Решение № 2-395/2020 2-395/2020~М-374/2020 М-374/2020 от 12 октября 2020 г. по делу № 2-395/2020Ишимский районный суд (Тюменская область) - Гражданские и административные ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ишим 12 октября 2020 года Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Иванова В.М., при секретаре Лазаревой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-395/2020 по исковому заявлению Администрации Второпесьяновского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной, Администрация Второпесьяновского сельского поселения обратилась суд к ответчикам с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, мотивируя тем, что соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации агропромышленного комплекса» произведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, переданы в долевую собственность граждан. Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненно-наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТЮ2-10-00297 за № 297, выданного бывшему колхозу им. С.М. Кирова, за колхозом им. С.М. Кирова был закреплен массив земель 38726 га, из них: коллективной совместной собственности 5242 га, бессрочное (постоянное) пользование 3484 га, в границах, указанных в государственном акте, для сельскохозяйственного производства. Из содержания заявления следует, что на основании распоряжений администрации участникам долевой собственности выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), о чем свидетельствуют списки собственников земельных долей. Между тем, на протяжении многих лет некоторые из собственников земельных долей не распоряжались ими и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения, что негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий. Органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка бывшего колхоза им. С.М. Кирова, находящегося в общедолевой собственности граждан, является Администрация Второпесьяновского сельского поселения, которой в рамках заключенного администрацией договора с автономным учреждением «Земельно-градостроительная служба», была проведена соответствующая работа по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности, определению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном порядке невостребованными. В результате инвентаризации установлено, что общий список участников долевой собственности бывшего колхоза им. С.М. Кирова составляет 400 человек. Общая площадь земельной доли, предоставленной каждому собственнику земельной доли, составляет 11,4 га. В земельную долю каждого участника общей долевой собственности входят пашня - площадью 9,3 га, сенокос площадью 0,2 га, пастбище – площадью 1,9 га. Граждан, не получивших свидетельств о праве собственности на земельную долю во Второпесьяновском сельском поселении нет. В уставный капитал сельскохозяйственных организаций земельные доли, находящиеся в общей долевой собственности, не передавались. В течение установленного Законом срока со дня публикации информационного сообщения в газете «Ишимская правда» от 28.04.2020 г. №34 с заявлением об исключении из списка невостребованных сельскохозяйственных долей обратилось 17 участника долевой собственности, подтвердивших регистрацию прав на земельные доли. В обоснование заявленных требований истец указал, что общая площадь земельного участка, предоставленного бывшему колхозу им. С.М. Кирова на основании государственного акта № ТЮ 2-10-00297 используется неэффективно, а часть земельного участка, находящегося в общей долевой собственности вообще не используется. В результате проведенной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения выявлена 1 невостребованная земельная доля, поэтому согласно п.5 ст.12.1. Закона список невостребованных земельных долей представлен органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. В связи с необходимостью утверждения списка в районной газете «Ишимская правда» от 10.07.2020 № 23 было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности на территории Второпесьяновского сельского поселения с повесткой утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном порядке невостребованными. Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности бывшего колхоза им. С.М. Кирова от 28.07.2020 г. собрание собственников земельных долей признано не состоявшимся по причине отсутствия участников. На основании п. 7 ст.12.1 Закона, с даты утверждения списка невостребованных земельных долей земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаны невостребованными, в том числе земельная доля ФИО1 Ссылаясь на обстоятельства указанные в исковом заявлении, и необходимость возвращения невостребованных земельных долей в хозяйственный оборот, а также правовые основания, предусмотренные ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец просил признать право собственности муниципального образования Второпесьяновское сельское поселение Тюменской области на невостребованные земельную долю размером 11,4 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, предоставленную ФИО1 (л.д. 2). В суд представитель истца администрации Второпесьяновского сельского поселения не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела по существу. До судебного заседания от представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя. Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области в суд не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчика о месте и времени рассмотрения дела по существу. В суд представитель третьего лица межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области не явился, сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания в деле имеются. До судебного заседания от представителя третьего лица в суд поступило заявление, в котором представитель не возражая против иска просил рассмотреть дело без его участия. В суд представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Ишимского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области не явился, сведения о надлежащем извещении представителя о времени и месте судебного заседания в деле имеются. Суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности признает иск администрации Второпесьяновского сельского поселения о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Согласно пункт 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей ( пункт 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ). С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (пункт 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ). В суде установлено, что земельные участки переданы в коллективно-долевую собственность граждан в количество 400 долей. Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненно-наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТЮ2-10-00297 за № 297, выданного бывшему колхозу им. С.М. Кирова, за бывшим колхозом им. С.М. Кирова закреплен массив земель 8726 га, из них: коллективной совместной собственности 5242 га, бессрочное (постоянное) пользование 3484 га, в границах, указанных в государственном акте, для сельскохозяйственного производства. Как следует из материалов дела, ответчики наделены земельными долями, полученными в результате приватизации сельскохозяйственных земель, проводившихся на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятии, организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N21767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России». Согласно свидетельств на право собственности на землю, выданных на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N21767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и в соответствии с Постановлением администрации Ишимского района №85 от 9 февраля 1993 года, ответчики являются участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № и правообладателями земельной доли площадью 11,4 га, в том числе пашня - площадью 9,3 га., сенокос площадью 0,2 га., пастбище – площадью 1,9 га (л.д. ). В соответствии с п. 16 "Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 708, владелец имущественного пая и земельной доли может распорядиться ими следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). Согласно ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Исходя из положений ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Из материалов дела видно и не оспаривается ответчиками, что 28.04.2020 года в газете "Ишимская правда" № 34 был опубликован список собственников земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. В состав данного списка вошли и земельная доля ответчиков, возражений от которых в орган местного самоуправления поселения не поступило. 28.07.2020 года в газете «Ишимская правда» № 23 было опубликовано извещение о проведении 28.07.2020 года общего собрания участников обще-долевой собственности по утверждению списка невостребованных земельных долей. 28.07.2020 года список невостребованных земельных долей был представлен на утверждение общего собрания собственников земельных долей, однако в связи с отсутствием на собрании кворума список невостребованных земельных долей утвержден не был. В силу вышеприведенных положений закона по истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей Администрацией МО Второпесьяновского сельского поселения было принято постановление об утверждении списка самостоятельно, в который вошла земельная доля ФИО1 При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что порядок признания земельной доли невостребованной, определенный положениями статьей 12.1Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, истцом был соблюден. Как следует из материалов дела и подтверждается представленными доказательствами, на основании распоряжений администрации участникам долевой собственности выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), о чем свидетельствуют списки собственников земельных долей, в том числе лиц, указанных в исковом заявлении. Согласно сведениям нотариуса ФИО8 после смерти ФИО1 с заявлением о принятии наследства обратилась ФИО3. В силу требований статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять (часть 1). Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (часть 2). Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (часть 4). В соответствии с пунктом 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 34 и 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом). Признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежавшие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ. Таким образом, учитывая, что ФИО3 приняла наследство после смерти ФИО1, спорная земельная доля также входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, и, исходя из указанных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, право собственности на нее принадлежит наследнику вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество, что исключает возможность признания права муниципальной собственности на указанные земельные доли. Исходя из изложенной правовой позиции и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, В удовлетворении требований Администрации Второпесьяновского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права муниципальной собственности на земельную долю, принадлежащую ФИО1 отказать Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий подпись В.М. Иванов Суд:Ишимский районный суд (Тюменская область) (подробнее)Судьи дела:Иванов Валерий Михайлович (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |