Решение № 2А-8177/2023 2А-8177/2023~М-6885/2023 М-6885/2023 от 14 декабря 2023 г. по делу № 2А-8177/2023Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) - Административное 2а-8177/2023 56RS0018-01-2023-008736-70 Именем Российской Федерации 14 декабря 2023 года г. Оренбург Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Месяца О.К., при секретаре Какрамакановой Е.Ю., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга – Никитиной К.А., представителя административного ответчика Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга – ФИО1, представителей заинтересованного лица ТСН (ж) «Семья» - ФИО2, ФИО3, представителя заинтересованного лица – АО «Газпром газораспределение Оренбург» - ФИО4, рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административно исковому заявлению прокурора Центрального района города Оренбурга к Департаменту имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга об обязании произвести действия для постановки на учёт в качестве бесхозяйного имущества участка газовой сети, Прокурор Центрального района города Оренбурга обратился в суд с административным иском, указав, что Прокуратурой Центрального района г.Оренбурга проведена проверка по факту наличия бесхозяйных инженерных сетей, не переданных на обслуживание в специализированные организации или муниципальную собственность. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлен участок газовой сети обеспечивающих газоснабжение многоквартирного дома №... в ..., а именно газопровод высокого давления, Р=0,43 Мпа наружный газопровод протяженностью 122,45 п.м., в том числе подземных стальной газопровод протяженностью 119,45 (Ф 108x3,5 - 92,95 п.м.; Ф 108x4-26,5 м) с установкой крана шарового подземного исполнения Ду 100-1 шт; Наружный стальной газопровод протяженностью 3,0 п.м. (Ф 108x3,5 — 1,0 м; Ф 57x3,5 -2,0 м) с установкой крана шарового Ду 50 - 1 шт; ИФС Ду 50 - 1 шт; УГРПШ -5ОН- 1 шт. А также газопровод низкого давления Р-0,003 Мпа, который состоит из наружного газопровода протяженностью 65,1 м. Подземный стальной газопровод протяженностью 5,0 м (Ф 108x3,5 - 2,40 п.м.; Ф219х5-2,60 м). Подземный полиэтиленовый газопровод протяженностью 61,1 м (Ф110x10-55,10 п.м; Ф 225x20,5-6,0) до заглушки, расположенной на фасаде МКД по адресу ... Установлено, что данный газопровод был построен в 2013 году для обеспечения газоснабжения к дому ... Заказчиком строительства выступало ООО «Промышленный строительный комплекс». Данная сеть газопотребления включает в себя газопровод высокого давления с расположенным на нем газорегуляторным пунктом шкафного типа (ГРПШ); газопровод низкого давления от ГРПШ до отключающего устройства на выходе из земли перед многоквартирным домом; автономный источник теплоснабжения, интегрированный в здание (крышная котельная) с подводящим к ней газопроводом, проложенным по стене и крыше МКД. Согласно сведениям, представленным АО «Газпром газораспределение Оренбург», вышеуказанный газопровод обществу не принадлежит, в собственность жильцов вышеуказанного МКД газопроводная сеть не передавалась. Границей эксплуатационной ответственности между сетью газораспределения, принадлежащего АО «Газпром газораспределение Оренбург» и сетью газопотребления является место присоединения (точка врезки) в действующий газопровод на ул. Сызранской. Договор на техническое обслуживание вышеуказанной сети отсутствует. Таким образом, вышеуказанная сеть имеет признаки бесхозяйной вещи. Истец просит суд обязать Департамент имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга подготовить необходимую техническую документацию и обратиться в Управление Росреестра по Оренбургской области для постановки на учет как бесхозяйного имущества участок газовой сети в жилом многоквартирном доме по ул. Карагандинской, а именно газопровод высокого давления, протяженностью 122,45 п.м., в том числе подземных стальной газопровод протяженностью 119,45, наружный стальной газопровод протяженностью 3,0 п.м., УГРПШ -50Н- 1 шт., а также газопровод низкого давления протяженностью 65,1 м., который состоит из подземного стального газопровода протяженностью 5,0 м, подземного полиэтиленового газопровода протяженностью 61,1 м. до заглушки, расположенной на фасаде МКД по адресу ... Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Металлопластгазмонтаж", АНО "УКЖФ "Звездный городок". В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Центрального района г.Оренбурга - Никитина К.А., просила удовлетворить требования в полном объёме. В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента имущественных и жилищных отношений администрации г.Оренбурга, действующая на основании доверенности - ФИО5, возражала против удовлетворения требований указала, что имелся договор инвестирования, по которому определен его владелец – ООО «Металлопластгазмонтаж». Данный газопровод предназначен исключительно для обслуживания жилого дома по адресу ..., таким образом подлежит отнесению к общему имуществу собственников жилых помещений МКД. Представители заинтересованного лица ТСН (ж) «Семья» - ФИО2, ФИО3, суду пояснили, что АНО "УКЖФ "Звездный городок" 15.02.2016г. проведено общее собрание, одним из вопросов обсуждалось принятие решения о признании крышной котельной общедомовым имуществом, однако этот вопрос не набрал большинство 2/3 голосов собственников, решение принято не было. Кроме того, при решении вопроса о включении крышной котельной в состав общего