Апелляционное определение № 11А-4286/2026 от 16 марта 2026 г.




74RS0021-01-2025-001669-334 Судья: Смирных И.Г.

Дело № 11а-4286/2026 Дело № 2а-1415/2025


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


17 марта 2026 года г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шалютиной Е.М.,

судей Когденко Н.Ю., Мельниковой Е.В.,

при секретаре Старыгине А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Выборгской таможни на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 10 декабря 2025 года по административному исковому заявлению Выборгской таможни к ФИО1 о взыскании утилизационного сбора и пени.

Заслушав доклад судьи Когденко Н.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Выборгской таможней предъявлено административное исковое заявление к ФИО1 о взыскании утилизационного сбора в размере 724 976, 22 руб. и пени 226 530,91 руб., в обоснование которого указано, что после приобретения ТС <данные изъяты>», 2024 года выпуска, VIN №, по договору купли-продажи от 20 мая 2024 года в г. Костанай Республики Казахстан, ФИО1 ввезла автомобиль в Российскую Федерацию.. При этом ФИО1 самостоятельно исчислен и уплачен утилизационный сбор в размере 300600 рублей с неправильным применением коэффициента компенсационной формулы, поскольку была проставлена отметка о том., что автомобиль ввозится не для личного пользования, в связи с чем, сумма подлежащего уплате утилизационного сбора составляет 1 025 576,22 рублей. Поскольку обязанность по уплате утилизационного сбора ФИО1 несмотря на письменное предупреждение исполнена не была, были начислены пени на сумму задолженности.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с решением суда, Выборгская таможня подала апелляционную жалобу в Челябинский областной суд, в которой она просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом при вынесении решения допущены нарушения норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены решения суда. Судом при вынесении решения по делу не применен Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закона № 89-ФЗ), подлежащий применению. Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи № 546 от 30 апреля 2024 года приобрела автомобиль <данные изъяты>», 2024 года выпуска, VIN № у продавца ФИО6 в лице <данные изъяты>» действующего по агентскому договору за 3 787 000 рублей в г. Челябинске 30 апреля 2024 года. Продавец ФИО6 поживает и является гражданином Республики Казахстан, в связи с чем, не является плательщиком утилизационного сбора на территории РФ. Ответчик заключила договор купли-продажи № 546 от 30 апреля 2024 года с продавцом, не являющимся плательщиком утилизационного сбора в лице <данные изъяты>», что подтверждает осведомленность ФИО1 о покупке транспортного средства у гражданина Казахстана, а соответственно несении расходов по уплате транспортного налога и прочих обязательных платежей и штрафов. Оплата утилизационного сбора, является обязательным платежом, без которого невозможна постановка транспортного средства на учет в ГАИ. Автомобиль ФИО1 зарегистрирован и поставлен на учет, ей выдан ПТС от 2 мая 2024 года. На Выборгский таможенный пост от ФИО1 21 мая 2024 года предъявлено заявление и расчет утилизационного сбора, выписка из ЭПТС от 2 мая 2024 года, о также чек о внесении суммы утилизационного сбора в размере 300600,00 руб. Проверив исчисление суммы утилизационного сбора, таможенным органом установлено, что при расчете утилизационного сбора ФИО1 не учтены изменения, вступившие в силу с 1 апреля 2024 года, в частности РУС подлежащий уплате в отношении колесного транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и выпущенного таможенными органами на территории ЕЭС по ставкам ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕЭС. В результате проведенного расчета, неуплаченная ФИО1 сумма утилизационного сбора составляет 724976,22 руб. О задолженности ФИО1 была уведомлена письмом от 21 апреля 2025 года. Письмо не получено и возвращено отправителя в связи с истечением срока хранения.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указано на то, что она в установленный законом срок совершила уплату утилизационного сбора, расчет которого таможенным органом был в течении установленного срока – 5 дней проверен и признан верным. На основании поступившей от таможенного органа информации, в системе ЭПТС был сформирован и выдан электронный паспорт транспортного средства на приобретенный автомобиль, что свидетельствует о проведенный проверке и принятии правильными произведенных расчетов УС, учете внесенных денежных средств в качестве УС. При рассмотрении заявленных таможенным органом требований, необходимо учитывать добросовестность ФИО1 и отсутствие в ее стороны действий направленных на занижение размера утилизационного сбора, сокрытие обстоятельств связанных с доначислением, неисполнением каких-либо требований по использованию автомобиля после осуществления таможенной очистки. С учетом имеющейся практики, компенсационная формула не подлежит применению в случае, если таможенное декларирование производится для личного пользования. Вопрос отнесения товаров, в том числе транспортных средств, к товарам личного пользования, относится к компетенции таможенных органов, однако оно не может носить произвольный характер, должно иметь законные основания. Автомобиль поставлен на учет административным ответчиком на регистрационный учет на свое имя и зарегистрирован на него до настоящего времени, что подтверждает личное использование автомобиля и покупку его для личных нужд. С учетом изложенного считает, что утилизационный сбор исчислен и уплачен без применения компенсационной формулы законно и обоснованно. В части начисления пени, учитывая, что первоначально таможенным органом сумма была признана верной, а письмо о доначислении УС не было получено 4 июня 2026 года, полагает, что при признании судом доначисления УС верным, обоснованным начисление пени лишь с 24 июня 2025 года. Согласно расчету, сумма пени составит 40 550,34 руб.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 возражения на апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель заинтересованного лица <данные изъяты>» ФИО7 просила оставить решение суда без изменения.

