Постановление № 5-463/2023 от 14 сентября 2023 г. по делу № 5-463/2023




УИД: 61RS0005-01-2023-005082-53

5-463/2023


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


14 сентября 2023 года

г.Ростов-на-Дону

Судья Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону ФИО1, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КРФ об АП, поступившее из ОП-5 УМВД России по г.Ростову-на-Дону, в отношении ФИО2, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:


В производство Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО2

Из материалов дела следует, что 14.09.2023 года в 15 часов 35 минут около дома, расположенного по адресу: <...>, был выявлен факт нарушения режима пребывании на территории Российской Федерации с 16.07.2023 года по настоящее время, при этом документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ отсутствуют, то есть ФИО2 нарушил положения ст.5 ФЗ N115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и ст.25.10 ФЗ N114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», совершив правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.1.1 ст.18.8 КРФ об АП.

В судебном заседании ФИО2 вину признал, просил не выдворять его за пределы РФ и назначить наказание в виде минимального размера штрафа, так как он проживает по адресу: <...> совместно с супругой, являющейся гражданкой РФ – ФИО3

Сотрудник ОП-5 УМВД России по г.Ростов-на-Дону настаивал на привлечении к административной ответственности по ст.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа.

Выслушав пояснения привлекаемого лица, инспектора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

ФЗ N115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в целях обеспечения общественного порядка и создания для иностранных граждан нормальных условий пребывания в РФ, установлены определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Ст.5 указанного Закона предусмотрено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Законом или международным договором РФ, за исключением, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст.6.1 настоящего ФЗ.

В соответствии с требованиями ст.20 ФЗ-109 от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, при этом учету по месту пребывания временно пребывающий в РФ иностранный гражданин подлежит по истечению 3-х рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Согласно положений ст.2.6 КРФ об АП, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

В соответствии с положениями ст.25.10 ФЗ «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации в нарушение установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган Федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КРФ об АП нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от 14.09.2023 года, объяснениями ФИО2

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КРФ об АП (ч.1 ст.4.1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1).

Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении N11-П от 15.07.1999 года, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 N8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на сферу административной ответственности.

В Постановлении N4-П от 14.02.2013 года Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Вместе с тем при вынесении постановления о назначении ФИО2 административного наказания суд, руководствуясь требованиями ст.ст.24.1 и 26.1 КРФ об АП, положениями части 2 статьи 4.1 данного Кодекса, учитывает фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст.4.1 КРФ об АП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В силу положений ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 04.11.1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из материалов дела следует, что ФИО2 проживает по адресу: <...> совместно с супругой, являющейся гражданкой РФ – ФИО3

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО2 установлено не было, правонарушение совершенно впервые.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации N1-П от 17.01.2013 и N4-П от 14.02.2013 правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КРФ об АП, суд считает необходимым назначить ФИО2 наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.

руководствуясь ст. 29.10 КРФ об АП,

ПОСТАНОВИЛ:


Признать ФИО2, <данные изъяты>, виновным по ч.1.1 ст.18.8 КРФ об АП и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей, без административного выдворения за пределы РФ.

Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья



Суд:

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) (подробнее)

Судьи дела:

Винокур Станислав Григорьевич (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Иностранные граждане
Судебная практика по применению нормы ст. 18.8 КОАП РФ