Решение № 2А-1256/2024 2А-1256/2024~М-984/2024 М-984/2024 от 27 августа 2024 г. по делу № 2А-1256/2024




№ 2а-1256/2024

УИД 13RS0025-01-2024-001373-84


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

28 августа 2024г. г. Саранск

Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Фомкиной И.Н., с участием в судебном заседании секретаря судебного заседания Никоновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на профессиональный доход, задолженности по транспортному налогу и пени,

установил:


административный истец обратился к административному ответчику с административным иском о взыскании задолженности по налогу на профессиональный доход со сроком уплаты за период с декабря 2021г. по октябрь 2022г., указав, что 21 июля 2020г. административный ответчик зарегистрирован налоговым органом в качестве плательщика налога на профессиональный доход, так как оказывает услуги водителя.

В соответствии с требованиями статей Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» административный ответчик уплачивает налог на профессиональный доход, ему был начислен налог за декабрь 2021г. – 705,45 руб., за январь 2022г. – 1 477,45 руб., за февраль 2022г. – 665,65 руб., за март 2022г. – 401,55 руб., за апрель 2022г. – 1 506,37 руб., за май 2022г. – 1 451,25 руб., за июнь 2022г. – 1 385,30 руб., за июль 2022г. – 1 625, 10 руб., за август 2022г. – 1 275,30 руб., за сентябрь 2022г. – 1 385, 40 руб., за октябрь 2022г. – 1 672, 16 руб.

Кроме того административный ответчик является плательщиком транспортного налога, так как за ним зарегистрированы транспортные средства ВАЗ 21099, 70 лошадиных сил, государственный регистрационный знак – <..>; ВАЗ 21053, 72 лошадиных силы, государственный регистрационный знак – <..>. Налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2020г. – 2 296 руб., за 2021г. – 2 130 руб.

В связи с нарушением сроков уплаты налогов начислены пени. На 01 января 2023г. образовалось отрицательное сальдо единого налогового счета.

В связи с тем, что налог и пени не были уплачены в установленный налоговым законодательством срок налоговый орган направил административному ответчику требование №13383 от 06 июля 2023г. В установленный срок требование не было исполнено, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 20 декабря 2023г. судебный приказ был выдан, но отменен определением мирового судьи от 22 декабря 2023г. на основании поступивших от должника возражений.

Административный истец со ссылкой на нормы статей Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», статей 31, 48, 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации просит взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по налогу на профессиональный доход в размере 13 560, 98 руб., транспортный налог за 2020г. в размере 2 296 руб., транспортный налог за 2021г. в размере 2 130 руб., пени в размере 5 354,36 руб.

Представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом по месту жительства.

Суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с частью 1.1 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 01 июля 2020г. на территории Республики Мордовия начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Согласно части 1 статьи 2 указанного Федерального закона № 422-ФЗ применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности (часть 6 статьи 2).

Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (часть 8 статьи 2).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в порядке, установленном Законом.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется (ч.2 ст.5 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ).

Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» предусмотрено, что датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» датой получения налогоплательщиком НПД доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (за исключением доходов, полученных по договорам поручения, комиссии или агентским договорам).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» налоговой базой по налогу на профессиональный доход (далее - НПД) признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения НПД.

В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налог уплачивается по итогам месяца (налоговый период). Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

Статьей 10 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» установлены налоговые ставки нового специального налогового режима: 4 процента от доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам и 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Статьей 11 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговым органом, который уведомляет налогоплательщика НПД через мобильное приложение «Мой налог» о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона № 422-ФЗ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) уплата налога на профессиональный доход осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения плательщиком налога на профессиональный доход (далее - плательщик НПД) деятельности

На основании пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), в случае если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение "Мой налог" требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 ноября 2018г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» налогоплательщики НПД налоговую декларацию по налогу в налоговые органы не представляют.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 оказывает услуги водителя с 03 февраля 2021г. зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход на основании заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход на основании сведений мобильного приложения «Мой налог» (л.д.36, 37, 38, 39).

Налоговый орган исчислил налог на профессиональный доход по сроку уплаты за декабрь 2021г. – 705,45 руб., за январь 2022г. – 1 477,45 руб., за февраль 2022г. – 665,65 руб., за март 2022г. – 401,55 руб., за апрель 2022г. – 1 506,37 руб., за май 2022г. – 1 451,25 руб., за июнь 2022г. – 1 395,30 руб. (в исковом заявлении допущена техническая ошибка указано 1 385,30 руб. вместо верной суммы 1 395,30 руб., указанной расчете (л.д.8)), за июль 2022г. – 1 625, 10 руб., за август 2022г. – 1 275,30 руб., за сентябрь 2022г. – 1 385, 40 руб., за октябрь 2022г. – 1 672, 16 руб., о чем налогоплательщик был уведомлен через мобильное приложение «Мой налог».

Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание. Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.

Пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Из вышеуказанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Республики Мордовия от 17 октября 2002г. №46-З «О транспортном налоге» предусмотрены налоговые ставки.

Как следует из материалов дела и установлено судом в налоговые периоды 2020г., 2021г. ФИО1 являлся плательщиком транспортного налога, поскольку владел транспортными средствами в период с 18 ноября 2013г. по настоящее время – ВАЗ 210530 государственный регистрационный знак <..>, мощностью 72 лошадиные силы; с 05 мая 2010г. по настоящее время – ВАЗ 21099, государственный регистрационный знак <..>, мощностью 70 лошадиных сил (л.д.78,79).

Соответственно транспортный налог за автомашину ВАЗ 21099 (70 (мощность) х 15 (налоговая ставка) х 12 (месяцев владения) :12 (месяцев в году)) за 2020г. составил 1 050 руб., за 2021г. так же в размере 1 050 руб. За автомашину ВАЗ 21053 – 1 246 руб. согласно расчету: 72 (мощность) х 17,30 (налоговая ставка) х 12 (месяцев владения) :12 (месяцев в году); за 2021г. – 1 080руб. (72 (мощность) х 15 (налоговая ставка) х 12 (месяцев владения) :12 (месяцев в году). Всего за 2020г. -2 296 руб. (1 050 руб. + 1 246 руб.), за 2021г. - 2 130 руб. (1 050 руб. + 1080 руб.) (л.д.32, 34).

В соответствии с пунктами 2-3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, то сеть не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно налоговому уведомлению №11899931 от 01 сентября 2021г. (л.д.32) административному ответчику предложено оплатить транспортный налог в размере 2 296 руб. не позднее 01 декабря 2021г.; по налоговому уведомлению №8240610 от 01 сентября 2022г. (л.д.34) ФИО1 предложено оплатить транспортный налог в размере 2 130 руб. за 2021г. не позднее 01 декабря 2022г.

Налоговые уведомления направлены административному ответчику почтовым отправлением (л.д.33,35).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование (в редакции действующей на дату направления требования) об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Поскольку размер недоимки ФИО1 не превысил 3 000 руб., в связи с чем на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате транспортного налога за 2020г. подлежало направлению налогоплательщику не позднее одного года (со дня выявления недоимки и (или) наступления срока уплаты налога), то есть 02 декабря 2022г.

При этом пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023г. №500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году» установлено, что предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.

Судом установлено, что в адрес административного ответчика было направлено требование №13383 от 06 июля 2023г. в том числе об уплате транспортного налога за 2020г. – 2 296 руб., за 2021г. – 2 130 руб., об уплате налога на профессиональный доход – 19 286,40 руб. и пени – 4 050,48 руб.

Несоблюдение срока направления требования об уплате транспортного налога за 2020г., установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, как составляющей совокупного срока принудительного взыскания, само по себе не является препятствием для взыскания обязательного платежа. Это обстоятельство учитывается при проверке соблюдения срока обращения с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа. При этом, общий срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога налоговым органом соблюден.

При таких обстоятельствах, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2020 в размере 2 296 руб., за 2021г. в размере 2 130 руб., налог на профессиональный доход за период с декабря 2021г. по октябрь 2022г. в сумме 13 560,98 руб. Порядок взыскания налогов налоговым органом соблюден: налоговые уведомления направлены в адрес административного ответчика, требование (л.д.23) также было направлено административному ответчику через личный кабинет (л.д.24), в котором предложено в срок до 25 августа 2023г. погасить задолженность.

Что касается требования административного истца о взыскании пени в сумме 5 354,36 руб. суд приходит к следующему.

Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 72 НК РФ).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Для правильного разрешения заявленных административных исковых требований суду необходимо проверить, не утрачена ли возможность взыскания пеней налоговым органом, для чего проверить процедуру взыскания недоимки по налогу на профессиональный доход, транспортному налогу за каждый налоговый период, в том числе соблюдение налоговым органом порядка, а также сроков взыскания недоимки по налогу на профессиональный доход, транспортному налогу.

Административным истцом заявлено требование о взыскании пени в связи с нарушением срока уплаты налога на профессиональный доход за период начиная с 27 апреля 2021г.; о взыскании пени в связи с нарушением срока уплаты транспортного налога за 2016г., 2017г., 2018г., 2019г., 2020г., 2021г.

Исходя из содержания расчета сумм пени (л.д.5-15) судом установлено, что пени в размере 2 627,56 руб. приняты из ОКНО при переходе в ЕНС с 01 января 2023г., которая сформирована по 31 декабря 2022г. из сумм пени в размере 1 017,62 руб. (начисленных на недоимку по налогу на профессиональный доход), сумм пени в размере 1 609, 94 руб. (начисленных на недоимку по транспортному налогу).

С 01 января 2023г. по 13 ноября 2023г. пени в сумме 2 953,96 руб. начислены на совокупную обязанность, сформированную из задолженности по транспортному налогу за 2017г., 2018г., 2019г., 2020г., 2021г. в сумме 13 444 руб. (л.д.40, 43) и налогу на профессиональный доход за периоды с апреля 2021г. по октябрь 2022г. в сумме 19 286, 40 руб. (л.д.40, 41, 42).

Что касается взыскания пени начисленной за период до 01 января 2023г., суд приходит к следующему.

Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска от 19 июня 2019г. №2а-623/2019 с ФИО1 в пользу ИФНС по Октябрьскому району го Саранск были взысканы недоимка по транспортному налогу за 2016, 2017г.г. в сумме 4 592 руб. и пени в размере 72,13 руб. На основании указанного судебного приказа было возбуждено исполнительное производство <..>-ИП, которое по настоящее время находится на исполнении.

Кроме того, судебным приказом мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска от 31 марта 2022г. № 2а-320/2022 с ФИО1 в пользу ИФНС по Октябрьскому району г.Саранска были взысканы недоимка по транспортному налогу за 2018г., 2019г. в сумме 4 592 руб. и пени 160, 95 руб., недоимка по налогу на профессиональный доход за март 2021г., апрель 2021г., май 2021г., июнь 2021г., июль 2021г., августа 2021г., ноябрь 2021г. в общей сумме 5 725, 42 руб. и пени 18,54 руб. При этом пени взысканы на недоимку по транспортному налогу за 2018г. за период с 03 декабря 2019г. по 25 июня 2020г. в сумме 93, 57 руб. (66, 53 руб.+ 27,04 руб.); на недоимку по транспортному налогу за 2019г. за период с 02 декабря 2020г. по 15 июня 2021г. в сумме 67,38 руб. На основании указанного судебного приказа было возбуждено исполнительное производство <..>-ИП, которое по настоящее время находится на исполнении.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании пени в связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2016г., 2017г., 2018г., 2019г., 2020г., 2021г. подлежат удовлетворению частично.

Так, пени в связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2016г. подлежат взысканию за период с 02 декабря 2017г. по 11 декабря 2022г. с учетом частичного списания в размере 6,31 руб. (л.д.10-11);

в связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2017г. подлежат взысканию за период с 04 декабря 2018г. по 31 декабря 2022г. в сумме 663, 11 руб. (расчет л.д.11-12).;

в связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2018г. подлежат взысканию в сумме 362, 22 руб. за период с 26 июня 2020г. по 31 декабря 2022г. (за период с 03 декабря 2019г. по 25 июня 2020г. в сумме 93,57 руб. взысканы судебным приказом №2а-320/2022) согласно расчету:

2 296 руб. /300х4.5/100 ставка х30 дней =10,33 руб. (26.06.2020-26.07.2020)

2 296 руб. /300х4.25/100 ставка х238 дней =77,41 руб. (27.07.2020-21.03.2021)

2 296 руб. /300х4.5/100 ставка х35 дней =12,05 руб. (22.03.2021-25.04.2021)

2 296 руб. /300х5/100 ставка х50 дней = 19,13 руб. (26.04.2021-14.06.2021)

2 296 руб. /300х5.5/100 ставка х41 дней =17,26 руб. (15.06.2021-25.07.2021)

2 296 руб. /300х6.5/100 ставка х49 дней = 24,38 руб. (26.07.2021-12.09.2021)

2 296 руб. /300х6.75/100 ставка х42 дня =21,70 руб. (13.09.2021-24.10.2021)

2 296 руб. /300х7.5/100 ставка х56 дней = 32,14 руб. (25.10.2021-19.12.2021)

2 296 руб. /300х8.5/100 ставка х56 дней = 36,43 руб. (20.12.2021-13.02.2022)

2 296 руб. /300х9.5/100 ставка х14 дней = 10,18 руб. (14.02.2022-27.02.2022)

2 296 руб. /300х20/100 ставка х32 дня = 48,98 руб. (28.02.2022-31.03.2022)

2 296 руб. /300х7.5/100 ставка х91 день = 52,23 руб. (02.10.2022-31.12.2022);

в связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2019г. подлежат взысканию в сумме 242,88 руб. за период с 16 июня 2021г. по 31 декабря 2022г. (за период с 02 декабря 2020г. по 15 июня 2021г. в сумме 67,38 руб. взысканы судебным приказом №2а-320/2022) согласно расчету:

2 296 руб. /300х5.5/100 ставка х40 дней =16,84 руб. (16.06.2021-25.07.2021)

2 296 руб. /300х6.5/100 ставка х49 дней = 24,38 руб. (26.07.2021-12.09.2021)

2 296 руб. /300х6.75/100 ставка х42 дня =21,70 руб. (13.09.2021-24.10.2021)

2 296 руб. /300х7.5/100 ставка х56 дней = 32,14 руб. (25.10.2021-19.12.2021)

2 296 руб. /300х8.5/100 ставка х56 дней = 36,43 руб. (20.12.2021-13.02.2022)

2 296 руб. /300х9.5/100 ставка х14 дней = 10,18 руб. (14.02.2022-27.02.2022)

2 296 руб. /300х20/100 ставка х32 дня = 48,98 руб. (28.02.2022-31.03.2022)

2 296 руб. /300х7.5/100 ставка х91 день = 52,23 руб. (02.10.2022-31.12.2022);

в связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2020г. подлежат взысканию за период с 02 декабря 2020г. по 31 декабря 2022г. в сумме 158,15 руб. (расчет л.д.13);

в связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2021г. подлежат взысканию за период с 02 декабря 2022г. по 31 декабря 2022г. в сумме 15,98 руб. (расчет л.д.13).

