Решение № 2А-534/2020 2А-534/2020~М-608/2020 М-608/2020 от 3 ноября 2020 г. по делу № 2А-534/2020




Дело № 2а-534/2020



РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

03 ноября 2020 года г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Будченко Т.В.,

при помощнике судьи Старостиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов. Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать законно установленные налоги. Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № (остаток по требованию составляет 3003,32 руб.), в котором сообщалось о наличии задолженности, которая до настоящего времени в бюджет не поступила. Административный истец просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления и взыскать с ФИО1 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 3003,32 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении дела не просили.

Руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, как производящие, так и не производящие выплаты, и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 6 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным кодексом.

В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога, которое, согласно пункту 4 статьи 69 этого же кодекса, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Как установлено в судебном заседании, административный ответчик ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается, что административному ответчику за период осуществления предпринимательской деятельности начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплата которых своевременно ФИО1 не производилась.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес административного ответчика ФИО1 направлено ДД.ММ.ГГГГ требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3713,14 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 274,94 рублей. Срок исполнения требования – ДД.ММ.ГГГГ., с учетом частичной оплаты остаток недоимки по страховым взносам составляет 3003,32 рублей

Направление вышеназванного требования в адрес административного ответчика об уплате страховых взносов подтверждается списком почтовых отправлений.

Недоимка по страховым взносам в полном объеме в срок, установленный в требовании, административным ответчиком ФИО1 не уплачена.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В судебное заседание административным ответчиком представлена квитанция (чек-ордер) от ДД.ММ.ГГГГ об оплате задолженности по налогу и пеням, указанных в вышеобозначенном требовании на общую сумму 3003,32 рублей, а именно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) (КБК №).

Таким образом, с учетом удовлетворения в добровольном порядке административным ответчиком заявленных административным истцом требований и уплаты предъявленной к взысканию налоговой задолженности в размере 3003,32 рублей, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска и взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 3003,32 рублей.

Кроме того, также имеется основание для отказа в удовлетворении административного иска ввиду нижеследующего.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее по тексту - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено названным пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что задолженность по обязательным налоговым платежам, предъявленная к взысканию с административного ответчика, превысила 3000 рублей при выставлении требования об уплате страховых взносов № от ДД.ММ.ГГГГ, которым срок уплаты задолженности по страховым взносам установлен – ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно шестимесячный срок для подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании задолженности по обязательным платежам (страховым взносам, пеням) истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампу на почтовом конверте), то есть по истечении установленного законом срока.

Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд мотивировано увеличением случаев неисполнения налогоплательщиками своей обязанности, которая привела к увеличению объема подготовки и направления заявлений в суд.

Оценивая доводы административного истца, обосновывающие восстановление пропущенного срока, и принимая во внимание подачу налоговой инспекцией настоящего административного иска спустя более года после истечения установленного законом срока для обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежей, суд не усматривает уважительных причин пропуска срока в рассматриваемом деле.

Довод налогового органа о значительном объеме работы в качестве уважительной причины пропуска срока суд находит несостоятельным, поскольку административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.

Суд учитывает, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий, и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено и не установлено судом при рассмотрении дела, уважительных причин его пропуска стороной административного истца не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Сама по себе большая загруженность сотрудников по своевременному оформлению документов для обращения в суд не относится к исключительным обстоятельствам, позволяющим восстановить налоговой инспекции срок для предъявления настоящего административного иска.

При указанных данных, правовые основания для восстановления административному истцу пропущенного процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением отсутствуют.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности в связи с пропуском срока обращения в суд и невозможностью восстановления пропущенного срока, а также в связи с оплатой ФИО1 предъявленной к взысканию недоимки по страховым взносам в сумме 3003,32 рублей, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 286, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Будченко

мотивированное решение составлено 10.11.2020

Судья Т.В. Будченко



Суд:

Облученский районный суд (Еврейская автономная область) (подробнее)

Судьи дела:

Будченко Т.В. (судья) (подробнее)