Иные участвующие в деле лица, при надлежащем извещении о времени и месте в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Информация о времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ к лицам, которые признаются плательщиками утилизационного сбора, признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС определяет понятие «товары для личного пользования» как товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Под «транспортными средствами для личного пользования» понимается категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подпункт 50 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Утилизационный сбор в соответствии со статьей 46 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенным платежом не является.

Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) (далее по тексту – Правила № 1291).

Из содержания пункта 5 Правил № 1291 следует, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

В соответствии с пунктом 11 (7) Правил № 1291 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик утилизационного сбора или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), документы, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств шасси) и (или) прицепов к ним.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно административного искового заявления транспортное средство <данные изъяты>», 2024 года выпуска, VIN №, было приобретено ФИО1 по договору купли-продажи 20 мая 2024 года у ФИО6 в г. Костанае Республики Казахстан, ввезено ФИО1 в Российскую Федерацию, после чего 21 мая 2024 года она обратилась с заявлением к начальнику Выборгского таможенного поста о принятии комплекта документов на списание утилизационного сбора в отношении указанного автомобиля с приложением расчета утилизационного сбора, в котором указано на то, что транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию не для личного пользования, при этом приобщены были заявление от имени ФИО1, копия ее паспорта, свидетельство о регистрации по месту пребывания в г. Выборг Ленинградской области? сведения об ИНН, СНИЛС, копия договора купли-продажи автомобиля от 20 мая 2024 года, выписка из электронного паспорта транспортного средства от 02 мая 2024 г., чек об оплате утилизационного сбора от 02 мая 2024 года, заключение экспертизы (л.д. 21-54).

Из представленных в суд ответчиком ФИО1 договора купли-продажи № 546 от 30 апреля 2024 года ФИО1 судом установлено, что ФИО1 приобрела автомобиль «<данные изъяты>», 2024 года выпуска, VIN № у продавца ФИО6 в лице <данные изъяты>» действующего по агентскому договору за 3 787 000 рублей в г. Челябинске 30 апреля 2024 года (л.д. 84).

По акту приема-передачи от 30 апреля 2024 года <данные изъяты>» автомобиль передан ФИО1 (л.д. 83).

Как следует из платежного поручения № 613140 от 03 мая 2024 года ФИО1 в счет оплаты по договору от 30 апреля 2024 года через <данные изъяты>» внесено 2 217 000 рублей на счет <данные изъяты>» за автомобиль «<данные изъяты>», VIN № (л.д.115).

Соглашением о зачете оплаты от 30 апреля 2024 года между <данные изъяты>» (продавцом) и ФИО1 (покупателем), а также третьей стороной зачтена сумма 1570 000 рублей в счет уплаты по договору № 628 от 30 апреля 2024 года за автомобиль продавца 3787000 рублей (л.д.158)

Как следует из агентского договора № 615 от 30 апреля 2024 года, заключенного в г. Челябинске между <данные изъяты>» и ФИО6, <данные изъяты>» обязалось продать вышеуказанное транспортное средство, заключив договор купли-продажи. При этом автомобиль передается по акту приема-передачи агенту <данные изъяты>» для его последующей демонстрации в автосалоне по адресу <адрес>, ул. <адрес>, автосалон «<данные изъяты>» (л.д.85).

Согласно данных карточки учета транспортного средства автомобиль был зарегистрирован и поставлен на учет в органах ГИБДД ФИО1 23 мая 2024 года на основании договора купли-продажи от 30 апреля 2024 года на свое имя, дата выдачи ПТС 02 мая 2024 года (л.д.89).

Согласно данных ОВМ ОМВД России «Карталинский» сведений о наличии временной регистрации ФИО1 в период 2024 года на территории Ленинградской области в г. Выборге не имеется (л.д.92-93).

Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 января 2025 года ОД УМВД России по Выборгскому району установлено, что временная регистрация по месту пребывания ФИО1 в г. Выборге от 16 мая 2024 ода № 518 не оформлялась (л.д.162-163).

Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку административный ответчик ФИО1 автомобиль приобрела в автосалоне в г. Челябинске, в РФ указанный автомобиль не ввозила, с заявлением о расчете утилизационного сбора в таможенный орган не обращалась, использует в течение более года автомобиль в личных целях, в связи с чем, не является лицом, которое относится к плательщикам утилизационного сбора в соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, по следующим основаниям.

Правовые основы исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада определены подпунктами 1, 2 пункта 2 стать 209 ТК ЕАЭС и подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 217 ТК ЕАЭС.

При осуществлении деятельности свободного склада не предусмотрена возможность применения иных ставок ввозных таможенных пошлин отличных от ETT ЕАЭС (глава 28 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 7.1.11 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» от ввозной таможенной пошлины освобождаются технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства-участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-участника Таможенного союза.

Вышеуказанные нормы позволяют помещать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления транспортные средства, произведенные с использованием иностранных товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада с применением тарифной льготы и освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с национальным законодательством государств-членов ЕАЭС.

В соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС формы таможенной декларации структуры и форматы электронной таможенной декларации электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Евразийской экономической комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу ЕАЭС.

Согласно статье 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары (далее по тексту –ДТ) подлежат указанию в частности сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС.

Порядок заполнения ДТ утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 (далее по тексту – Порядок).

Пунктом 15 Порядка определены особенности заполнения графы 36 «Преференция» и графы 47 «Исчисление платежей» ДТ.

Исчисление платежей производится с учетом в частности следующих особенностей: в графу не вносятся сведения по виду платежа, если в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭ, и (или) законодательством государства - члена ЕАЭ для декларируемых товаров не установлена ставка, либо установлена нулевая ставка по этому виду платежа, а также, если в соответствии с условиями заявляемой таможенной процедуры не возникает обязанность по уплате этого вида платежа; в колонке «Вид» указывается код вида платежа в соответствии с классификатором видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы»; в колонке «Ставка» указывается установленный размер ставки платежа; в колонке «СП» (специфика платежа) указывается код в соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы с учетом следующих особенностей: если в отношении декларируемых товаров платеж уплачивается в полном размере до выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи ДТ, - не позднее сроков, указанных в пунктах 7 и 10 статьи 137 и пункте 11 статьи 198 ТК ЕАЭС, либо если НДС уплачивается в Республике Казахстан методом зачета, в колонке «СП» указывается код «ИУ» или «ЗН» соответственно; в случае использования льгот по уплате платежа в виде освобождения от его уплаты в основной строке (основных строках) исчисление производится в размере платежей, подлежащих уплате без учета льгот и тарифных преференций. В колонке «СП» указывается «УН».

Согласно классификатору особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (утверждён приложением №10 к Решению Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2025 года №378), код «УН» означает условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством государств - членов ЕАЭС.

Положениями подпункта 46 пункта 15 Порядка предусмотрено, что сведения о суммах уплаченных платежей за все товары, декларируемые в ДТ, указываются в графе «В» ДТ.

Как усматривается из материалов дела, 30 апреля 2024 года между <данные изъяты>» и ФИО6 в г. Челябинске заключен агентский договор, в соответствии с которым <данные изъяты>» подыскивает покупателей на принадлежащее ФИО6 транспортное средство <данные изъяты>, 2024 г.в., VIN №, за 3737000 руб. (л.д. 81,85)

30 апреля 2024 года между ФИО1 и ФИО6 в лице <данные изъяты>» в г. Челябинске заключен договор купли-продажи транспортного средства марки <данные изъяты>, 2024 г.в., VIN №, произведенного в Республике Казахстан. Пунктом 2.1 договора определена цена транспортного средства в размере 3787000 руб., в этот же день автомобиль передан ФИО1 (л.д.83,84).

21 мая 2024 года ФИО1 обратилась на Выборгский таможенный пост с заявлением об оформлении утилизационного сбора в отношении транспортного средства <данные изъяты>, VIN №, ввезенного на территорию РФ из страны ЕАЭС, в соответствии с пунктом 11 Правил №1291 (л.д. 26).

Выборгским таможенным постом оформлен таможенный приходный ордер № 10206085/210524/1000000144 с отметкой об уплате утилизационного сбора в размере 300 600 руб. (т.1 л.д.19-20).

23 мая 2024 года автомобиль поставлен на регистрационный учет на имя ФИО1 (л.д.89).

С 1 апреля 2024 года Постановлением Правительства № 152 от 13 февраля 2024 года установлен новый порядок расчета утилизационного сбора за ввоз в Россию автомобилей, которые были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и выпущены в свободное обращение таможенными органами одной из стран членов - Евразийского экономического союза.

Сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в отношении колесного транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и выпущенного таможенными органами на территории Евразийского экономического союза по ставкам ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, исчисляется в соответствии с установленной формулой.

Формула применяется при исчислении и уплате утилизационного сбора в отношении всех транспортных средств, задекларированных по декларации на товары с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории государства - члена ЕАЭС, и зависит от порядка таможенного декларирования транспортного средства.

В результате проверки Выборгской таможней установлен факт неверно рассчитанной и уплаченной суммы утилизационного сбора, в связи с чем, 28 апреля 2025 года в по двум адресам административного ответчика по месту регистрации и месту временного пребывания, направлено уведомление об уплате утилизационного сбора в размере 724 976, 22 руб. в срок, не превышающий 20 календарных дней. Однако почтовые конверты возвращен в адрес отправителя в связи с истечением срока хранения (л.д.13,14).

Более того, в судебном заседании на вопрос судебной коллегии в судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 пояснила, что получила в сентябре 2024 года запрос от Выборгской таможни, после чего ей стало известно о предъявленный таможенным органом требованиях.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции относительно отсутствия регистрации в г. Выборге ФИО1 судебная коллегия признает не имеющими правового значения.

В связи с неисполнением требований по уплате задолженности в установленный законом срок, 30 июня 2025 года Выборгская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Карталинского района Челябинской области о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 утилизационного сбора в размере 724 976,22 руб., пени в размере 182597,35 руб.

Определением от 28 июля 2025 года судебный приказ по делу №2а-2203/2025 отменен в связи с поступившими возражениями должника.

До настоящего времени утилизационный сбор в размере 724 976,22 руб. ФИО1 не оплачен, что послужило основанием для начисления пени и обращения Выборгской таможни в суд с настоящим административным исковым заявлением.

С учетом положений Порядка в рассматриваемом случае в отношении автомобиля марки <данные изъяты>, VIN №, ввиду применения льготы по уплате ввозной таможенной пошлины (указана в графе 36 ДТ), предусмотренной национальным законодательством Республики Казахстана, исчисление ввозной таможенной пошлины в ДТ № при выпуске в свободное обращение производилось по ставкам ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС с проставлением в колонке «СІІ» графы 47 ДТ кода «УН».

В графе 47 ДТ № «Исчисление платежей» в колонке СП в строках 2010 (ввозная таможенная пошлина), 5060 (налог на добавленную стоимость) указано УН, фактически уплачены только таможенные сборы за таможенные операции.

