Решение № 2А-4149/2020 2А-490/2021 2А-490/2021(2А-4149/2020;)~М-4092/2020 М-4092/2020 от 15 марта 2021 г. по делу № 2А-4149/2020




Дело №2а-490/2021 (2а-4149/2020) 74RS0017-01-2020-006596-31


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года город Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Шевяковой Ю.С.,

при ведении протокола помощником судьи Серебряковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 17 930 рублей (л.д. 4-6).

В обоснование заявленных требований Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области сослалась на то, что ФИО1 является лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства: грузовой автомобиль ЗИЛ 5301АО, гос. номер №, и грузовой автомобиль УРАЛ 5557, гос. номер №, признаваемые объектами налогообложения. Административный ответчик в силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) признается плательщиком транспортного налога. Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2017 год в размере 17 930 рублей, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием сумм, причитающихся уплате в бюджет, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольной уплаты задолженности. До настоящего времени сумма налога в бюджет не перечислена. В порядке ст. 48 Налогового кодекса РФ налоговый орган не обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика суммы задолженности. Просит восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 34).

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.35).

В соответствии с ч.1 ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения» признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела.

Из содержания адресной справки, представленной Управлением по вопросам миграции ГУМВД России по <адрес>, следует, что ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 26). По указанному адресу направлялись судебные извещения о рассмотрении дела судом, которые возвращены в суд за истечением срока хранения (л.д. 30,35).

Информация о месте и времени рассмотрения дела была размещена в свободном доступе на сайте Златоустовского городского суда Челябинской области в сети Интернет.

В силу части 2 статьи 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся сторон по доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Исследовав материалы дела, суд считает требования Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса РФ).

Статьей 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно налоговая ставка составляет 40 рублей, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 65 рублей.

Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из искового заявления, сведений об имуществе налогоплательщика - физического лица (л.д.15), карточек учета транспортных средств (л.д. 28-29), ФИО1 является лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства: грузовой автомобиль ЗИЛ 5301АО, гос. номер №, с мощностью двигателя 107 л.с., и грузовой автомобиль УРАЛ 5557, гос. номер №, с мощностью двигателя 210 л.с., признаваемые объектами налогообложения. Административный ответчик в силу ст. 357 Налогового кодекса РФ признается плательщиком транспортного налога.

Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2017 год в размере 17 930 рублей, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием сумм, причитающихся уплате в бюджет, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Расчет размера транспортного налога физических лиц по налоговому уведомлению произведен административным истцом верно, исходя из установленных налоговых ставок, периода владения имуществом, мощности двигателя транспортного средства.

В установленный налоговым уведомлением срок обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком исполнена не была.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в соответствии со статьей 69, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ административному ответчику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу в размере 17 930 рублей (л.д.11).

Требование налогового органа об уплате недоимки по налогам административным ответчиком не исполнено, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 указанной нормы заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В рассматриваемом случае общая сумма налогов за 2017 год превысила 3 000 рублей по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, установленный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2017 год истек ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из искового заявления, Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области не обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2017 год. В суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ (почтовый штемпель – л.д. 22), то есть с пропуском установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ срока для обращения в суд.

Административный истец просит восстановить срок подачи заявления в суд, указывая на то, что в процессе подготовки документов для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика произошел технический сбой, что привело к невозможности направления документов в установленный срок (л.д.7).

Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут расцениваться как уважительные причины пропуска срока для взыскания задолженности по налогам в судебном порядке, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока обращения в суд с иском и, как следствие, для удовлетворения заявленных требований о взыскании с административного ответчика сумм недоимки по транспортному налогу за 2017 год.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области о взыскании со ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 17 930 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.

Председательствующий Ю.С. Шевякова

Мотивированное решение составлено 23 марта 2021 года.



Суд:

Златоустовский городской суд (Челябинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Шевякова Юлия Сергеевна (судья) (подробнее)