Решение № 2А-884/2023 2А-884/2023~М-854/2023 М-854/2023 от 28 декабря 2023 г. по делу № 2А-884/2023




УИД 86RS0013-01-2023-001255-09

Дело № 2а-884/2023


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

28 декабря 2023 года город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (почтовый адрес: микрорайон 6, строение 21, г. Радужный, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628462; тел/факс (<***>) 3-89-21; адрес электронной почты rdj.hmao@sudrf.ru; адрес официального сайта http://rdj.hmao.sudrf.ru) в составе судьи Гаитовой Г.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-884/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная ИФНС России № 10 по ХМАО – Югре обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей. В обоснование административного иска указала, что ответчику почтой России направлено налоговое уведомление от 01 сентября 2021 года № на уплату налога на имущество 17 633,48 руб. со сроком уплаты 01 декабря 2021 года. Налогоплательщику почтовой связью направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями): от 09 июля 2019 года № 56390 о необходимости уплаты пени по налогу на имущество 1209,58 руб. с 02 декабря 2016 года по 08 июля 2019 года со сроком исполнения 23 октября 2019 года (получено 28 июля 2019 года), которое исполнено полностью; от 24 декабря 2021 года № 120049 о необходимости уплаты налога на имущество 17633,48 руб. и пени 79,35 руб. с 02 по 19 декабря 2021 года со сроком исполнения 14 февраля 2022 года (получено 30 декабря 2021 года); от 29 июня 2020 года № 36421 о необходимости уплаты пени по налогу на имущество 454,09 руб. с 02 декабря 2016 года по 28 июня 2020 года со сроком исполнения 25 ноября 2020 года (получено 14 июля 2020 года), которое исполнено полностью. В установленный срок налогоплательщиком требования не исполнены. Долговым центром заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки мировому судье не направлялось в связи пропуском срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. Ссылаясь на ст. 31, 48, 52, 69, 75, 357, 363, 400, 401, 409 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), ст. 19, 95, 125, 286 КАС РФ просила восстановить пропущенный срок для подачи иска; взыскать с административного ответчика указанные суммы (л.д. 6-9).

Письменные возражения на административное исковое заявление административным ответчиком не представлены (л.д. 2-5).

На основании п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Пунктом 1 ст. 409 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из сведений, представленных административным истцом, следует, что налог административным ответчиком своевременно не уплачен (л.д. 10-21).

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2).

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что согласно перечисленным в иске налоговым уведомлениям административному ответчику начислен налог на имущество в указанных выше размерах (л.д. 10-13).

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2).

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Взыскиваемая сумма налога и пени исчислена и предъявлена к уплате в требовании от 20 декабря 2021 года № 120049 со сроком исполнения 14 февраля 2022 года (л.д. 19-21).

С административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 31 октября 2023 года (л.д. 6-9, 31-32), то есть, очевидно, по истечении установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд, что не оспаривается самим административным истцом, заявившим ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления.

Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, и обязан исполнять требования закона в части порядка и сроков обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому, допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговым органом установленных законом срока и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решение в окончательной форме принято 28 декабря 2023 года.

Судья подпись Г.К. Гаитова

КОПИЯ ВЕРНА

Подлинный документ находится в гражданском деле №а-884/2023 Радужнинского городского суда.

Решение в законную силу не вступило. ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Г.К. Гаитова

Секретарь суда



Суд:

Радужнинский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) (подробнее)

Судьи дела:

Гаитова Гульжихан Курбангалеевна (судья) (подробнее)