи с тем, что в ней отражаются все сведения о произошедшей бункерной операции с указанием объема дизельного топлива. На основании указанной бункерной накладной, переданной ФИО1, им был подготовлен сюрвейерский отчет от ДД.ММ.ГГГГ. Далее, ДД.ММ.ГГГГ примерно в 07 часов 50 минут на борту б/с «Экобалт» появились сотрудники полиции и сообщили о том, что в настоящее время выявлен факт хищения дизельного топлива НИС «Профессор Логачев» в количестве 73,909 тонн, которое было похищено путем подложной документации и недолива топлива с б/с «Экобалт». Было установлено, что ФИО1 похитил дизельное топливо и с целью его сокрытия, ввел его, ФИО8, в заблуждение подписанной бункерной накладной /т. 2 л.д. 60-62/;

-заявлением о преступлении от ДД.ММ.ГГГГ представленное управляющим директором АО «ПМГРЭ», согласно которого АО «ПМГРЭ» причинен имущественный вред в виде не забункеровки в НИС «Профессор Логачев» дизельного топлива в количестве 73,909 тонн. По результатам рассмотрения указанное заявление зарегистрированно в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ / т.1 л.д. 20/;

-справкой о стоимости топлива и сумме материального ущерба от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой стоимость похищенного у АО «ПМГРЭ» имущества в виде дизельного топлива ЕВРО межсезон, сорт Е, кл. К5, марки ДТ – Е – К5 в количестве 73,909 тонн, составляет 3 356 700 рублей 66 копеек / т.1 л.д. 22/;

-актом проверки топлива от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого комиссией специалистов из 7 человек выявлена недостача дизельного топлива в танках НИС «Профессор Логачев» в количестве 73,909 тонн / т.1 л.д. 25/;

- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с иллюстрационной таблицей, согласно которого объектом осмотра является Научно Исследовательское Судно «Профессор Логачев», в ходе указанного осмотра осуществлены замеры танков НИС, и изъяты образцы топлива (1 бутылка) / т.1 л.д. 83-101/;

- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с иллюстрационной таблицей, согласно которого объектом осмотра является Бункеровочное Судно «Экобалт», в ходе указанного осмотра осуществлены замеры танков бункеровочного судна и изъято: оставшееся не забункерованное топливо в количестве 73,909 тонн, из них образцы топлива (2 бутылки), накладная № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, акт АО «ПНТ» от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, бункерная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, бункерная накладную № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, сюрвейерский отчет от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4 / т.1 л.д. 108-123/;

- заключением эксперта, согласно которому образцы топлива изъятые на НИС «Профессор Логачев» и б/с «Экобалт» являются светлым среднедистиллятным нефтепродуктом – дизельным топливом, однородны между собой по качественному и количественному углеводородному составу, а также с учетом возпроизводимости использованного метода имеют одинаковые значения плотности, близкие значения цетанового числа и показателя температуры вспышки, однородны по внешнему виду и таким образом могли иметь общий источник происхождения / т.1 л.д. 150-155/;

- протоколом осмотра предметов с иллюстрационной таблицей, согласно которого объектом осмотра является топливо, изъятое в ходе осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, находящееся в топливных танках №5 по правому и левому бортам бункеровочного судна «Экобалт» (далее б/с «Экобалт»), ошвартованного у причала №94 на территории ФГБУ «Морспасслужба» по адресу: г. Санкт-Петербург, Элеваторная площадка, д. 1. На момент осмотра топливные танки опечатан пломбами. В ходе осмотра крышки топливного танка №5 по левому и правому бортам вскрыты, после чего в ходе проведения осмотра установлено, что топливный танк №5 по правому и левому бортам частично заполнены и в них находится идентичная жидкость желто-зеленого цвета с характерным запахом дизельного топлива. Далее, используя мерную рулетку произведены замеры топливного танка №5 по правому борту, в частности произведены замеры пустоты, то есть расстояние от верхнего среза горловины топливного танка до среза топлива, которое составило 382 см. Далее, используя мерную рулетку произведены замеры топливного танка №5 по левому борту, в частности произведены замеры пустоты, то есть расстояние от верхнего среза горловины топливного танка до среза топлива, которое составило 380 см. Температура топлива, находящегося в топливном танке №5 по правому и левому бортам составляет примерно 5 градусов, осадка судна на носу 14. Установленные в ходе проведения осмотра показатели об остатках дизельного топлива, находящегося в топливном танке №5 по правому и левому бортам, корреспондируются с показателями остатков дизельного топлива, установленных в ходе проведения осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, количество топлива также подтверждается проведенной на НИС «Профессор Логачев» инвентаризацией от ДД.ММ.ГГГГ, и учитывая образцы используемые при проведении заключения эксперта точное количество топлива в настоящий момент находящееся в танках б/с «Экобалт» составляет 73 908, 242 кг, то есть 73,908 тонн. Указанное дизельного топлива ЕВРО межсезон, сорт Е, кл. К5, марки ДТ – Е – К5 в количестве 73,908 тонн имеет значение для уголовного дела и подлежит признанию в качестве вещественного доказательства, в связи с чем оно оставлено на хранение на специализированном бункеровочном судне «Экобалт». Так же, после замеров, в ходе осмотра из топливного танка №5 по правому и левому бортам судна «Экобалт» отобраны образцы топлива, которые помещены в 2 разные полимерные бутылки белого цвета с крышками красного цвета, при этом на бутылку с образцом топлива из топливного танка №5 по левому борту нанесена пометка «Л», на бутылку с образцом топлива из топливного танка №5 по правому борту нанесена пометка «П». Указанные выше образцы топлива упакованы в сейф-пакет МВД России № который снабжен пояснительной надписью. После проведенного осмотра крышки топливного танка №5 по правому и левому борту опечатаны пломбами / т.1 л.д. 160-166/;