Всего с ФИО1 подлежат взысканию пени за периоды до 01 января 2023г. в связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2016г., 2017г., 2018г., 2019г., 2020г., 2021г. в сумме 1 448, 65 руб. (6,31 руб. + 663,11 руб.+ 362,22 руб. + 242, 88 руб. + 158, 15 руб. + 15, 98 руб.).

Пени, в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за март 2021г., апрель 2021г., май 2021г., июнь 2021г., июль 2021г., август 2021г., ноябрь 2021г. подлежат удовлетворению частично, поскольку пени были частично взысканы судебным приказом №2а-320/2022г.

Так, в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за март 2021г. в размере 90,18 руб. за период с 12 мая 2021г. по 31 декабря 2022г., так как пени в сумме 2,02 руб. за период с 27 апреля 2021г. по 11 мая 2021г. были взысканы судебным приказом №2а-320/2022;

в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за апрель 2021г. в размере 102,91 руб. за период с 03 июня 2021г. по 31 декабря 2022г., так как пени в сумме 1,27 руб. за период с 27 мая 2021г. по 02 июня 2021г. были взысканы судебным приказом №2а-320/2022;

в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за май 2021г. в размере 53,58 руб. за период с 07 июля 2021г. по 31 декабря 2022г., так как пени в сумме 1,06 руб. за период с 26 июня 2021г. по 06 июля 2021г. были взысканы судебным приказом №2а-320/2022;;

в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за июнь 2021г. в размере 105,70 руб. за период с 11 августа 2021г. по 31 декабря 2022г., так как пени в сумме 3,62 руб. за период с 27 июля 2021г. по 10 августа 2021г. были взысканы судебным приказом №2а-320/2022;

в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за июль 2021г. в размере 101,11 руб. за период с 16 сентября 2021г. по 31 декабря 2022г., так как пени в сумме 5,30 руб. за период с 26 августа 2021г. по 15 сентября 2021г. были взысканы судебным приказом №2а-320/2022;

в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за август 2021г., в размере 22,06 руб. за период с 18 октября 2021г. по 31 декабря 2022г., так как пени в сумме 1,24 руб. за период с 28 сентября 2021г. по 17 октября 2021г. были взысканы судебным приказом №2а-320/2022;

в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за ноябрь 2021г. в размере 51,26 руб. за период с 13 января 2022г. по 31 декабря 2022г., так как пени в сумме 4,03 руб. за период с 28 декабря 2021г. по 12 января 2022г. были взысканы судебным приказом №2а-320/2022 (л.д.5, 6, 7, 63).

Требования административного истца о взыскании пени в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за декабрь 2021г., за январь 2022г., за февраль 2022г., за март 2022г., за апрель 2022г., за май 2022г., за июнь 2022г., за июль 2022г., за август 2022г., за сентябрь 2022г., за октябрь 2022г. подлежат взысканию в заявленном истцом размере, так как представленный расчет является арифметически верным, с периодом начисления пени суд согласен (л.д.7, 8, 9, 63).

Всего с ФИО1 подлежат взысканию пени за периоды до 01 января 2023г. в связи с нарушением сроков уплаты налога на профессиональный доход за март 2021г., апрель 2021г., май 2021г., июнь 2021г., июль 2021г., август 2021г., ноябрь 2021г., за декабрь 2021г., за январь 2022г., за февраль 2022г., за март 2022г., за апрель 2022г., за май 2022г., за июнь 2022г., за июль 2022г., за август 2022г., за сентябрь 2022г., за октябрь 2022г. в сумме 999,80 руб. (90,18 руб. + 102,91 руб.+ 53, 58 руб. + 105, 70 руб. + 101, 11 руб. + 22,06 руб. + 51,26 руб. + 38, 03 руб. + 66, 07 руб. + 17, 80 руб. + 9, 14 руб. + 91, 87 руб. + 71, 81 руб. + 56, 74 руб. + 52, 65 руб. + 30, 61 руб. + 22, 51 руб. + 15, 05 руб.).

