Решение № 2А-1251/2024 2А-1251/2024(2А-7784/2023;)~М-6593/2023 2А-7784/2023 М-6593/2023 от 12 января 2024 г. по делу № 2А-1251/2024Коминтерновский районный суд г. Воронежа (Воронежская область) - Административное ДЕЛО № 2а-1251/2024 (2а-7784/2023;) УИД: 36RS0002-01-2023-008158-48 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 января 2024 года город Воронеж Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Оробинской О.В., при секретаре Барсуковой А.Е., с участием старшего помощника прокурора Коминтерновского района города Воронежа (ФИО)1 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Коминтерновского района г. Воронежа в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, Прокурор Коминтерновского района г. Воронежа в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах с <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории РФ, возложении обязанности включить страницы указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено для последующего ограничения доступа к указанной информации. В обосновании требований указано, что прокуратурой Коминтерновского района г. Воронежа проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, а также проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети Интернет. Проведенным мониторингом сети Интернет установлено, что на сайтах с URL-адресом ресурсов <данные изъяты>, размещена информация об оказании платных интимных услуг и соответствующие фотоизображения. При этом вход на сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к электронным ресурсам не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь, в том числе, несовершеннолетние. На страницах сайта в сети интернет информация о владельцах сайта не представлена, в связи с чем, установление личности и места жительства владельцев сайта, а также привлечь их к участию в деле не представляется возможным. Доменные имена сайтов зарегистрированы в США и Нидерландах. В целях ограничения доступа к информации на страницах сайта с URL-адресом ресурсов <данные изъяты> необходимо внести данные страницы сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено». На момент проверки указатели страниц сайта с URL-адресом ресурсов <данные изъяты> в этом реестре отсутствуют. Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к названной информации формирует положительное мнение о возможности совершения противоправных действий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов. В судебном заседании старший помощник прокурора Коминтерновского района г. Воронежа (ФИО)1 административные исковые требования просила удовлетворить. Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Роскомнадзора по Воронежской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Суд, выслушав старшего помощника прокурора, изучив представленные по делу письменные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно - наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. Из материалов дела следует, что прокуратурой Коминтерновского района г.Воронежа была проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, а также проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети Интернет. Проведенным мониторингом сети Интернет установлено, что на сайтах с URL-адресом ресурсов <данные изъяты> размещена информация об оказании платных интимных услуг и соответствующие фотоизображения. При этом вход на страницу является свободным, регистрация пользователей для доступа к электронным ресурсам не требуется, ознакомиться с содержанием интернет-страницы может любой пользователь. На момент проверки указатели страниц сайта с URL-адресом ресурсов <данные изъяты> в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отсутствуют. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства. В соответствии с п.2, 4, 7 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией; отрицающая семейные ценности; содержащая информацию порнографического характера, под которой согласно п. 8 ст. 2 названного закона следует понимать - информацию, представляемую в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ограничивается информация, представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной. В силу ст. 22 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к вышеназванной информации формирует положительное мнение о возможности совершения противоправных действий, негативно сказывается на нравственном развитии детей и молодежи, подрывает авторитет государственной власти РФ, действующих законов. Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение информации порнографического характера. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах с URL-адресом ресурсов <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории РФ. Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" в случае если информация, которая на основании решения уполномоченных органов уже была признана запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, размещена на иной странице сайта в сети "Интернет", доменное имя и (или) указатель этой страницы вносится в единый реестр на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228. Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанность включить страницы сайтов с URL-адресом ресурсов <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» для последующего ограничения доступа к указанной информации. Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд Административные исковые требования прокурора Коминтерновского района г. Воронежа в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить. Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории РФ. Возложить на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области обязанность включить страницы сайта с URL-адресами ресурса <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» для последующего ограничения доступа к указанной информации. На основании ст. 265.5 ч. 4 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: О.В. Оробинская Решение в окончательной форме изготовлено 19.01.2024. Суд:Коминтерновский районный суд г. Воронежа (Воронежская область) (подробнее)Истцы:Прокурор Коминтерновского района г. Воронеж (подробнее)Иные лица:Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (подробнее)Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по Воронежской области (подробнее) Судьи дела:Оробинская Ольга Валентиновна (судья) (подробнее) |