Решение № 2-313/2020 2-313/2020~М-329/2020 М-329/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 2-313/2020

Мотыгинский районный суд (Красноярский край) - Гражданские и административные



УИД: 24RS0036-01-2020-000495-47

дело № 2-313/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

10 ноября 2020 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Петровой К.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Южно-Енисейского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края к администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности на жилые помещения,

установил:


администрация Южно-Енисейского сельсовета Мотыгинского района обратилась в суд с иском к администрации Мотыгинского района о признании права муниципальной собственности на жилые помещения, расположенные в п. Южно-Енисейск, а именно:

- квартиру, общей площадью 29,3 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>;

- квартиру, общей площадью 29,0 кв.м., с кадастровым номером № расположенную по адресу: <адрес>;

- квартиру, общей площадью 29,6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>;

- квартиру, общей площадью 29,6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» в 2006 году в части прав владения и распоряжения жилищным фондом социального назначения, Мотыгинским районным Советом депутатов весь жилищный фонд был передан в ведение поселений Мотыгинского района. В 1994 году в собственность Муниципального образования Мотыгинский район Красноярского края на основании Закона «О собственности в РСФСР», Постановления Верховного Совета РФ № 3027-1 от 27.12.1991 «О разграничении федеральной собственности, федеральную собственность РФ, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность», закона «Об акционировании государственных предприятий РФ», было принято Постановление администрации Красноярского края № 311-п от 26.07.1994 «О передаче объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность». Во исполнение указанного постановления и принятого законодательства, администрацией Мотыгинского района было принято постановление № 87 от 13.03.1995 «Об утверждении порядка и графика передачи ведомственных объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность». На основании п. 5 указанного постановления было предписано акционерным обществам подготовить документы для передачи в муниципальную собственность Мотыгинского района объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность. На территории Южно-Енисейского сельсовета были расположены объекты жилищно-коммунального хозяйства, и жилищный фонд, ранее принадлежащие АО «Северо-Ангарский горно-металлургический комбинат», т.е. указанные объекты находились во владении и ведении Прииска Южно-Енисейский. Часть передаваемых объектов, а также часть жилищного фонда, на основании решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 19.12.2008 № 23-245 в собственность п. Южно-Енисейска, преданы не были. Объекты недвижимости расположены на территории муниципального образования Южно-Енисейский сельсовет Мотыгинского района и должны в силу закона находиться в собственности поселения. Спорное имущество частично находилось во владении и распоряжении муниципального образования Мотыгинский район без надлежащего оформления и отсутствия документов. В связи с чем государственная регистрация права муниципальной собственности на жилые помещения на основании указанных решений во внесудебном порядке не возможна. Передаваемое имущество из Мотыгинского района было исключено из реестра муниципального образования и включено в реестр муниципальной собственности поселения, в том числе в реестр МО Южно-Енисейский сельсовет.

Представитель истца - администрации Южно-Енисейского сельсовета ФИО1, действующий по доверенности от 27.07.2020, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика - администрации Мотыгинского района в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица - Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

В соответствии с ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Частью 2 ст. 215ГК РФ, ст.ст. 36, 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно чч. 3 и 4 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со ст.ст. 49, 50 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» муниципальное имущество составляет экономическую основу местного самоуправления, перечень имущества, определённый указанным законом, не является исчерпывающим (ограниченным).

Между тем, законом Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями закреплены вопросы содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно статьям 83, 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», до 1 января 2009 г. устанавливался переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.

Порядок перераспределения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.

Как установлено судом, решением Мотыгинского районного Совета депутатов «О передаче из муниципальной собственности Мотыгинского района в муниципальную собственность муниципального образования поселок Южно-Енисейск жилищного фонда» от 19.12.2008 № 23-245, в связи с разграничением полномочий между муниципальными образованиями, руководствуясь пп. 6 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 2 ст. 50 и пп. 4 п. 8 ст. 85 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 7, 58 Устава Мотыгинского района, было решено передать безвозмездно из муниципальной собственности Мотыгинского района в муниципальную собственность муниципального образования п. Южно-Енисейск жилищный фонд социального использования согласно Приложению. Согласно указанному Приложению органу местного самоуправления - п. Южно-Енисейск переданы, в том числе и спорные жилые помещения.

Согласно акта приемки-передачи жилищного фонда п. Южно-Енисейск от 10.02.2009 года, жилищный фонд социального использования, расположенный в п. Южно-Енисейск, в том числе жилые помещения, о которых заявлено в настоящем иске, были приняты безвозмездно из муниципальной собственности Мотыгинского района в собственность органа местного самоуправления п. Южно-Енисейск.

Из обстоятельств дела следует, что процедура принятия имущества, передаваемого в собственность муниципального образования п. Южно-Енисейск, не соблюдена, что препятствует регистрации жилищного фонда социального использования за муниципальным образованием п. Южно-Енисейск в органах Росреестра.

Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает, что объекты недвижимости расположены в административных границах муниципального образования поселка Южно-Енисейск, права собственности на объекты недвижимости в органах Росреестра за кем-либо не зарегистрированы, на день рассмотрения иска содержание муниципального жилищного фонда относится к вопросам местного значения поселения. Отсутствие же регистрации права собственности за муниципальным образованием поселения препятствует муниципальному образованию в полной мере осуществлять свои права по содержанию социального жилищного фонда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:


исковые требования администрации Южно-Енисейского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края, удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием Южно-Енисейский сельсовет Мотыгинского района Красноярского края право собственности на:

- квартиру, общей площадью 29,3 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>;

- квартиру, общей площадью 29,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>;

- квартиру, общей площадью 29,6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>

- квартиру, общей площадью 29,6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2020.



Суд:

Мотыгинский районный суд (Красноярский край) (подробнее)

Судьи дела:

Василькова Ирина Михайловна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Приватизация
Судебная практика по применению нормы ст. 217 ГК РФ