Решение № 2А-34/2024 2А-34/2024(2А-419/2023;)~М-368/2023 2А-419/2023 М-368/2023 от 11 января 2024 г. по делу № 2А-34/2024




Дело № 2а-34/2024 (2а-419/2023)

УИД 35RS0023-01-2023-000993-85


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Устюжна 11 января 2024 года

Устюженский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего – судьи Галояна А.Л.,

при секретаре Прозоркиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу об обязании совершить определенные действия,

установил:


Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с уточненным административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу об обязании провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Устюженского лесничества Вологодской области на площади ... га, в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу с учетом особо защитных участков леса, указав в обоснование, что проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено несоблюдение ответчиком требований законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Устюженского лесничества Вологодской области.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов РФ, Департамент финансов Вологодской области, ФГБУ «Рослесинфорг».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора Устюженского района Вологодской области Паюсова Л.А. уточненные исковые требования поддержала, мотивируя доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу в судебное заседание не явился, представил отзыв на административный иск, в котором просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Рослесинфорг» по доверенности ФИО1 просила увеличить заявленный прокурором срок на проведение мероприятий по лесоустройству.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на административный иск, в котором указал, что решение по делу оставляет на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Департамента финансов Вологодской области не явился, представил отзыв, в котором указал, что административные исковые требования полагает обоснованными.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов РФ не явился, извещен надлежаще.

Суд, заслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьей 1 Лесного кодекса РФ закреплены основные принципы лесного законодательства, к числу которых относятся устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов и т.д. В соответствии со ст.5 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

На основании ч.1 ст.50.7 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (ч.2 ст.50.7 Ж РФ).

В соответствии с ч.1 ст.67 ЛК РФ, лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

Лесоустройство проводится на землях, указанных в ч.2 ст.23 названного Кодекса (ч.2 ст.67 ЛК РФ). В силу п.п.4, 5 ч.1 ст.68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч.1 ст.69.1 ЛК РФ, таксация лесов проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

Как указано в ч.2 ст.69.1 ЛК РФ, при таксации лесов осуществляются: выделение совокупностей лесных насаждений, однородных по породному составу, возрасту и продуктивности; определение местоположения границ лесотаксационных выделов; определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, лесорастительных условий, состояния, диаметра, высоты и запаса лесных насаждений, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2022 осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, возложены на органы государственной власти РФ в области лесных отношений (п.22 ст.81 ЛК РФ).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона № 304-ФЗ установлен переходный период реализации полномочий по проведению лесоустройства: к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 01.01.2022 государственных контрактов на выполнение лесоустроительных работ, включая их финансовое обеспечение в порядке, предусмотренном ч.3 ст.83 Лесного кодекса РФ, и договоров на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству с лицами, использующими леса, в отношении предоставленных им лесных участков, до истечения срока действия указанных государственных контрактов и договоров применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Федерального закона.

С 01.01.2022 проведение на землях лесного фонда мероприятий полесоустройству относится к полномочиям органа государственной властиРоссийской Федерации в области лесных отношений. В силу подпунктов 5.6(1) и 5.6(2) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда;утверждает план проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Согласно ч.1 ст.67.2 Лесного кодекса РФ, лесоустройство проводится в соответствии с планом проведения лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 статьи 19 названного Кодекса.

План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на срок до десяти лет и размещается на его официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.3 ст. 67.2 ЛК РФ).

Порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаи, порядок и периодичность внесения в него изменений устанавливаются Правительством РФ (ч.5 ст.67.2 ЛК РФ).

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.02.2022 № 166 «О подготовке и утверждении плана проведения лесоустройства» утверждены Правила подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2022 № 166 предусмотрено, что подготовка и утверждение плана проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных па землях лесного фонда, на 2022 год осуществляются Федеральным агентством лесного хозяйства исходя из текущего объема финансирования проведения лесоустройства, а также в соответствии с абзацами первым - третьим пункта 4 и пунктом 7 Правил, утвержденных названным постановлением.

