Решение № 2-3362/2020 от 22 октября 2020 г. по делу № 2-3362/2020Кызылский городской суд (Республика Тыва) - Гражданские и административные Дело № 2-3362/2020 Именем Российской Федерации 22 октября 2020 года город Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Монгуш Ч.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах ФИО1 к Министерству к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, И.о. прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва ФИО7 в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения. Указывает, что в прокуратуру Пий-Хемского района обратилась гр. ФИО1 с заявлением, в котором ссылаясь на Федеральный закон РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на получение жилья, однако не обеспечена жилым помещением. Проведенной проверкой установлено, что ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по принятию решения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принято решение о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Пий-Хемского района Республики Тыва. ФИО1 прописана и проживает по адресу: <адрес> по месту жительства опекуна. Данное жилое помещение не принадлежит ей на праве собственности, соответственно, в отношении указанного жилого помещения у нее отсутствует право пользования. Помимо прочего у ФИО1 отсутствует свое жилое помещение, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья под номером № Просит обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить ФИО1 на условиях договора найма специализированное жилое помещение на территории г. Туран Пий-Хемского района Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям не ниже позднее ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании ФИО1 поддержала исковое заявление и.о. прокурора Пий-Хемского района, просила удовлетворить. Представитель ответчика Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без его участия в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя. Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории. В силу ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам изчисла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями. Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. С 1 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях. Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 № 414 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва» Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва. Указом Главы Республики Тыва от 24 декабря 2018 года №258 внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва». Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 года №636 внесены изменения в Положение о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденное Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года №229, а именно пункт 9.7 (полномочия Министерства) дополнен абзацами 24-33 следующего содержания: «деятельность по опеке и попечительству несовершеннолетних лиц; предоставление в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва; деятельность по организации и контролю за предоставлением мер социальной поддержки граждан, имеющих несовершеннолетних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в установленном порядке работу по оптимизации сети государственных организаций социального обслуживания семьи и детей, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций и учреждений; контроль за деятельностью специализированных учреждений, осуществляющих перевозку между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций; контроль за соблюдением муниципальными подразделениями, подведомственными учреждениями и предприятиями законодательства в сфере обеспечения основных гарантий, защиты прав и законных интересов семьи и детей на территории Республики Тыва, финансового и трудового законодательства, качества предоставляемых населению в соответствии со стандартами услуг, целевого использования бюджетных средств; контроль за пребыванием усыновленных детей в семьях, в том числе иностранных; контроль за соблюдением прав детей и законных интересов семьи и детей на территории Республики Тыва; в пределах своей компетенции реализацию проектного управления». Постановлено признать утратившими силу с 1 января 2019 г. постановление Правительства Республики Тыва от 18 октября 2012 г. N 554 "Об утверждении Положения об Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва и его структуры". Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее отцом является ФИО2, матерью – ФИО3. Решением Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО1 Суд постановил передать ФИО1 опекуну ФИО4 Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Постановлением территориального органа опеки и попечительства Пий-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 была назначена опекуном малолетней ФИО1 Протоколом Комиссии по принятию решения о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в указанный список. Указано, что ФИО1 необходимо жилое помещение в Пий-Хемском районе. В настоящее время ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> Согласно справке ГУП РТ «БТИ», у ФИО1 и ее родителей ФИО2, ФИО2, отсутствуют права на объекты недвижимого имущества. Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения о правах ФИО1 на недвижимое имущество. Таким образом, судом установлено, что ФИО1. относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва. Сведений о снятии истца с учета не имеется. Объективная нуждаемость ФИО1 в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не представлено. При таких обстоятельствах истец имеет право на предоставление ему жилого помещения. Поскольку ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанность предоставить ФИО1жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не менее 12,5 кв.м. по договору социального найма на территории г. Туран Пий-Хемского района Республики Тыва. Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению. В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах ФИО1 к Министерству к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить ФИО1 условиях договора найма специализированное жилое помещение на территории г. Туран Пий-Хемского района Республики Тыва, соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям, в течение одного года после вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2020 года (с учетом выходных дней). Судья А.Е. Сат Суд:Кызылский городской суд (Республика Тыва) (подробнее)Судьи дела:Сат Айлана Евгеньевна (судья) (подробнее) |