Решение № 2А-46/2024 2А-46/2024~М-15/2024 М-15/2024 от 30 января 2024 г. по делу № 2А-46/2024




Дело № 2а-46/2024

УИД 58RS0001-01-2024-000015-37


Р Е Ш Е Н И Е


именем Российской Федерации

р.п. Башмаково 30 января 2024 г.

Пензенской области

Башмаковский районный суд Пензенской области в составе судьи Бушуева В.Н., при секретаре Грязиной Л.А., с участием

заместителя прокурора Башмаковского района Пензенской области Герасимова А.А.,

в помещении Башмаковского районного суда Пензенской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-46/2024 по административному исковому заявлению прокурора Башмаковского района Пензенской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Липовского сельсовета Башмаковского района Пензенской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к регистрации права собственности на автомобильную дорогу,

У С Т А Н О В И Л :


Прокурор Башмаковского района Пензенской области 9 января 2024 г. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что по итогам проведенной проверки законодательства о муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, прокуратурой Башмаковского района установлено, что администрацией Липовского сельсовета Башмаковского района Пензенской области в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения включена автомобильная дорога, проходящая по улице Центральная в селе Кирилловка Башмаковского района Пензенской области, однако право собственности на неё органом местного самоуправления не зарегистрировано, что не позволяет органу местного самоуправления в должном объеме и надлежащим образом реализовывать свои права на соответствующее имущество, что влияет на безопасность дорожного движения и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на п. 5 ч. 1ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», прокурор Башмаковского района Пензенской области просил суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации Липовского сельсовета Башмаковского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на автомобильную дорогу, проходящую по улице Центральная в селе Кирилловка Башмаковского района Пензенской области.

2. Обязать администрацию Липовского сельсовета Башмаковского района Пензенской области принять меры к государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, проходящую по улице Центральная в селе Кирилловка Башмаковского района Пензенской области, путем обращения в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Герасимов А.А. административные исковые требования поддержал, пояснив изложенные выше обстоятельства.

Представитель административного ответчика администрации Липовского сельсовета Башмаковского района Пензенской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, направив заявление о признании административного иска.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.

Статьей 10 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2011 г. № 22684) утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что на требование прокурора от 8 декабря 2023 г. административным ответчиком администрацией Липовского сельсовета Башмаковского района Пензенской области прокурору Башмаковского района представлен перечень дорог, находящихся в муниципальной собственности Липовского сельсовета, в который включена внутри поселенческая автомобильная дорога, проходящая в селе Кирилловка Башмаковского района Пензенской области по улице Центральная, строение 1, протяженностью 450 м (<данные изъяты>).

Согласно положениям ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5).

С учетом изложенных выше нормативных правовых актов и фактических обстоятельств суд приходит к выводу, что признание административного иска административным ответчиком закону не противоречит и не нарушает права других лиц, так как отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные по данному делу административные исковые требования прокурора являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

С учетом принципов разумности, соразмерности и справедливости, суд в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ полагает необходимым установить административному ответчику для исполнения обязанности по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги в течение шести месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу.

Оснований для взыскания государственной пошлины с административного ответчика не имеется, так как он освобожден от её уплаты в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Административное исковое заявление прокурора Башмаковского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Липовского сельсовета Башмаковского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на автомобильную дорогу, проходящую в селе Кирилловка Башмаковского района Пензенской области по улице Центральная.

Обязать администрацию Липовского сельсовета Башмаковского района Пензенской области в шестимесячный срок после вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры к государственной регистрации права собственности на внутри поселенческую автомобильную дорогу, проходящую в селе Кирилловка Башмаковского района Пензенской области по улице Центральная, строение 1, протяженностью 450 м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пензенский областной суд через Башмаковский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2024 г.

Судья В.Н. Бушуев



Суд:

Башмаковский районный суд (Пензенская область) (подробнее)

Судьи дела:

Бушуев Владимир Николаевич (судья) (подробнее)