Пунктом 7 Правил установлены критерии выбора объектов лесоустройства для включения в план проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда: а) превышение периодичности проведения таксации лесов, установленной лесоустроительной инструкцией; б) существующее и планируемое освоение лесов и зоны интенсивности такого освоения, определенные лесным планом субъекта Российской Федерации, предусмотренным статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации; в) наличие приоритетных инвестиционных проектов, входящих в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, предусмотренный частью 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации; г) наличие судебных решений об обеспечении выполнения мероприятий по лесоустройству, представлений об устранении выявленных нарушений лесного законодательства в части лесоустройства; д) наличие актов и поручений Президента Российской Федерации, актов и поручений Правительства Российской Федерации; е) наличие оснований для приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации границ земель лесного фонда, существующего отнесения лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам, выделения особо защитных участков лесов; ж) планирование органом государственной власти субъекта Российской Федерации мероприятий, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.119 Лесного кодекса РФ, особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. К особо защитным участкам лесов относятся также особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.

В соответствии с приказом Минприроды России от 05.08.2022 № 510 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» проектирование особо защитных участков лесов осуществляется по следующим признакам к участкам лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов относятся участки лесных земель, непосредственно примыкающие к таким населенным пунктам в радиусе 1 километра, выделяемые от границы поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Проектирование участков лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов осуществляется на основании сведений об описании местоположения границ поселков городского типа, сельских населенных пунктов, содержащихся в ЕГРН с учетом сохранения статуса ранее выделенного данного вида особо защитного участка лесов на основании материалов предыдущего лесоустройства.

В ходе проведенного Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что вопреки требованиям лесного законодательства проведение лесоустройства на землях лесного фонда Вологодской области ненадлежащим образом не организовано.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.12.2022 № 1024 утвержден План проведения лесоустройства на 2024-2023, которым подготовительные мероприятия, мероприятия по проведению долевых и камеральных работ, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проектированию лесничества, а также работы по установлению целевого назначения и особо защитных участков в Устюженском лесничестве Вологодской области не запланированы.

При этом установлено, что лесоустройство в Устюженском лесничестве Вологодской области проводилось в 2003 году, что превышает 10 лет, каких-либо конкретных действий по лесоустройству не организовано, работы не проводятся.

В материалах лесоустройства Устюженского лесничества Вологодской области, давность которых превышает 10 лет, в нарушение установленных требований не выделены лесные участки, которые должны быть отнесены к особо защитным участкам леса.

В этой связи Департамент лесного комплекса Вологодской области ранее обращался в Рослесхоз с просьбой включения Вологодской области в первоочередные объекты по проведению лесоустроительных мероприятий.

Законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.

Устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите, и воспроизводству лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах. Факт того, что давность таксации лесов устарела, ответчиком не оспаривается, таким образом, в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по указанным лесничествам.

Учитывая, что Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу в 2007 году, и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, устанавливают единые требований к охране лесов, материалы лесоустройства 1996 года и применяемые в соответствии с ними мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, подлежат корректировке с учетом норм действующего лесного законодательства.

Устаревшие данные таксации не обеспечивают сохранность лесных насаждений, что в свою очередь способствует ухудшению состояния лесов, отсутствия контроля за лесными насаждениями и не обеспечивает возможность контроля за незаконными рубками.

Изложенное нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на леса, предусмотренное статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

Довод представителя административного ответчика Департамента лесного хозяйства по СЗФО относительно недостаточности финансирования выделяемого на проведение мероприятий по лесоустройству не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку обязанность проведения мероприятий по лесоустройству и нормативные сроки их проведения установлены федеральным законодательством, возможность отказа от проведения данного вида работ ввиду недостаточности финансирования не предусмотрена.

Довод относительно недостаточности заявленного прокурором срока на выполнение мероприятий по лесоустройству в течение 24 месяцев, суд признает обоснованным, и с учетом временных затрат, предшествующих заключению государственного контракта на проведение лесоустройства, полагает необходимым установить срок 3 года со дня вступления решения суда в законную силу на проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Устюженского лесничества Вологодской области на площади ... га.

Оснований для возложения обязанности по проведению лесоустройства в требуемых прокурором пределах на иных лиц, суд по обстоятельствам дела не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.46, 175-180 КАС РФ, суд

решил:


обязать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Устюженского лесничества Вологодской области на площади ... га, в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу с учетом особо защитных участков лесов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд Вологодской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.Л. Галоян

Решение принято судом в окончательной форме 11 января 2024 года.



Суд:

Устюженский районный суд (Вологодская область) (подробнее)

Судьи дела:

Галоян Армен Лорикович (судья) (подробнее)