-протоколомом осмотра дизельного топлива и постановлением о приобщении дизельного топлива в количестве 73,908 тонн, находящееся в топливном танке №5 левого и правого бортов судна «Экобалт», а также в 2 полимерных бутылках белого цвета объемом по 1 литру каждая в качестве вещественных доказательств / т.1 л.д. 167-168, 169, 170-173, 174-177/;

- протоколом осмотра документов, в ходе которого были осмотрнены: накладная № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, выданная АО «Петербургский нефтяной терминал», из которой следует, что бункеровщиком «Экобалт», принадлежащим ООО «БАЛТЭКО», получено 546,038 тонн дизельного топлива ДТ-Е-К5 (дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5); акт АО «ПНТ» от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, согласного которого, бункеровщиком «Экобалт» получено 546,038 тонн дизельного топлива ДТ ЕВРО, межсезонное, сорт Е.; бункерная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, согласно которой, в период времени с 00 часов 10 минут по 04 часа 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, бункеровщик «Экобалт» на причале 10 ЗАО «КСЗ», отпустил судну «Профессор Логачёв» дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5 в полном затребованном объеме 546,038 тонн. Указанная бункерная накладная подписана старшим механиком судна «Профессор Логачёв» ФИО1 и капитаном судна «Экоблат» ФИО9; бункерная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, согласно которой, в период времени с 00 часов 10 минут по 04 часа 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, бункеровщик «Экобалт» на причале 10 ЗАО «КСЗ», отпустил судну «Профессор Логачёв» дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5 в полном затребованном объеме 546,038 тонн. Указанная бункерная накладная подписана старшим механиком судна «Профессор Логачёв» ФИО1 и капитаном судна «Экоблат» ФИО9; сюрвейерский отчет от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе А-4, согласно которому, бункеровщик «Экобалт» отпустил судну «Профессор Логачёв» дизельное топливо в объеме 546,038 тонн. Указанный отчет подписан сюрвейером ФИО8 Постановлением о приобщении осмотренных документов к делу в качестве вещественных доказательств / т.1 л.д. 125-128,135-136, 137, 138, 139, 140, 141/.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд находит их достоверными, а вину подсудимого ФИО1 доказанной.

Действия ФИО1 суд квалифицирует по ст. ст. 30 ч.3, 158 ч.4 п. «б» УК РФ, как покушение на кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенную в особо крупном размере, поскольку он, являясь механиком научно-исследовательского судна «Профессор Логачев» (далее НИС «Профессор Логачев»), действуя из корыстных побуждений, преследуя цель личного обогащения и извлечения дохода от преступной деятельности посредством безвозмездного завладения и последующей реализации дизельного топлива ЕВРО межсезон, сорт Е, кл. К5, марки ДТ – Е – К5 (далее дизельное топливо) принадлежащего АО «Полярная Морская Геологоразведочная Экспедиция» (далее АО «ПМГРЭ»), разработал преступный план предстоящего хищения.

Во исполнение преступного плана, ФИО1 попросил, неосведомленного о совершаемом преступлении ФИО6, сбыть дизельное топливо, в количестве не менее 70 тонн.