имущества жильцов МКД, вопрос о газопроводе не разрешался. Полагают акт приема-передачи объекта от 29.02.2016 г. фиктивным, поскольку со стороны АНО «УКЖФ «Звездный городок» таковой был подписан ФИО6 не уполномоченной согласно доверенности от 24.02.2016г. на его подписание. Полагали, что собственником спорного участка газопровода на основании договора об инвестировании заключенного с ООО «Промышленный строительный комплекс» по настоящее время является ООО «Металлопластгазмонтаж». Представитель заинтересованного лица – АО «Газпром газораспределение Оренбург», действующая на основании доверенности - ФИО4, указала, что заказчиком строительства МКД и сетей к нему в том числе участка газопровода являлось ООО «ПСК», ликвидированное в настоящее время. С момента его ликвидации газопровод никто не обслуживал, имели случаи аварийные ситуации в работе газопровода, в связи с чем полагала, что доводы административного искового заявления подлежат удовлетворению,. Представитель заинтересованного лица, действующая на основании доверенности – ООО «Металлопластгазмонтаж» - ФИО7 в ходе рассмотрения дела не возражала против удовлетворения требований прокурора. При этом указала, что общество являлось застройщиком заявленного газопровода и котельной, заказчиком которого являлось ООО «ПСК». Общество намеревалось в 2014 году зарегистрировать за собой права на объект, однако в совершении регистрационных действий Управлением Росреестра по Оренбургской области было отказано. В настоящее время документы на основании которых была возможна государственная регистрация прав утрачены обществом в связи с истечением срока их хранения, правового интереса к данному объекту у ООО «Металлопластгазмонтаж» не имеется. Представитель заинтересованного лица: АНО "УКЖФ "Звездный городок" в судебном заседании не присутствовал, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Пунктом 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЭ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Законом предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от восполнения своих обязательств. В соответствии со ст. 13 Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энеергосбережения и повышения энергетической эффективности должны одержать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; а также мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами. Согласно ст. ст. 7, 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности. В соответствии с п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года N 870 «сеть газопотребления» - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием. В соответствии с п. п. 3, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В соответствии с п. 7 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ №870 от 29.10.2010 эксплуатация сети газораспределения и газопотребления осуществляется по назначению, определенной проектной документаций. Проектной документацией определено, что сеть предназначена для газоснабжения крышной котельной. На проектную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы, подписан акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в связи с чем он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий. Согласно п. 1.1. Положения о департаменте имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 189 (в редакции от 004.09.2023) (далее - Положение) Департамент имущественных и жилищных отношений (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица. Департамент представляет от имени Администрации города Оренбурга заявление и пакет документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества (п. 2.4 Положения). В соответствии с п.п. 2.16, 2.16.1, 2.16.2, 2.17, 2.18 Положения Департамент направляет с целью формирования пакета документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, запросы: в органы, осуществляющие учет государственного имущества, об учете имущества в реестрах федерального имущества и государственного имущества Оренбургской области; в орган, осуществлявший государственную регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", о подтверждении, что права на данные объекты недвижимости им не были зарегистрированы. Кроме того, Департамент подает от имени органа местного самоуправления заявление и пакет документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, для принятия на учет бесхозяйной недвижимой вещи. Обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г. Оренбурга проведена проверка по факту наличия бесхозяйных инженерных сетей, не переданных на обслуживание в специализированные организации или муниципальную собственность. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлен участок газовой сети обеспечивающий газоснабжение многоквартирного дома №..., а именно газопровод высокого давления, Р=0,43 Мпа наружный газопровод протяженностью 122,45 п.м., в том числе подземных стальной газопровод протяженностью 119,45 (Ф 108x3,5 - 92,95 п.м.; Ф 108x4-26,5 м) с установкой крана шарового подземного исполнения Ду 100-1 шт; Наружный стальной газопровод протяженностью 3,0 п.м. (Ф 108x3,5 — 1,0 м; Ф 57x3,5 -2,0 м) с установкой крана шарового Ду 50 - 1 шт; ИФС Ду 50 - 1 шт; УГРПШ -5ОН- 1 шт. А также газопровод низкого давления Р-0,003 Мпа, который состоит из наружного газопровода протяженностью 65,1 м. Подземный стальной газопровод протяженностью 5,0 м (Ф 108x3,5 - 2,40 п.м.; Ф219х5-2,60 м). Подземный полиэтиленовый газопровод протяженностью 61,1 м (Ф110x10-55,10 п.м; Ф 225x20,5-6,0) до заглушки, расположенной на фасаде МКД по адресу ... Установлено, что в 2013 году для обеспечения газоснабжения к дому №... был построен газопровод, заказчиком строительства выступало ООО «Промышленный строительный комплекс». Данная сеть газопотребления включает в себя газопровод высокого давления с расположенным на нем газорегуляторным пунктом шкафного типа (ГРПШ); газопровод низкого давления от ГРПШ до отключающего устройства на выходе из земли перед многоквартирным домом; автономный источник теплоснабжения, интегрированный в здание (крышная котельная) с подводящим к ней газопроводом, проложенным по стене и крыши МКД. Согласно сведениям, представленным АО «Газпром газораспределение Оренбург», вышеуказанный газопровод обществу не принадлежит, в собственность жильцов вышеуказанного МКД газопроводная сеть не передавалась. Границей эксплуатационной ответственности между сетью газораспределения, принадлежащего АО «Газпром газораспределение Оренбург» и сетью газопотребления является место присоединения (точка врезки) в действующий газопровод на ул.Сызранской. Договор на техническое обслуживание вышеуказанной сети отсутствует. При этом, от надлежащей работы системы газоснабжения зависят системы теплоснабжения и горячего водоснабжения МКД. Таким образом, учитывая, что, отсутствие надлежащего содержания и эксплуатации может повлечь нарушение прав жителей МКД на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку в газопроводы используются, но их техническое обслуживание не осуществляется, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, наличие бесхозяйной сети теплоснабжения влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Центрального района города Оренбурга подлежат удовлетворению. Доводы административного ответчика и представителей заинтересованного лица ТСН (ж) «Семья» о нарушении прав ООО «Металлопластгазмонтаж» как лица на заявленный участок газовой возникших на основании договора инвестирования заключенного с ликвидированным в настоящее время заказчиком его строительства – ООО «ПСК» не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Так, в соответствии с положениями ч.3 ст.225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Из представленного в материалы дела сообщения Управления Росреестра по Оренбургской области от 05.05.2015г. усматривается, что ООО «Металлопластгазмонтаж» было отказано в государственной регистрации прав на заявленный участок газовой сети при предоставлении заявителем договора инвестирования от 12.05.2014г. Из представленных ТСН (ж) «Семья» в материалы дела судебных актов, усматривается о наличии правоотношений и признании судами различных уровней наличия обязательств между ООО «Металлопластгазмонтаж» как владельцем заявленного участка газовой сети, ресурсоснабжающей организацией ООО «Газпром межрегионгаз» и управляющими МКД организациями ТСН (ж) «Семья», АНО УКЖФ «Звездный городок» в период 2015-2017г.г. Данные документы могут служить доказательствами возникновения прав ООО «Металлопластгазмонтаж» на заявленный участок газовой сети, между тем не опровергают заявленные данным лицом на момент рассмотрения настоящего административного дела обстоятельства отказа от таковых и не опровергают обстоятельства непринятия им на протяжении длительного периода времени предусмотренных законом мер по его надлежащему содержанию и обслуживанию. Доводы административно ответчика о том, что заявленный участок газовой сети предназначен для обслуживания исключительно жилого дома №... в г.Оренбурге и следовательно является общим имуществом собственников МКД не нашли своего документального подтверждения в ходе рассмотрения административного дела. Принятие кроме того судом решения по рассматриваемому административному иску не может служить препятствием для заинтересованного лица к реализации его прав в соответствии с положениями ч.3 ст.225 ГК РФ. В соответствии с положениями ст.227 ч.3 п.1 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд, Административное исковое заявление прокурора Центрального района города Оренбурга удовлетворить. Признать незаконным бездействие Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга и обязать подготовить необходимую техническую документацию и обратиться в Управление Росреестра по Оренбургской области для постановки на учёт бесхозяйного имущества участка газовой сети обеспечивающего газоснабжением жилого многоквартирного дома по ... а именно газопровода высокого давления, протяженностью 122,45 п.м., в том числе подземный стальной газопровод протяженностью 119,45 п.м, наружный стальной газопровод протяженностью 3,0 п.м, УГРПШ -50Н-1 шт., а также газопровода низкого давления протяженностью 65,1 м, который состоит из подземного стального газопровода протяженностью 5,0м, подземного полиэтиленового газопровода протяженностью 61,1 м до точки ввода, расположенной на фасаде МКД по адресу ... Обязать Департамент имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга сообщить об исполнении настоящего решения суду и административному истцу в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу. Настоящее решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: подпись Месяц О.К. Мотивированное решение составлено 26 января 2024 года Судья: подпись Месяц О.К. Суд:Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) (подробнее)Судьи дела:Месяц Олег Константинович (судья) (подробнее) |