Решение № 2-436/2024 2-436/2024(2-4501/2023;)~М-3698/2023 2-4501/2023 М-3698/2023 от 24 января 2024 г. по делу № 2-436/2024




74RS0004-01-2023-005493-03

Дело № 2-436/2024


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Челябинск 24 января 2024 года

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи: Бычковой Э.Р.,

при секретаре: Тарасовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Ленинскому Управлению социальной защиты населения г. Челябинск о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении субсидии за оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

установил:


ФИО1 обратилась в суд с иском к Ленинскому Управлению социальной защиты населения г. Челябинск о признании незаконным и отмене решения №/н от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении субсидии за оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником ? доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, собственником другой ? доли является ее дочь ФИО2 Однако со своей дочерью истец общее хозяйство не ведет, членами семьи не являются, решением суда определен порядок и размер участия в расходах по внесению платы за коммунальные услуги. В 2019 года по заявлению ФИО1 предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ Ленинским Управлением социальной защиты населения г. Челябинск выдало уведомление об отказе в назначении субсидии в связи с тем, что предельно допустимая доля расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, превышает стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг используемый для расчета размера субсидии, отказ по доходам. Полагает данный отказ не законным, поскольку с 2019 года состав семьи истца не изменился, истец проживает одна в квартире.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что она является собственником ? доли двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ее дочь ФИО2 собственником другой ? доли. В данной квартире зарегистрирована истец, ее дочь и внучка. В спорной квартире фактически проживают ее дочь ФИО2 и внучка истца ФИО3 Из-за конфликтных отношений с дочерью ФИО1 вынуждена проживать в <адрес>. С внучкой ФИО3 поддерживает родственные отношения. Полагает, что ответчик неправомерно отказал в начислении субсидии.

В судебном заседании представитель Ленинского Управления социальной защиты населения г. Челябинск ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась, просила в иске оказать, пояснив, что с 2019 году ФИО1 была назначена субсидия как одиноко проживающему пенсионеру. При обращении истец предоставляла справку с управляющей компании, что в названной выше квартире зарегистрирован только один человек – ФИО5 Однако в марте 2023 года из МВД поступил ответ на запрос, согласно которому в квартире зарегистрированы истец, ее дочь и внучка. В этой связи ФИО5 отказано в начислении субсидии, поскольку последняя утратила статус одиноко проживающего пенсионера, а также и из-за превышения максимально допустимой доли расходов над региональным стандартом стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых при расчете субсидии. То обстоятельство, что истец находится в конфликтных отношениях с иными зарегистрированными лицами в квартире, правового значения для принятия решения о назначении субсидии не имеет.

Представители третьих лиц ОСФР по Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение гражданского дела при данной явке.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 ст. 1,2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Частью 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как указано в ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Правила).

В соответствии с п. п. 56, 57 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил для выяснения причин неисполнения данных требований, но не более чем на один месяц.

В соответствии с п. 42 Правил, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с п. 29 указанных Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных п. 8, 9, 27 и 48 указанных Правил.

Согласно п. 42(1) Правил, уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.

Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.

В соответствии с п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии, в том числе, представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм материального права, судебная коллегия указывает, что на истца возложена обязанность по проверке предоставленных сведений о доходах, то обстоятельство, что п. 11 Правил установлено право на проверку сведений, не отменяет прямо установленных требований п. 42(1) этих же Правил, где указано на необходимость проверки сведений о доходах, и истцу не предоставляется право на проверку или же не проверку сведений о доходах.

В силу п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

- изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

- изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

- представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

- непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Установлено, что ФИО1 является собственником ? доли в двухкомнатной квартире общей площадью 49,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, собственником другой ? доли – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок и размер участия ФИО1 в расходах по внесению платы за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49,2 кв.м. в размере ? доли от начисленной плат, что составляет 24,6 кв.м., общей площади в указанном жилом помещении, также определен порядок и размер участия ФИО2 в расходах по внесению платы за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49,2 кв.м. в размере ? доли от начисленной плат, что составляет 24,6 кв.м., общей площади в указанном жилом помещении.

Данная квартира не является коммунальной.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Ленинское Управление социальной защиты населения г. Челябинск заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу: <адрес>.

Как следует из содержания данного заявления в сведениях о членах семьи, зарегистрированных по указанному выше адресу, ФИО1 указала только себя.

Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена субсидия за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Распоряжением №-А от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена субсидия за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Распоряжением Ленинского УСЗН г. Челябинска №-н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине: предельно допустимая доля расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг превышает стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый для расчета размера субсидии. Отказ по доходам.

В ходе проверки заявления ФИО1 о предоставлении субсидии ответчиком установлено, что по данным МВД России по Челябинской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства, по адресу: <адрес> зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1; с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с ДД.ММ.ГГГГ – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Среднедушевой доход ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составил 20 119,82 руб.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, сторонами не оспариваются.

Согласно п. 18 Правил № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:

а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) членами семьи иных граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 20 и 21 указанных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 1 Постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлены региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на территории Челябинской области в следующих размерах:

1) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;

2) 21 квадратный метр общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек;

3) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина;

4) 54 квадратных метра общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, достигшего возраста, дающего право на получение пенсии по старости;

5) 36 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек, достигших возраста, дающего право на получение пенсии по старости, или состоящей из одинокой матери и одного несовершеннолетнего ребенка;

6) 24 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из одинокой матери и двух несовершеннолетних детей.

Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства Челябинской области Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на территории Челябинской области для одиноко проживающего пенсионера составляет – 22 %; для одного члена семьи, состоящего из 3-х и более человек – 22 %.

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на декабрь 2022 года и на 2023 год» с ДД.ММ.ГГГГ изменен стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области, который составил: в отопительный период – 2 905,28 руб., в межотопительный период – 1962,03 руб.

Согласно п. 23 Правил, при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле.

где:

Ci - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

п - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с п. 18 настоящих Правил;

МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном п. 40 настоящих Правил.

Расчет субсидии в рассматриваемом случае составляет:

Субсидия = 2905,28 руб. (ССЖКУ) x 1 (количество членов семьи) - 0,22 (размер областного стандарта x 20 119,82 руб. (среднемесячный доход семьи) = 2 905,28 руб. – 4426,36 = - 1521,08 руб.

Таким образом, учитывая, что размер субсидии составил отрицательную величину, ответчиком расчет субсидии произведён верно, в соответствии с нормативными требованиями исходя из среднемесячного дохода истца с учетом составляющих полученных сумм, с применением размера областного стандарта максимальной допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения, основания для признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги, равно как и возложения на ответчика обязанности предоставить истцу субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услугу суд не усматривает.

Доводы истца ФИО1 о незаконности принятого решения судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Ленинскому управлению социальной защиты населения администрации города Челябинска о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении субсидии, возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд города Челябинска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Э.Р. Бычкова



Суд:

Ленинский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Бычкова Э.Р. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