Решение № 2А-69/2026 2А-69/2026~М-45/2026 М-45/2026 от 26 марта 2026 г. по делу № 2А-69/2026




Дело № 2а-69/2026

УИД 18RS0029-01-2026-000108-82


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

27 марта 2026 года с. Красногорское Удмуртской Республики

Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе

председательствующего судьи Рекк И.А.,

при секретаре Аникиной Е.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

У С Т А Н О В И Л:


Административный истец Управление ФНС России по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени. Требования мотивированы тем, что согласно ст.357, ст.358, ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответчик является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с п.4 ст. 85, п.1, п.4 ст. 362 НК РФ. В соответствии с п.1 ст. 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год. В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в соответствии с редакцией Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЭ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст. 5 Закона УР № 63-Р3 от 27.11.2002 «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» (Далее-Закон УР), действовавшем до вступлении в силу Закона УР от 01.10.2014 N 44-РЗ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, обязаны уплатить сумму налога в срок до 5 ноября года, следующего за годом налогового периода). Ст. 359 НК РФ определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Закон УР устанавливает налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Ст. 362 НК РФ устанавливает порядок исчисления суммы налога. Так, согласно п.2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки - (налоговая база*налоговая ставка)/12 месяцев* количество месяцев, за которое производится расчет. В п. 3 ст. 362 НК РФ указано, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление в котором в соответствии с п.3 ст. 52 НК РФ указаны суммы налога, подлежащие уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога

В собственности налогоплательщика в том числе, находятся(ились):

ГосРег

знак

УIN/ИМ0

Марка ТС

Вид ТС по

снтс

Дата

регистрации

владения

Дата

прекращения

владения

№
№

ВА321102

Автомобили

легковые

05.09.2011

0:00:00

22.09.2012

0:00:00

№
№

CHEVROLET

KLAN (J200/CHEVROLET LACETTI)

Автомобили

легковые

02.10.2012

0:00:00

22.09.2015

0:00:00

Налого

вый

период

(год)

Налоговая база

Доля в праве

Налого

вая

ставка

(руб.)

Количество месяцев владения в году/12

Повышающий коэффициент

Размер налоговых льгот (руб.)

Сумма исчисленного налога (руб.)

ШЕВРОЛЕ КЛАН J200 ЛАЧЕТТИ: <данные изъяты>

2015

95.00 | 1

8.00

9/12

570.00

На основании вышеизложенного, был рассчитан транспортный налог за 2015 год в размере 570 руб. (выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ), подлежит взысканию в рамках настоящего дела.

Пени по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2.85 руб.

Дата записи

Срок уплаты

Дата начала исчисления пени

Дата окончания исчисления пени

Кол-во дней просрочки уплаты налога

Операции в КРСБ (номер, дата документа, комментарий)

Сумма операций по налогу (недоимка/переплата)

Недоимка для пени

Ставка ЦБ

Начислено пени

Уменьшено пени

Сальдо по пене

Сумма пени вошедшей в требование

07.12.2016

01.12.2016

Начислено налога по расчету (2015ГДО1,ДД.ММ.ГГГГ до

-570,00

2,85

-2,85

02.12.2016

16.12.2016

15

Расчет пени

570,00

10,00

2,85

-2,85

Дата включения в требование № от 17.12.2016

2,85

В связи с неуплатой налоговым органом на основании ст. 69 НК РФ, а также в целях соблюдения досудебного порядка в адрес ответчики направлены требования об уплате налога. Требования об уплате налога направлены по почте.

Обращаем внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ в статье 48 НК РФ отменено правило о том, что налоговый орган обращается в суд с заявлением в пределах сумм, указанных в требовании об уплате. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу ст. 71 НК РФ, предусматривающая направление уточненных требований об уплате.

На дату подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций с ответчика, УФНС утратил право на принудительное взыскание обязательных платежей, так как пропущены сроки для их взыскания (в ред. НК РФ до ДД.ММ.ГГГГ). После ДД.ММ.ГГГГ направление заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей в отношении должника не предусмотрено.

Налоговый орган обращается в суд с административным исковым заявлением для взыскания задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. ( п. 11 ст. 48 НК РФ).

Административный истец просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления; взыскать с ФИО1 ИНН №, задолженность на общую 572,85 руб., в том числе: по транспортному налогу за 2015 год в размере 570 руб., пени по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2.85 руб.

В судебное заседание представитель административного истца Управления ФНС России по Удмуртской Республике не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.

В соответствие со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, а также п. 1 ст. 3, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст.ст. 45 и 75 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога может быть начислена пеня.

В силу п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу п.4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Следовательно, обязанность по уплате налога у налогоплательщика – физического лица, возникает не ранее даты получения налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика (правопреемника налогоплательщика-организации) о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса решения о взыскании задолженности, поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности, информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса, постановления о взыскании задолженности.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ в целях настоящей статьи принятие решения о взыскании задолженности и его направление физическому лицу осуществляются в течение шести месяцев с даты истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.

Решение о взыскании задолженности, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в течение шести месяцев после истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта для принятия решения о взыскании задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

На дату подачи настоящего административного иска УФНС утратило право на принудительное взыскание обязательных платежей в приказном порядке, так как пропущены сроки для их взыскания (в ред. НК РФ до ДД.ММ.ГГГГ). После ДД.ММ.ГГГГ направление заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей в отношении должника не предусмотрено.

Налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением для взыскания задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности, и просит пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности восстановить в соответствии с п. 11 ст. 48 НК РФ.

В соответствии с п.11 ст.48 НК РФ к административному исковому заявлению о взыскании задолженности может прилагаться ходатайство налогового органа о применении мер предварительной защиты.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом.

Налоговый орган просит взыскать с ФИО1 задолженность на общую сумму 572,85 руб., в том числе транспортный налог за 2015 год в размере 570 руб., пени по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2,85 руб.

В деле имеется требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлен срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; налоговое уведомление на имя ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, а также акт № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении к уничтожению объектов хранения, не подлежащих хранению, т.е. реестры ф.1ДД.ММ.ГГГГ, 2017 годы.

Дату направления ФИО1 налогового уведомления, требования об уплате налога установить не представляется возможным.

Часть 2 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2025 г. N 287-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает формирование информационного сообщения о задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности (далее - информационное сообщение), если налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) не было направлено в суд заявление о взыскании такой задолженности.

Возражения в виде заявления о перерасчете либо жалобы налогоплательщик может подать в налоговый орган в течение 30 рабочих дней с даты получения информационного сообщения, которое налоговый орган направит после ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 31.07.2025 N 287-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется неисполненное требование об уплате задолженности, в отношении которого не принято решение о взыскании задолженности, то принятие решения о взыскании задолженности по такому требованию и его размещение в реестре решений о взыскании задолженности осуществляются не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

По заявленным требованиям административный истец до ДД.ММ.ГГГГ не обратился с заявлением о выдаче судебного приказа.

УФНС России по Удмуртской Республике заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления. Однако, никаких достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска процессуального срока для обращения в суд, административным истцом не представлены, причины пропуска срока суд расценивает как не уважительные, оснований для восстановления срока не имеется.

В удовлетворении заявления Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления необходимо отказать.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Пропуск же срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах учитывая, что уполномоченным органом пропущен срок для взыскания налога, пени, суд приходит к выводу, что возможность принудительного взыскания с административного ответчика задолженности по вышеуказанным налогам, пени утрачена, ввиду чего требования Управления ФНС России по Удмуртской Республики к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год, пени за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Рекк



Суд:

Юкаменский районный суд (Удмуртская Республика) (подробнее)

Истцы:

Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (подробнее)

Судьи дела:

Рекк Ирина Александровна (судья) (подробнее)