Что касается взыскания пени с момента перехода на ЕНС с 01 января 2023г. суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми введены единый налоговый счет и единый налоговый платеж.

Согласно пункту 4 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

В силу пункту 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном ст. 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.

В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023г. с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022г. сведений о суммах:

1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей);

2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства).

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Судом установлено, что по ЕНС налогоплательщика ФИО1 сформировано отрицательное сальдо на сумму недоимки по транспортному налогу 13 444 руб., по налогу на профессиональный доход в сумме 19 286, 40 руб., на сумму недоимки по пени 4 050, 48 руб. (л.д.23, 41, 42, 43).

Согласно расчета цены иска (л.д.63- 64), представленного административным истцом, сумма совокупной обязанности административного ответчика на 01 января 2023г. составляет 30 600,40 руб. из них: транспортный налог 11 314 руб. (за 2017г. – 2 296 руб., за 2018г. – 2 296 руб., за 2019г. – 2 296 руб., за 2020г. – 2 296 руб., за 2021г. - 2 130 руб.), налог на профессиональный доход 19 286, 40 руб. (за март 2021г. – 807,72 руб., за апрель 2021г. – 953, 19 руб., за май 2021г. – 525,66 руб., за июнь 2021г.- 1 112, 85 руб., за июль 2021г. – 1 160, 20 руб., за август 2021г. – 275, 85 руб., за ноябрь 2021г. – 889,95 руб., за декабрь 2021г. – 705, 45 руб., за январь 2022г. – 1 477, 45 руб., за февраль 2022г. – 665, 65 руб., за март 2022г. – 401, 55 руб., за апрель 2022г. – 1 506, 37 руб., за май 2022г. – 1 451, 25 руб., за июнь 2022г. – 1 395, 30 руб., за июль 2022г.- 1 625, 10 руб., за август 2022г. – 1 275, 30 руб., за сентябрь 2022г. – 1 385, 40 руб., за октябрь 2022г. – 1 672, 16 руб.).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера совокупной обязанности, в том числе не учитываются суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм.

Следовательно, сальдо ЕНС, сформированное на 01 января 2023г., учитывает сведения об имеющихся на 31 декабря 2022г. суммах неисполненных обязанностей. Недоимка по налогам, не признанная налоговым органом безнадежной к взысканию по состоянию на 31 декабря 2022г., включается в сальдо ЕНС на 1 января 2023г.

Таким образом, при рассмотрении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогам и пени в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов и сборов в установленные законодательством о налогах и сборах срок суду необходимо дать правовую оценку обоснованности формирования начального сальдо ЕНС на 01 января 2023г. (аналогичная правовая позиция изложена в Кассационном определении Второго Кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2023 г. № 88а-27494/2023).

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2023г. взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023г. в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022г. (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

С учетом приведенных выше положений Федерального закона, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление факта принятия налоговым органом мер взыскания, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Судом установлено, что ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога и налога на профессиональный доход.

При этом, задолженность по транспортному налогу за 2017г. – 2 296 руб. была взыскана судебным приказом исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска от 19 июня 2019г. (2а-623/2019). Принудительное исполнение данного судебного приказа не завершено, исполнительное производство находится на исполнении.

Задолженность по транспортному налогу за 2018г. в размере 2 296 руб., за 2019г. – 2 296 руб., недоимка по налогу на профессиональный доход 5 725,42 руб. (за март 2021г. – 807,72 руб., за апрель 2021г. – 953, 19 руб., за май 2021г. – 525,66 руб., за июнь 2021г.- 1 112, 85 руб., за июль 2021г. – 1 160, 20 руб., за август 2021г. – 275, 85 руб., за ноябрь 2021г. – 889,95 руб.) взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска от 31 марта 2022г. (2а-320/2022). Принудительное исполнение данного судебного приказа не завершено, исполнительное производство находится на исполнении.

