Решение № 2А-201/2024 2А-201/2024(2А-2517/2023;)~М-2374/2023 2А-2517/2023 М-2374/2023 от 7 февраля 2024 г. по делу № 2А-201/2024




Уникальный идентификатор дела

19RS0002-01-2023-003515-46


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

Дело № 2а-201/2024
07 февраля 2024 года
г. Черногорск

(2а-2517/2023)

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе судьи И.Р.Коголовского,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:


управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании 6693 руб. 76 коп., в том числе 6649 руб. 84 коп. задолженности по транспортному налогу за 2014 год, 43 руб. 92 коп. пени за несвоевременную уплату транспортного налога (требование *** от ***).

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком указанного налога, об обязанности которого извещался путем направления уведомления. По истечении срока уплаты налога административному ответчику направлялось требование об уплате налога, которое в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, однако в принятии заявления отказано в связи с пропуском срока обращения с данным заявлением, в связи с чем Управление обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Управление ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

От административного ответчика возражения на административные исковые требования, либо иные доказательства в материалы дела не представлены.

Дело рассмотрено по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела и доказательства, суд считает, что требования управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу за 2014 год, а также пени в связи с несвоевременной оплатой данного налога не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу подпунктов 9, 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном данным Кодексом, а также предъявлять в суды общей юрисдикции иски о взыскании недоимки, пени.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления с взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 названной статьи).

В соответствии с пунктом 6 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что налоговым органом административному ответчику выставлено требование *** со сроком оплаты до ***. Административный иск в суд направлен ***, до этого налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока, определение мирового судьи от *** в удовлетворении заявления отказано. При этом, срок обращения в суд налоговым органом пропущен более чем на 6 лет.

Доказательств того, что налоговый орган был лишен возможности своевременно обратиться в суд ввиду наличия объективных (не зависящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, административным истцом не представлено.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

С учетом изложенного, ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, оснований для удовлетворения требований налогового органа у не имеется, в связи с чем суд отказывает управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Отказать управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в удовлетворении административных исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год, а также пени в связи с несвоевременной оплатой данного налога.

В соответствии со статьей 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.Р. Коголовский



Суд:

Черногорский городской суд (Республика Хакасия) (подробнее)

Судьи дела:

Коголовский И.Р. (судья) (подробнее)