Решение № 2А-31/2024 2А-31/2024(2А-5447/2023;)~М-3721/2023 2А-5447/2023 М-3721/2023 от 15 января 2024 г. по делу № 2А-31/2024Кировский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административное Дело № 2а-31/2024 УИД 78RS0006-01-2023-005230-04 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Санкт-Петербург 15 января 2024 года Кировский районный суд города Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Елькиной С.Л., при секретаре Семеновой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ООО «Микрокредитная Компания Скорость Финанс» к начальнику отдела - старшему приставу Кировского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1, ГУФССП России по Санкт-Петербургу, судебному приставу исполнителю Кировского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО2 о признании действий (бездействий) незаконными, Административный истец ООО «Микрокредитная Компания Скорость Финанс» обратилось в суд с иском к административным ответчикам в котором просит: -признать незаконным бездействие начальника Кировского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1, выразившееся в неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц в части несвоевременного направления запросов в регистрирующие и контролирующие органы, с целью последующего принятия комплекса мер, направленных на погашение задолженности, в непринятии мер, указанных в заявлении взыскателя о возбуждении исполнительного производства: объявлении исполнительного розыска, наложении ареста на совместно нажитое имущество, направлении запросов в органы ЗАГС о наличии актов гражданского состояния – смерть должника, смена фамилии, ареста счетов в банке «Тинькофф», выносимых на бумажном носителе (в связи с отсутствием соглашения об ЭДО); -вынести частное определение в адрес начальника отделения - старшего судебного пристава Кировский РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1 о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности в связи с грубыми нарушениями требований ФЗ «Об исполнительном производстве»; - признать незаконным бездействие начальника Кировского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1, выразившегося в допущении волокиты в принципах правильности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; -обязать начальника отделения - старшего судебного пристава Кировский РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1 осуществить контроль за деятельностью должностных лиц в части несвоевременного направления (обновления) запросов в регистрирующие и контролирующие органы, с целью последующего принятия комплекса мер направленных на погашение задолженности, в непринятии мер, указанных в введении взыскателя о возбуждении исполнительного производства: объявлении исполнительного розыска, наложении ареста на совместно нажитое имущество, направлении запросов в органы ЗАГС о наличии актов гражданского состояния -смерть должника, смены фамилии, ареста счетов в Банке «Тинькофф», выносимых на бумажном носителе (в связи с отсутствием соглашения об ЭДО), а также направить запросы по вышеуказанному исполнительному производству в органы ЗАГСа, о наличии актов гражданского состояния о смерти должника, смены должником фамилии, имени, отчества; В обоснование требований административный истец указал, что на основании судебного приказа № 2-1164/2021-65 от 25.06.2021, выданным мировым судьей судебного участка № 65 Санкт-Петербурга о взыскании с ФИО3, задолженности в размере 8 450 руб. 27.06.2022 судебным приставом –исполнителем ФИО2 возбуждено исполнительное производство № 7208244/22/78004-ИП. Задолженность перед взыскателем не погашена. Взыскатель ходатайствовал в заявлении о возбуждении исполнительного производства о совершении приставом ряда исполнительных действий, в том числе об объявлении должника и его имущества в розыск в случае невозможности установить имущество и местонахождение должника. Постановление об объявлении в розыск должника или его имущества в адрес взыскателя не поступало. Через ЕПГУ также в адрес РОСП направлено ходатайство об обновлении запросов в регистрирующие и контролирующие органы. В ходе рассмотрения дела в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Кировского РОСП ГУ ФССП по Санкт-Петербургу ФИО2, ГУ ФССП по Санкт-Петербургу. Представитель административного истца ООО «Микрокредитная Компания Скорость Финанс», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в отсутствие представителя. Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. Заинтересованное лицо ФИО3, в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, об отложении дела не просила, суд считает возможным слушать дело в её отсутствие. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Как указано в п. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Срок обращения в суд административным истцом соблюден. Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Из содержания ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не предусмотрено законом. В силу ч.1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Как следует из материалов дела, 27.06.2022 судебным приставом-исполнителем Кировского РОСП ГУ ФССП по Санкт-Петербургу ФИО2, на основании судебного приказа № 2-1164/2021-65 от 25.06.2021, выданного мировым судьей судебного участка № 65 Санкт-Петербурга о взыскании с ФИО3, задолженности в размере 8 450 руб., возбуждено исполнительное производство № 7208244/22/78004-ИП. В материалах исполнительного производства, материалах данного административного дела имеются доказательства, подтверждающие, что судебным приставом-исполнителем Кировского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу принимались достаточные и своевременные меры, направленные на исполнение судебного решения, за период с 27.06.2022г. по 24.09.2023г. неоднократно направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные учреждения с целью установления имущества должника; выносились постановления о запрете на выезд должника за пределы Российской Федерации, постановление об обращении взыскания на ДС должника. В том числе, судебным приставом-исполнителем были направлены запросы, получены сведения из ФНС, ГИБДД, ГУВ МВД, ЗАГС, ГУ ФСИН России, банковских организаций (Северо-Западный банк ОАО Сбербанк России, АО «Тинькофф Банк» и т.д.), и иных органов и организаций, в отношении личности и имущества должника, что подтверждается реестром направленных запросов. С учетом полученных ответов, судебным приставом были вынесены постановления: 05.04.2023 года, 30.08.2022 года, 13.07.2022, 24.08.23022 года, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации в отношении счетов должника в Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Совкомбанк», АО «Тинькофф Банк», «Газпромбанк» (АО), АО «Кредит Европа Банк», АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «Финансовая корпорация Открытие», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ПАО «МТС-Банк», ПАО «Банк Санкт-Петербург», ПАО «Сбербанк», БАНК ГПБ (АО), ПАО КБ «УБРИР». 13.01.2023 года и09.08.2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на заработную плату должника, направлены по месту работы: ООО «ЖКС № 2 Кировского района» и ООО «ИВТРАНС». При этом суд учитывает, что каждый раз судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем и порядок исполнительских действий, с учетом конкретных обстоятельств. Судебный пристав-исполнитель не имел объективной возможности применительно к приведенным выше положениям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в полном объеме в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, выданного мировым судьей. Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих доводы административного истца о наличии бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя в данной части, то отсутствуют основания полагать, что имело место бездействие со стороны старшего судебного пристава Кировского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу в части неорганизации работы структурного подразделения и ненадлежащего контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя. Кроме того, как усматривается из материалов исполнительного производства, с момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем были совершены все необходимые исполнительные действия и приняты меры принудительного исполнения, что подтверждается материалами исполнительного производства. На сегодняшний день возможность исполнить судебный акт у взыскателя не утрачена. При этом, сам по себе факт того, что взыскателю не известно обо всех совершенных действиях в рамках исполнительного производства не может являться основанием для признания незаконными его действий (бездействия), так как не нарушает прав и законных интересов взыскателя, который в силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства и направление на заявление письменных ответов (постановления в установленный срок). Положения части 1 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не обязывают судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица направлять взыскателю информацию о ходе исполнительного производства, о производимых судебным приставом-исполнителем действиях. Кроме того, сам по себе факт не уведомления взыскателя о совершенных действиях в рамках исполнительного производства не может являться основанием для вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя. При рассмотрении дел в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует учитывать следующее. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика. При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права. Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска. Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом. В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе, поскольку именно административный истец наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО «Микрокредитная Компания Скорость Финанс» к начальнику отдела - старшему приставу Кировского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1, ГУФССП России по Санкт-Петербургу, судебному приставу исполнителю Кировского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО2 о признании действий (бездействий) незаконными, не подлежат удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение. Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание, что приведенное законоположение, закрепляющее возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагает произвольного применения; установленное данной нормой право суда вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из задачи административного судопроизводства укрепления законности и предупреждения нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (определения от 26 марта 2019 года N 829-О, от 24 октября 2019 года N 2926-О). С учетом вышеизложенного оснований для вынесения частного определения в адрес начальника – старшего судебного пристава ФИО1, процессуальная просьба, о чем содержится в просительной части административного искового заявления, с учетом положений части 1 статьи 200 КАС РФ, не имеется. Поскольку одно лишь пожелание ООО «Микрокредитная Компания Скорость Финанс» основанием для вынесения частного определения являться не может. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-179 КАС РФ, суд В удовлетворении требований ООО «Микрокредитная Компания Скорость Финанс» к начальнику отдела - старшему приставу Кировского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1, ГУФССП России по Санкт-Петербургу, судебному приставу исполнителю Кировского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО2 о признании действий (бездействий) незаконными - ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга. Председательствующий судья: С.Л. Елькина Решение изготовлено в окончательной форме. 18.01.2024 года Суд:Кировский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)Судьи дела:Елькина Светлана Леонидовна (судья) (подробнее) |