В целях создания равных условий для граждан и компаний, ввозящих в Российскую Федерацию транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска в странах Союза, и тех, кто проходит эту процедуру в Российской Федерации с уплатой всех необходимых налогов и сборов, в пункт 5 Правил внесены изменения, согласно которым формула применяется при исчислении и уплате утилизационного сбора в отношении транспортных средств, задекларированных по декларации на товары с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории государства - члена Союза, и зависит от порядка таможенного декларирования транспортного средства. Данная формула наряду с прочим учитывает виды и категории транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, мощность двигателя, что отвечает целям обеспечения экологической безопасности. Кроме того, данная формула учитывает размер сбора в Российской Федерации, разницу между таможенной пошлиной (рассчитанной по средней цене автомобиля) и пошлиной из декларации, а также разницу по НДС и акцизу.

В случае если таможенное декларирование транспортного средства осуществлялось в порядке главы 37 ТК ЕАЭС, регулирующей особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования, а также в случае если таможенное декларирование транспортного средства в государстве - члене Евразийского экономического союза не осуществлялось, исчисление утилизационного сбора осуществляется без применения формулы.

Таким образом, согласно пункту 5 Правил № 1291, с учетом изменений, вступивших в законную силу 1 апреля 2024 года, сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в отношении колесного транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и выпущенного таможенными органами на территории Евразийского экономического союза по ставкам ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (УС), исчисляется по формуле: УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка, где: УСед - сумма утилизационного сбора, рассчитанная в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; Ктп - сумма, равная разнице между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании информации о марке, модели и средней стоимости автомобилей, представленной Федеральной таможенной службой, и публикуемом на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не реже 1 раза в квартал, и таможенной пошлиной, указанной в декларации на товар, рассчитанной в рублях по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату подачи расчета утилизационного сбора, или равная разнице между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из объема двигателя, указанного в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси) или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, и уплаченной таможенной пошлиной, указанной в декларации на товар, рассчитанной в рублях по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату подачи расчета утилизационного сбора (в случае уплаты таможенной пошлины по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). Отрицательное значение Ктп признается равным нулю; Кндс - сумма, равная разнице между налогом на добавленную стоимость, рассчитанным исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании информации о марке, модели и средней стоимости автомобилей, представленной Федеральной таможенной службой, и публикуемом на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не реже 1 раза в квартал, и уплаченным налогом на добавленную стоимость, указанным в декларации на товар, рассчитанным в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату подачи расчета утилизационного сбора. Отрицательное значение Кндс признается равным нулю; Ка - сумма, равная разнице между суммой акциза, рассчитанного исходя из мощности двигателя, указанной в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси) или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, и уплаченной суммой акциза, указанной в декларации на товар, рассчитанной в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату подачи расчета утилизационного сбора. Отрицательное значение Ка признается равным нулю.

Учитывая тот факт, что выпуск ввезенного в Российскую Федерацию транспортного средства <данные изъяты>, VIN № производился на территории Республики Казахстан с применением ставок ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС, при определении размера утилизационного сбора, подлежащего уплате, должна применяться Формула, приведенная в пункте 5 Правил № 1291.

Декларирование товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС физическими лицами для личного пользования в порядке, установленном главой 37 ТК ЕАЭС, производится с использованием пассажирской таможенной декларации (пункт 3 статьи 260 ТК ЕАЭС).

Однако, как следует из материалов дела, ввезенный ФИО1 автомобиль в Российскую Федерацию ввезен не по пассажирской таможенной декларации, но задекларирован на территории государства - члена ЕАЭС (в Республике Казахстан) по декларации на товары № с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ-40). В соответствии с Классификатором видов таможенных процедур обозначение ИМ-40 в графе 1 Декларации на товары соответствует процедуре «выпуск для внутреннего потребления».

Следовательно, ввезенное ФИО1 транспортное средство нельзя отнести к транспортным средствам для личного пользования, и, соответственно, нельзя применить льготный коэффициент для расчета утилизационного сбора.

Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, установленные по делу обстоятельства, установив, что административный ответчик за уплатой утилизационного сбора обратился после 1 апреля 2024 года, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности действий (решения) таможенного органа, по доначислению суммы утилизационного сбора.

На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права.