ФИО1 взял на себя обязательства организации непосредственного хищения дизельного топлива, посредством частичной бункеровки НИС «Профессор Логачев» и заполнения отчетных документов заведомо ложными сведениями, с целью использования незаконно образовавшегося остатка в количестве не менее 70 тонн в личных целях, а ФИО6, в последующем приискать место сбыта похищенного имущества.

ФИО6, действуя по указанию ФИО1, в ходе телефонного разговора приискал неосведомленного о совершаемом преступлении покупателя в лице ФИО7, с которым договорился о реализации последнему не менее 70 тонн топлива по цене 17 рублей 00 копеек за 1 килограмм. При этом, согласно условной договоренности, ФИО7 обязался предоставить судно для бункеровки в него указанного топлива.

Затем, действуя последовательно и в соответствии с ранее разработанным планом, ФИО1, осознавая, что по заявке АО «ПМГРЭ» бункеровочному судну «Экобалт» (далее б/с «Экобалт») необходимо забункеровать в топливные танки НИС «Профессор Логачев» 546,038 тонн дизельного топлива, умышлено сообщил неосведомленному о совершаемом преступлении капитану б/с «Экобалт» ФИО9 заведомо ложную информацию, направленную на облегчение доступа к похищаемому дизельному топливу. ФИО1, сообщил ФИО9, об отсутствии места в танках НИС «Профессор Логачев» для размещения всего количества заявленного к бункеровке топлива и попросил из указанного необходимого объема, отдельно забункеровать не менее 70 тонн дизельного топлива в стороннее судно, заверив последнего, что указанная часть топлива в дальнейшем будет забункерована в НИС «Профессор Логачев» самостоятельно, после перераспределения имеющегося на борту топлива между танков. В действительности же ФИО1 планируемый незабункерованный в б/с «Экобалт» остаток дизельного топлива в количестве не менее 70 тонн, намеривался реализовать ФИО7, которого ранее приискал ФИО6

ФИО1 во исполнение преступного умысла, указал членам экипажа б/с «Экобалт» начать осуществление бункеровки танков НИС «Профессор Логачев», после чего, по достижении закачки топлива в количестве 472,129 тонн, ФИО1, находясь на НИС «Профессор Логачев» осознано, указал остановить бункеровку, и как следствие, незаконно оставил в топливных танках б/с «Экобалт» дизельное топливо, принадлежащее АО «ПМГРЭ», в количестве 73,909 тонн стоимостью 3 356 700 рублей 66 копеек, тем самым, совершил его хищение.

Затем, ФИО1 умышлено, с целью сокрытия похищенного имущества и необходимостью подписания соответствующей отчетной документации, достоверно зная о незаконно образовавшемся остатке в количестве 73,909 тонн, предъявил сюрвейеру ФИО8 бункерную накладную с заведомо лично внесенными ложными сведениями, согласно которой б/с «Экобалт» забункеровало НИС «Профессор Логачев» топливо якобы в заявленном количестве 546,038 тонн. После чего, неосведомленный о совершаемом преступлении ФИО8, будучи введенным в заблуждение, на основании предоставленных ФИО1 сведений, отразил в отчете аналогичную информацию о забункерованном топливе в количестве 546,038, тем самым, согласно преступного замысла ФИО1, ФИО8 неосознанно скрыл следы фактического хищения.

ФИО6 в ходе телефонного разговора обратился к ФИО7 и согласовал процедуру реализации похищенного ФИО1 топлива в адрес последнего. Однако реализовать похищенное топливо не представилось возможным, поскольку после отключения бункеровочных трубопроводов от судовых систем приема топлива и фактической отшвартовки б/с «Экобалт» от борта НИС «Профессор Логачев», должностными лицами СПб ЛО МВД России на водном транспорте при проведении осмотра места происшествия на б/с «Экобалт» выявлено и изъято похищенное дизельное топливо в количестве 73,909 тонн.

Таким образом, ФИО1, своими последовательными преступными действиями, совершил хищение принадлежащего АО «ПМГРЭ» дизельного топлива ЕВРО межсезон, сорт Е, кл. К5, марки ДТ – Е – К5 в количестве 73,909 тонн, на сумму 3 356 700 рублей 66 копеек, чем причинил ущерб указанному юридическому лицу в особо крупном размере, но свой преступный умысел до конца не довёл по независящим от него причинам, т.к. не получил реальной возможности распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению.

