Решение № 2-4728/2020 2-4728/2020~М-4442/2020 М-4442/2020 от 26 октября 2020 г. по делу № 2-4728/2020Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) - Гражданские и административные Дело № 2-4728/2020 именем Российской Федерации 26 октября 2020 г. г. Хабаровск Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Крюк А.А., при помощнике ФИО1, с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г.Хабаровска о предоставлении жилого помещения, ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации г.Хабаровска о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указала, что она является собственником жилого дома по адресу <адрес>, общей площадью 197 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес> заключением № 734 «О выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания» комиссии созданной в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 09.02.2017 г. был признан аварийным и непригодным для проживания. На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению из аварийного жилья. Другого жилого помещения, кроме дома по адресу <адрес> нее нет. В настоящее время проживать в этом доме опасно, что и признано заключением комиссии. До настоящего времени ей не было предложено никаких вариантов переселения, в связи с чем обратилась с заявлением в Администрацию города Хабаровска о предоставлении жилого помещения, однако до настоящего времени ответа не получила, а проживать далее в аварийном жилом доме нет никакой возможности и опасно. Просит возложить на администрацию г.Хабаровска обязанность предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Хабаровск, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 197 кв.м. Определением от 24.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.43 ГПК РФ, привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску. Пояснила, что дом был признан непригодным для проживания в связи с наводнением. В министерство социальной защиты Хабаровского края официально не обращалась, поскольку считает предлагаемые меры поддержки не подходящими для ее семьи. В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях, указав, что администрация г.Хабаровска является ненадлежащим ответчиком, нормы ЖК РФ к спорным правоотношениям не применимы, кроме того, собственник несет риск случайного повреждения своего имущества. Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало. В силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, площадью 197,1 кв.м., и земельного участка под ним с кадастровым номером № В указанном жилом помещении, согласно домовой книги, также зарегистрированы ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Согласно отчета ИП ФИО12, по результатам обследования техническое состояние <адрес> определено следующим образом: фундаментов - аварийное; стен - недопустимое; перекрытий - ограниченно работоспособное; крыши - работоспособное. В ходе проведения обследования выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа, являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта. Общее состояние здания оценивается как аварийное. В большинстве помещений присутствует стойкий запах сырости и затхлости. Ввиду высокой стоимости ремонтно-восстановительных работ их проведение экономически нецелесообразно. По результатам обследования помещения дома рекомендуется признать не пригодными для проживания. Заключением межведомственной комиссии от 10.10.2019 № 734 выявлены основания для признания помещения – <адрес> непригодным для проживания. Постановлением администрации г.Хабаровска от 29.10.2019 № 3549 жилой <адрес> признан непригодным для проживания, собственнику жилого <адрес> ФИО2 рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании жилого <адрес>, обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию жилого <адрес>. 12.08.2020 истец обратилась в администрацию г.Хабаровска с заявлением о предоставлении равнозначного по площади жилого помещения в связи с признанием ее жилого дома аварийным и не пригодным для проживания. Согласно ответа администрации г.Хабаровска от 03.09.2020, органом исполнительной власти Хабаровского края, ответственным за направление в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации списков граждан, являвшихся собственниками поврежденных и утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации определено министерство социальной защиты населения Хабаровского края. Согласно сообщения администрации г.Хабаровска от 11.09.2020, ФИО2 на учете граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в администрации города не состоит, малоимущей в целях постановки на учет не признавалась. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, они возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. В частности жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности (ч. 3 ст. 10 ЖК РФ). Согласно ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе, путем, признания жилищного права. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2, 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ). Вместе с тем, как установлено судом, истец является собственником жилого помещения по <адрес>, в связи с чем данные нормы жилищного законодательства к ней не применимы. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Признание жилого помещения непригодным для проживания предусматривает иные правовые последствия и иной механизм их реализации. Довод истца об отсутствии иного места проживания в данном случае правового значения не имеет. Постановлением администрации города Хабаровска от 02.08.2019 № 2551 « О введение режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанного с прохождением летнего паводка в реке Амур в первой декаде августа 2019 года, и установлении местного уровня реагирования» с 02.08.2019 на территории города Хабаровска был введен режим чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), связанный с прохождением летнего паводка в реке Амур в первой декаде августа 2019 года на территории городского округа "Город Хабаровск". Согласно постановлению Администрации города Хабаровска от 19.09.2019 N 3086 «Об определении затопленных (подтопленных) границ зон чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе 2019 года», жилой <адрес> находится в подтопленных границах зоны чрезвычайной ситуации. Согласно пункту 1 статьи 18 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи). Согласно данному Порядку, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в отношении которых одновременно соблюдены все условия, одним из которых является отсутствие другого жилья, пригодного для проживания. Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам в случае утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регулируется Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440- пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края». Согласно данному Порядку, для получения меры поддержки граждане, указанные подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. При этом уполномоченными органами являются: министерство жилищно- коммунального хозяйства Хабаровского края и министерство социальной защиты населения Хабаровского края. Нормы главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания и порядок предоставления жилого помещения органами местного самоуправления по договору социального найма из муниципального жилищного фонда не могут быть применены к тем ситуациям, когда утрата жилых помещений гражданами происходит в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, носящих масштабный характер и требующих привлечения значительных государственных материальных ресурсов для ликвидации их последствий. При таких обстоятельствах, исковые требования о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности предоставить истцу и членам ее семьи другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Хабаровск, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 197 кв.м. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 30 октября 2020г. Председательствующий подпись А.А. Крюк ----------------------------------------¬ ¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦ ¦Судья ______________________ А.А. Крюк ¦ ¦ ¦ ¦Секретарь с/з___________А.ФИО11 | ¦ _______________________¦ ¦"_____" ___ 2020 г. ¦ L----------------------------------------- Решение (определение, постановление) суда вступило (не вступило) в законную силу _________ Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-006034-54 Подлинник находится в материалах дела № 2-4728/2020 Центрального районного суда г.Хабаровска. Суд:Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) (подробнее)Судьи дела:Крюк Анна Александровна (судья) (подробнее) |