Решение № 2А-14/2024 2А-14/2024(2А-547/2023;)~М-546/2023 2А-547/2023 М-546/2023 от 24 января 2024 г. по делу № 2А-14/2024




Административное дело №2а-14/2024

УИД 68RS0017-01-2023-000661-89


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

24 января 2024 года

р.п.Дмитриевка

Никифоровский район

Никифоровский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Денисова Д.Л..

с участием помощника прокурора Никифоровского района Тамбовской области Заборовской О.А.,

при секретаре Капралёвой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению прокурора Никифоровского района Тамбовской области в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области и администрации Никифоровского района Тамбовской области, о признании незаконным бездействия администрации Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области, выразившегося в непринятии мер направленных на создание материального резерва в виде продовольственных товаров, медикаментов и иных средств в целях гражданской обороны и понуждении выполнить эту обязанность

УСТАНОВИЛ

Прокурор Никифоровского района Тамбовской области Дроков С.А., обратился в суд с административным иском к администрации Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области указав, что в нарушение требований ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п.8, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 3-6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (утверждённого постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379), не приняла мер по созданию материального резерва в виде продовольственных товаров, медикаментов и иных средств, для целей ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В процессе рассмотрения дела свои требования уточнил и окончательно просит признать незаконным вышеуказанное бездействие администрации Ярославского сельсовета и обязать её в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу, принять меры к определению номенклатуры и объёмов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379.

Судом к участию в деле привлечены, соответчиком – администрация Никифоровского района Тамбовской области, заинтересованными лицами - Главное Управление МЧС России по Тамбовской области, администрация Никифоровского муниципального округа Тамбовской области.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Никифоровского района Тамбовской области Заборовская О.А., уточнённые требования поддержала полностью, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Никифоровского района Тамбовской области, по доверенности ФИО1 пояснил, что не возражает против удовлетворения уточнённых требований административного истца.

Представитель административного ответчика администрации Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области и представители заинтересованных лиц - ГУ МЧС России по Тамбовской области, администрации Никифоровского муниципального округа Тамбовской области, в судебное заседание не явились, своей правовой позиции по делу не выразили.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы настоящего дела, суд признаёт требования административного истца подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся: 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 23) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уставом Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области предусмотрено

-согласно ч.1 ст.6, к вопросам местного значения сельсовета относятся: 8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах сельсовета; 9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета;

25) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории сельсовета;

-согласно ч.1 ст.32, администрация сельсовета – исполнительно-распорядительный орган сельсовета, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета федеральными законами и законами Тамбовской области.

Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379, утверждены - Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а так же установлено, что Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотрено:

-согласно п.3, запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства;

-согласно п.4, номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-согласно п.5, запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. Требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

-согласно п.6 «б», Создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-согласно п.6.1, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

-согласно п.8 «а», министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов.

Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (утв. МЧС России 29 декабря 2021 г. N2-4-71-12-11) предусмотрено:

-согласно п.3.2, в соответствии с пунктом 5 Положения, запасы накапливаются заблаговременно в мирное время по номенклатуре и в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом настоящих методических рекомендаций.

-согласно п.3.3, в соответствии с пунктами 4 и 6.1 Положения федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их созданием, хранением и использованием с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящих методических рекомендаций.

-согласно п.3.4. Финансирование накопления, хранения и использования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

-согласно п.3.5, запасы рекомендуется создавать из расчета на 3 суток - в натуральном виде. В дальнейшем обеспечение населения осуществляется в соответствии с Планом нормированного снабжения субъекта Российской Федерации продовольственными и непродовольственными товарами на годовой период военного времени, и созданных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Материалами настоящего дела подтверждается, а представителями административных ответчиков не оспаривается, что администрация Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области допустила незаконное бездействие выразившееся в том, что не совершила действий по определению номенклатуры и объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для нужд территории данного сельсовета, соответственно не производилось накопление запасов этих средств.

На основании ч.9 ст.226 КАС РФ, с учётом длительности периода бездействия, суд приходит к выводу, что бездействие администрация Ярославского сельсовета по невыполнению требований вышеуказанных нормативно-правовых актов, создало угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в интересах которых прокурором заявлен настоящий административный иск, в связи с чем, необходимо понудить администрацию Ярославского сельсовета выполнить данную обязанность, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу

Административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты госпошлины (п.п.9 п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ).

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск прокурора Никифоровского района Тамбовской области в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по определению номенклатуры и объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для нужд данного сельсовета в целях гражданской обороны, созданию специализированных складских помещений, накоплению запасов этих материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Обязать администрации Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области (ОГРН <***>), в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения, принять меры к выполнению обязанности по определению номенклатуры и объёмов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379, о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Решение можно обжаловать в апелляционном порядке, в Судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда, через Никифоровский районный суд Тамбовской области, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Денисов Д.Л.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2024

Судья подпись Денисов Д.Л.



Суд:

Никифоровский районный суд (Тамбовская область) (подробнее)

Судьи дела:

Денисов Д.Л. (судья) (подробнее)