Подсудимый ФИО1 полностью признал фактические обстоятельства, при которых им было совершено хищение. Его признательные показания подтверждены последовательными и непротиворечивыми показаниями свидетелей и законного представителя потерпевшей организации. Кроме того, его вина объективно подтверждена экспертным заключением, вещественными доказательствами, приобщёнными к делу, которыми установлен объём похищенного топлива и его стоимость, относящаяся к крупному размеру. Кроме того, были осмотрены документы, составленные подсудимым для сокрытия своих преступных действий.

Совокупность данных достоверных доказательств убедительно подтверждают виновность ФИО1 в совершённом преступлении.

Однако, ФИО1 не получил возможности распорядиться похищенным по собственному усмотрению. ФИО1 намеревался сбыть топливо, используя лиц, не осведомлённых о преступном характере его действий и незаконном происхождении указанного объёма топлива.

ФИО1 ожидал выгрузки топлива на иное судно, которое должно было прибыть к месту совершения преступления, и перегрузить в свои трюмы похищенное топливо. Таким способом ФИО1 должен был распорядиться похищенным и получить в результате его сбыта незаконное денежное вознаграждение. Иного способа распорядится чуть менее 74 тоннами дизельного топлива, похищенного подсудимым, не имелось.

Таким образом. с учётом характера похищенного имущества. его объёмов, намерений подсудимого распорядиться им единственно возможным способом, суд приходит к выводу о том, что после того, как сотрудниками полиции был обнаружен факт совершённого хищения, а сам ФИО1 был задержан на месте совершения преступления, последний не получил возможности распорядиться похищенным дизельным топливом по собственному усмотрению по обстоятельствам от него не зависящим.

В ходе предварительного следствия действия ФИО1 были квалифицированы по ст. 158 ч.4 п. «б» УК РФ, как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенную в особо крупном размере, однако, с учётом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости переквалифицировать действия подсудимого на ст. ст. 30 ч.3, 158 ч.4 п. «б» УК РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначаемого наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Подсудимый ФИО1 ранее не судим, и суд не усматривает обстоятельств, отягчающих его наказание.

Подсудимый ФИО1 имеет постоянное место жительства, является пенсионером, характеризовался положительно, социально адаптирован.

К обстоятельствам, смягчающим его наказание, суд относит чистосердечное раскаяние в содеянном, явку с повинной, активное способствование расследованию преступления, наличие хронических заболеваний.

В соответствии со ст. 15 ч. 6 УК РФ с учетом фактических обстоятельств совершённого преступления, степени его общественной опасности и данных о личности подсудимого, суд не усматривает обстоятельств для изменения категории преступлений на менее тяжкую.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что с целью исправления подсудимого и предупреждения совершения им нового преступления, ему должно быть назначено наказание в виде лишения свободы, без штрафа, без ограничения свободы, условно, с испытательным сроком в соответствии со ст. 73 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 306-309 УПК РФ, суд,

приговорил:

ФИО1 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 30 ч.3, 158 ч.4 п. «б» УК РФ и назначить ему наказание в виде 2 лет лишения свободы, без штрафа, без ограничения свободы, условно, с испытательным сроком на 2 года в соответствии со ст. 73 УК РФ.

Обязать ФИО1 в период испытательного срока не менять место жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства.

Вещественные доказательства по уголовному делу: дизельное топливо ЕВРО межсезон, сорт Е, кл. К5, марки ДТ – Е – К5 в количестве 73,908 тонн, находящееся в топливном танке №5 левого и правого бортов судна «Экобалт», а также в 2 полимерных бутылках белого цвета объемом по 1 литру каждая, упакованных в сейф-пакет МВД России № – хранящиеся в специализированном б/с «Экобалт», принадлежащем ООО «Балт Эко»- возвратить АО «Полярная Морская Геологоразведочная Экспедиция» после вступления приговора в законную силу.

Образец дизельного топлива №1 массой 354,80 г, образец дизельного топлива №2 массой 354,80 г и образец дизельного топлива № 3 массой 356,60 г, находящиеся в 3 бутылках из прозрачного бесцветного стекла, упакованные в пакет из прозрачной бесцветной полимерной пленки, прошитый пломбой из полимерного материала красного цвета с идентификационным № – хранищиеся в камере хранения вещественных доказательств СПб ЛО МВД России на водном транспорте- уничтожить после вступления приговора в законную силу.

Накладные, бункерную накладную, сюрвейерский отчет- хранить при деле.

Меру пресечения ФИО1 в виде подписки о невыезде отменить после вступления приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 суток со дня его вынесения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе участвовать в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Судья: В.В. Вецкий



Суд:

Кировский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)

Судьи дела:

Вецкий Валерий Владимирович (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По кражам
Судебная практика по применению нормы ст. 158 УК РФ