Решение № 2А-2-588/2020 2А-2-588/2020~М-2-559/2020 М-2-559/2020 от 2 ноября 2020 г. по делу № 2А-2-588/2020

Ульяновский районный суд (Ульяновская область) - Гражданские и административные



УИД 73RS0024-02-2020-000705-42

Дело № 2а-2-588/2020


Р Е Ш Е Н И Е


именем Российской Федерации

02 ноября 2020 года г. Новоульяновск, Ульяновской области

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Шапаревой И.А.,

при секретаре Черемных И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и заключении соглашения о перераспределении земельного участка и о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и заключении соглашения о перераспределении земельного участка и о понуждении к совершению действий. Свои исковые требования мотивировал следующим, что согласно договора купли- продажи от 19 мая 2020 года ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: **, общей площадью 1650 кв.м. В настоящее время при проведении межевания с целью установления границ земельного участка установлено, что фактическая площадь данного земельного участка составляет 2 000 кв.м. В связи с чем по его просьбе кадастровым инженером была составлена схема земельного участка, расположенного по адресу: **, на земельный участок площадью 2 000 кв.м, который образуется путем перераспределения принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером : ***, по указанному адресу и части неразграниченных земель государственной собственности, площадью 350 кв.м. Данную схему он сдал в администрацию ** для предварительного согласования и постановки на кадастровый учет земельного участка общей площадью 2 000 кв.м. с целью последующего заключения соглашения о перераспределении земельных участков и выкупа в собственность дополнительного земельного участка общей площадью 350 кв.м.

15 сентября 2000 года истец получил письменный отказ в предварительном согласовании и заключении соглашения о перераспределении указанных выше земельных участков по основаниям пп.9 п.9 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ.

По мнению истца, ответ администрации МО « г. Новоульяновск» Ульяновской области является незаконным и необоснованным, так как противоречит содержанию ст. 33 « Правил землепользования и застройки МО « город Новоульяновск Ульяновской области», в которой установлены предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства: « Минимальная … площадь земельных участков, представляемых для личного подсобного хозяйства….. в сельской местности- 600 кв.м.»

Истец просил признать незаконным отказ в предварительном согласовании и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: **, и части не разграниченных земель государственной собственности, площадью 350 кв.м. *** от 15 октября 2020 года; обязать Администрацию Муниципального образования «**» ** предварительно согласовать и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: **, и части не разграниченных земель государственной собственности, площадью 350 кв.м.

Определением суда от 05 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУ комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «г. Новоульяновск» Ульяновской области, Управление государственной регистрации кадастра и картографии Ульяновской области, УФСГРКиК.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования истца поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, поскольку считает отказ незаконным и необоснованным.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика- администрации Муниципального учреждения «Администрация Муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области в судебном заседании ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что 15 сентября 2020 года истцу был дан отказ в связи с возможностью сформировать самостоятельный земельный участок, в том числе и с разрешенным видом использования под садоводство, для чего произведен осмотр земельного участка.

Представители заинтересованных лиц МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «г. Новоульяновск» Ульяновской области», Управление государственной регистрации кадастра и картографии Ульяновской области, УФСГРКиК в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав явившиеся стороны, суд полагает следующее.

В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 названного Кодекса.

В силу пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из содержания пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Согласно Правилам землепользования и застройки МО «город Новоульяновск», утвержденным решением Городской Думы МО « г. Новоульяновск» от 29.08.2013 года №73, для территориальной зоны Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», установлен предельный (минимальный) размер земельного участка, составляющий 600 кв. м. Также к основным разрешенным видам использования земельных участков отнесено садоводство; индивидуальное жилищное строительство, с минимальными параметрами участка от 400 кв.м.

Материалами дела установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. **, общей площадью 1650 кв.м, к перераспределению им заявлен смежный земельный участок, площадью 350 кв.м..

Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка к перераспределению земель, государственная собственность на которые не разграничена составляет 350 кв.м. При этом, как пояснила представитель администрации ФИО3 его площадь, в случае рассмотрения данных земель, как самостоятельного земельного участка, с учетом имеющихся земель, может быть увеличена и сформирована, как самостоятельный земельный участок, с целью использования в соответствии с видом, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей зоны.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 июня 2017 года N 1266-О, согласно которой положения пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивают возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 названного Кодекса.

Таким образом, суд приходит к мнению о том, что вышеуказанный истребуемый земельный участок, самочинно присоединенный к домовладению, может быть образован как самостоятельный земельный участок без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а следовательно, у Муниципального учреждения «Администрация Муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области имелись законные основания для принятия решения об отказе в предоставлении запрашиваемой государственной услуги.

При этом права административного истца оспариваемым постановлением не нарушаются, поскольку он вправе приобрести испрашиваемый земельный участок в ином порядке, предусмотренным законодательством.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Соответственно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судом не установлено.

Руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: **, и части не разграниченных земель государственной собственности, площадью 350 кв.м. *** от 15 октября 2020 года; обязании Администрации Муниципального образования «**» ** предварительно согласовать и заключить соглашении о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: **, и части не разграниченных земель государственной собственности, площадью 350 кв.м., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Шапарева И.А.

Мотивированное решение изготовлено 06.11.2020 года.



Суд:

Ульяновский районный суд (Ульяновская область) (подробнее)

Истцы:

Попов А.В. (подробнее)

Ответчики:

Администрация МО "Город Новоульяновск" Ульяновской области (подробнее)

Судьи дела:

Шапарева И.А. (судья) (подробнее)