Возражения административного ответчика в части отсутствия оснований для взыскания утилизационного сбора по компенсационной формуле, поскольку ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем, транспортное средство до настоящего времени находится в ее личном пользовании, основаны на неверном толковании вышеприведенных норм права.

Сноской 6 раздела 1 Перечня, устанавливающего коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора согласно Правил № 1291 предусмотрено, что под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в РФ, понимается транспортное средство, в отношении которого одновременно соблюдаются три условия, которые по настоящему делу не соблюдены.

Возражения административного ответчика на апелляционную жалобу о том, что поскольку со стороны административного истца отсутствовали требования об оформлению и (или) представлению каких-либо дополнительных документов, то есть у таможенного органа не возникло расхождений по порядку и сумме исчисленной суммы утилизационного сбора, расчет признан верным, в связи с чем, у административного ответчика отсутствовала обязанность по оформлению пассажирской таможенной декларации в отношении везенного ею транспортного средства также отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Согласно пункту 15(1) Правил № 1291 в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

Поскольку за таможенным органом закреплено право в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт при установлении факта неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора доначислить сумму утилизационного сбора, отсутствие претензий при оформлении транспортного средства не имеет значения.

Возражения на апелляционную жалобу в части того, что положения Таможенного кодекса в отношении обязанности по оформлению таможенной декларации автомобиля <данные изъяты>, применяться не могут, так как законодателем прямо исключена возможность применения соответствующего пункта статьи к транспортным средствам, основаны на неверном толковании норм права. Факт ввоза спорного автомобиля на территорию РФ для использования в личных целях, отсутствие доказательств того, что автомобиль ввезен вне рамок процедуры, установленной главой 37 Таможенного кодекса, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае подлежит применению с 1 апреля 2024 года для расчета размера утилизационного сбора введенная Постановлением Правительства № 152 от 13 февраля 2024 года формула..

Кроме того, доказательств того, что автомобиль ввезен в рамках процедуры, установленной главой 37 Таможенного кодекса в материалах дела не имеется, так как отсутствует пассажирская таможенная декларация, а также сведения о том, что такая декларация была оформлена при ввозе транспортного средства.

Представленная в дело декларация на товары содержит указание на то, что на данный автомобиль уплачены только ввозные таможенные пошлины (код 2010), применяемые на всей территории ЕАЭС, и прочие виды НДС (код 5060), уплата которых предусмотрена законодательством Республики Казахстан, в соответствии с Решением Комиссии от 20 сентября 2010 года №378.

Указанное свидетельствует о том, что и таможенные пошлины и налоги в отношении ввезенного ФИО1 на территорию Российской Федерации транспортного средства уплачены в порядке, отличном от установленных главой 37 ТК ЕАЭС, не по единым ставкам и не в виде совокупного таможенного платежа, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации не исполняется условие абзаца 4 сноски 6 к Перечню о применении ставок таможенных пошлин, установленных для транспортных средств, ввозимых для личного пользования.

Принимая во внимание, что из содержания договора купли-продажи № 546 от 30 апреля 2024 года усматривается, что он заключен ФИО1 с гражданином Казахстана ФИО6, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исключающими возможность взыскания утилизационного сбора (л.д. 84-85).

Согласно пункту 11(2) Правил № 1291 пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Исполнение обязанности по уплате указанной пени, ее взыскание и возврат осуществляются в порядке, установленном Правилами для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

В соответствии с пунктом 15(1) Правил № 1291 в случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа информации о необходимости уплаты утилизационного сбора, сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Расчет сумм пени судом проверен и признан верным.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 24030,00 руб. (15 000 +2% от суммы, превышающей 500 000).

Согласно пункту 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах решение подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Карталинского городского суда Челябинской области от 10 декабря 2025 года отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Выборгской таможни утилизационный сбор в размере 724 976,22 руб. и пени в размере 226530,91 руб.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в местный бюджет в сумме 24030 руб.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи



Суд:

Челябинский областной суд (Челябинская область) (подробнее)

Истцы:

Выборгская таможня (подробнее)

Иные лица:

ООО Фрагмент (подробнее)

Судьи дела:

Когденко Наталья Юрьевна (судья) (подробнее)