Учитывая, что требования об обязанности погасить задолженность по транспортному налогу за 2017г., транспортному налогу за 2018г. (№7575 от 28 января 2020г.), транспортному налогу за 2019г. (№13152 от 16 июня 2021г.), налогу на профессиональный доход за март 2021г. (№6985 от 12 мая 2021г.), за апрель 2021г.(№7740 от 03 июня 2021г.), за май 2021г.(№18987 от 07 июля 2021г.), за июнь 2021г. (№20332 от 11 августа 2021г.), за июль 2021г. (№22199 от 16 сентября 2021г.), за август 2021г. (№23469 от 18 октября 2021г.), за ноябрь 2021г. (№446 от 13 января 2022г.), направленные административному ответчику, не прекратили свое действие (приняты меры взыскания), у налогового органа не возникло обязанности по формированию и направлению нового требования в адрес административного истца включающего в себя требование о взыскании уже взысканных до 01 января 2023г. недоимок. При этом по состоянию на 01 января 2023г. указанные недоимки уже были взысканы судебными актами (судебными приказами) налоговым органом получены исполнительные документы (судебные приказы) на взыскание данной задолженности и направлены на исполнение в службу судебных приставов.

При разрешении настоящего дела, суд также полагает необходимым отметить, что по своей правовой природе решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, принимаемое в порядке статей 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации является исполнительным документом, предъявляемым для исполнения.

Принятие налоговым органом решения №5954 от 08 ноября 2023г. о взыскании с ФИО1 задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке статей 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии уже полученных налоговым органом до 01 января 2023г. исполнительных документов (судебных приказов) по тем же обязательствам, может привести к двойному взысканию с административного ответчика одной и той же суммы задолженности. При этом действующее налоговое законодательство не допускает повторного взыскания недоимки, которая ранее была взыскана в принудительном порядке (аналогичная правовая позиция отражена в апелляционном определении Свердловского областного суда от 14 мая 2024г. по делу №33а-5795/2024).

Вместе с тем, поскольку судом установлено, что исполнительные производства по указанным выше судебным приказам находятся на исполнении, то пени подлежат начислению по дату окончания исполнительного производства в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с расчетом пени, начисленных на совокупную обязанность в размере недоимки по транспортному налогу в сумме 11 314 руб. и недоимки по налогу на профессиональный доход в сумме 19 286,40 руб. за период с 01 января 2023г. по 13 ноября 2023г. в общей сумме 2 953,96 руб. Суд соглашается с расчетом сумм пени представленного административным истцом в этой части, признает его обоснованным и арифметически верным (л.д.15). Следовательно, с ФИО1 подлежат взысканию пени в сумме 5 190,55 руб. (1 448,65 руб. + 999,80 руб. + 2 953,96 руб. – 211,86 руб.).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).

Судебный приказ, выданный мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска 20 декабря 2023г. о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам в сумме 17 986,98 руб. и пени в размере 5 354,36 руб. отменен определением мирового судьи от 22 декабря 2023г., в связи с поступившими от должника возражениями. Административное исковое заявление поступило в Октябрьский районный суд г.Саранска в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа 30 мая 2024г.

Доказательств исполнения требований истца об уплате задолженности административным ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца основаны на законе и подлежат частичному удовлетворению.

В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина с учетом округления до рубля в размере 895 руб. от оплаты которой административный истец был освобожден.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:


административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на профессиональный доход, пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия недоимку по транспортному налогу за 2020г. в размере 2 296 руб., недоимку по транспортному налогу за 2021г. в размере 2 130 руб., недоимку по налогу на профессиональный доход в сумме 13 560,98 руб., пени в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов и сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в сумме 5 190,55 руб., а всего 23 177 двадцать три тысячи сто семьдесят семь) рублей 53 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 895 (восемьсот девяносто пять) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - И.Н.Фомкина

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2024г.



Суд:

Октябрьский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) (подробнее)

Судьи дела:

Фомкина Ирина Николаевна (судья) (подробнее)