Решение № 2А-113/2024 2А-113/2024~М-4/2024 М-4/2024 от 27 февраля 2024 г. по делу № 2А-113/2024Большеглушицкий районный суд (Самарская область) - Гражданские и административные ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 февраля 2024 года с. Большая Глушица Самарская область Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Пановой Е.И., при секретаре судебного заседания Филимоновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-113/2024 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась в Большеглушицкий районный суд Самарской области с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени. В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик является налогоплательщиком и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложены на налогоплательщика - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Административный ответчик являлся налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения. В связи с чем, в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление. В связи с неуплатой налогов позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налогов. В связи с неисполнением требований, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, вынесенный судебный приказ был отменен определением мирового судьи. На основании изложенного, истец просит взыскать с ФИО1 задолженность в сумме 32 069,24 руб., в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 в размере 337 руб., пеня за 2019 в размере 0,29 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, при меняемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 в размере 57 руб., пеня за 2019 в размере 0,05 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 год в размере 31 648 руб., пеня за 2019 год в размере 26,90 руб. Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования поддерживают и просят их удовлетворить. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в котором просит дело рассмотреть без его участия, применить срок исковой давности, отказав в удовлетворении требований. В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении. Изучив возражения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме по следующим основаниям: Учитывая, что спорная задолженность образовалась до 01.01.2023, то к спорным правоотношениям следует применять положения Налогового кодекса РФ о порядке взыскания задолженности в редакции, действующей до 01.01.2023. В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ). Пунктом 1 статьи 45 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (часть 1 статьи 48 НК РФ). Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (не превышает 3 000 рублей, в редакции ФЗ до 23.12.2020), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (не превысила 3 000 рублей, в редакции ФЗ до 23.12.2020), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В соответствии со статьей 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В силу положений статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего, за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляется пеня, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Согласно статье 401 НК РФ объектами налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования, в том числе жилой дом, жилое помещение (квартира, комната). В соответствии со статьей 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Как установлено статьей 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса. В соответствии с требованиями части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу части 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год. В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 2 статьи 363 НК РФ). В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 363 НК РФ направление налогового уведомления по транспортному налогу допускается за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Судом установлено, что ФИО1 являлся налогоплательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием у него в собственности: - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности с 12.03.2010 по 14.11.2023), - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности с 30.06.2005), - жилой дом с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности с 05.11.2008 по 14.11.2023), что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 19.01.2024; - транспортного средства <данные изъяты>, гос.номер №, - транспортного средства <данные изъяты>, гос.номер №, - транспортного средства <данные изъяты>, гос.номер №, что подтверждается ответом ОМВД России по <данные изъяты> району от 06.02.2024. В адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление №54421767 от 01.09.2020 о начислении земельного налога в размере 337 руб. за 2019 год, налога на имущество в размере 57 руб. за 2019 год, транспортного налога за 2019 год в размере 31 648 руб. В связи с неуплатой начисленных налогов, налоговый орган выставил ФИО1 требование №30095 по состоянию на 08.12.2020 об уплате земельного налога за 2019 год в размере 337 руб., пеня в размере 0,29 руб., налога на имущество за 2019 в размере 57 руб., пеня в размере 0,05 руб., транспортного налога за 2019 год в размере 31 648 руб., пеня в размере 26,90 руб., в срок до 19.01.2021. Согласно расчетов, представленных административным истцом, пени рассчитаны по требованию №30095, что подтверждается операциями в КРСБ и расчетом пени, представленным налоговым органом. Представленный истцом расчет о размере подлежащих взысканию с ответчика налогов и пени, который исчислен с учетом налоговой базы, ставки налога и коэффициента, доли, находящейся в собственности налогоплательщика, а также срока, в течение которого имущество находилось в собственности ответчика, суд считает правильным и принимает за основу решения. В связи с неуплатой начисленных налогов налоговый орган 04.03.2021 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени. Судебный приказ № № вынесенный мировым судьей судебного участка №№ <данные изъяты> судебного района <данные изъяты> области 04.03.2021 о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени в общей сумме 32 069,24 руб., был отменен определением мирового судьи судебного участка №№ <данные изъяты> судебного района <данные изъяты> области от 05.09.2023 в связи с поступившими возражениями должника. Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области осуществляет функции по взысканию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам в отношении всех налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Самарской области в соответствии с пунктами 3, 6.2 Положения об Инспекции, утвержденным Приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021 № 01-04/237. До настоящего времени уплата начисленных налогов за 2019 год ФИО1 в полном объеме не произведена, в связи с чем, 12.01.2024 Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Большеглушицкий районный суд с настоящим административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени в общем размере 32 069,24 руб. С настоящим иском в суд административный истец обратился 12.01.2024 (в электронном виде), т.е. с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа. На дату подачи заявления о выдаче судебного приказа срок обращения за взысканием задолженности по налогам и пени пропущен не был. Суд считает, что подлежат удовлетворению требования о взыскании с ФИО1 задолженности в сумме 32 069,24 руб., в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 в размере 337 руб., пеня за 2019 в размере 0,29 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, при меняемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 в размере 57 руб., пеня за 2019 в размере 0,05 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 год в размере 31 648 руб., пеня за 2019 год в размере 26,90 руб., поскольку обязанность административного ответчика перед налоговым органом не исполнена в полном объеме, срок обращения с данными требованиями, установленный законом не пропущен, доказательств исполнения требований в части уплаты данных налогов и пени административным ответчиком не представлено. До настоящего времени обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнена. Не доверять представленному расчету у суда оснований не имеется. Принимая во внимание, что ответчик ФИО1 являлся в 2019 году плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество, задолженность по налогу за 2019 год, и пени за указанный период начислены налоговым органом обоснованно. Довод ФИО1 о том, что он не имеет возможности снять с учета транспортные средства, поскольку наложен арест, не принимаются судом, поскольку наличие вышеуказанного имущества в 2019 году в собственности административного ответчика подтверждено ответами на запрос из Росреестра и ОМВД. На основании изложенного, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности подлежат удовлетворению. Разрешая ходатайство ответчика о пропуске срока исковой давности, рассмотрев административные исковые требования, дело мирового судьи №№ о взыскании с ФИО1 задолженности, положения ст. 48 НК РФ, принимая во внимание дату выставления налогового требования, даты вынесения и отмены судебного приказа, суд приходит к выводу, что срок исковой давности для обращения в суд налоговым органом не пропущен. Доводы ходатайства ответчика основаны на неправильном применении норм процессуального права. Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции освобождаются государственные органы, выступающие по данным делам в качестве истцов (административных истцов). В ч. 1 ст. 333.19 НК РФ установлено, что по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей. На основании изложенного выше, руководствуясь ст.290 КАС РФ, суд Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени - удовлетворить. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., уроженца <адрес>, ИНН: №, в пользу Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области, задолженность в сумме 32 069,24 руб., в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 в размере 337 руб., пеня за 2019 в размере 0,29 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, при меняемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 в размере 57 руб., пеня за 2019 в размере 0,05 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 год в размере 31 648 руб., пеня за 2019 год в размере 26,90 руб. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., уроженца <адрес>, ИНН: №, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1162 рубля. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в месячный срок со дня вынесения решения. Судья Суд:Большеглушицкий районный суд (Самарская область) (подробнее)Истцы:Межрайонная ИФНС РОссии №23 по Самарской области (подробнее)Ответчики:Атоян Ц.А. (подробнее)Судьи дела:Панова Е.И. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |