Постановление № 5-1819/2020 от 3 ноября 2020 г. по делу № 5-1819/2020




№5-1819/2020

УИД 03RS0003-01-2020-009967-98


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


по делу об административном правонарушении

<...> 03 ноября 2020 года

Судья Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Рамазанова З.М.,

участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, участкового уполномоченного полиции отдела полиции № Управления МВД России по г. Уфе лейтенанта полиции ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда: <...>, каб. 404,

материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, ж/п Теренсай, Адамовский район, зарегистрированного по адресу: Республика <адрес>, временно проживающего по адресу: <адрес>, имеющего средне-специальное образование, разведенного, официально не работающего, со слов разведенного, со слов имеющего на иждивении 3 несовершеннолетних детей,

права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которому разъяснены,

УСТАНОВИЛ:


УУП Отдела полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе лейтенантом полиции ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.2. КоАП РФ от 29 октября 2020 года в отношении ФИО1, который нарушил установленный ст.ст. 4, 10 Федерального Закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» порядок организации публичного мероприятия, не согласованного органом исполнительной власти (местного самоуправления) республики.

ФИО1 в судебном заседании вину в совершенном правонарушении не признал, пояснил, что 29 октября 2020 года состоялся сход граждан. В силу закона согласования проведения схода граждан с органом исполнительной власти не требуется. Факт проведения публичного мероприятия в виде схода граждан возле здания Государственного Сбрания – Курултая Республики Башкортостан по адресу: г. Уфа, <адрес>, для выражения не согласия относительно принятия депутатами Госсобрания Республики Башкортостан поправок в законы «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» не отрицал.

Должностное лицо –участковый уполномоченного полиции отдела полиции № 9 Управления МВД России по г. Уфе лейтенант полиции ФИО4 поддержал протокол об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, выслушав ФИО1, должностное лицо ФИО4, судья приходит к следующему.

Закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 1, часть 1; статья 2; статья 13, части 1 и 3; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64 Конституции Российской Федерации).

Во взаимосвязи с иными правами и свободами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьями 29, 30, 32 и 33, данное конституционное право обеспечивает гражданам реальную возможность посредством проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) оказывать влияние на деятельность органов публичной власти и тем самым способствовать поддержанию мирного диалога между гражданским обществом и государством, что не исключает протестного характера таких публичных мероприятий, который может выражаться в критике как отдельных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и проводимой ими политики в целом. Соответственно, предполагается, что реагирование публичной власти на организацию и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования должно быть нейтральным и во всяком случае - вне зависимости от политических взглядов их инициаторов и участников - нацеленным на обеспечение условий (как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности) для правомерного осуществления гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе путем выработки четких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки допустимых ограничений прав и свобод граждан в демократическом правовом государстве.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей.

Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением собрания и одиночного пикета).

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08 июня 2012 г. N 65-ФЗ) организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Из дела следует, что 29 октября 2020 года на имя начальника Отдела полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе поступил рапорт старшего УУП ОП № 9 УМВД Росси по г. Уфы ФИО5 о том, что 29 октября 2020 года в период времени с 09-00 час. по 13-40 час. около дома№ 40 по ул. З Валиди состоялся сход граждан с целью поддержкт пектутаов Государственного Сорания Республики Башкортостан, которые намерены проголосовать против поправок в закон «О м естном самоуправлдении в Республике Башкортостан», и исключении из Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» положений, касацющихся поолномочий органов местного самоуправдления по распоряжению земельными участками.

Актом осмотра Интернет-сайта от 28 октября 2020 года, составленного ст. оперуполномоченным ЦПЭ МВД по РБ майором полиции ФИО6 подтверждается, что в результате осмотра Интернет-сайтов <данные изъяты> установлено, в социальной сети «Вконтакте» зарегистрирован пользователь ФИО2, <данные изъяты>

На странице указанного пользователя в открытом доступе имеется репоcт на свое видеобращение, размещенное над группой «Юг Башкортостана» с заголовком «Из Telegram чата Единый Урал».

В ходе осмотра указанной страницы установлено, что при переходе на указанную страницу установлено, что при переходе на указанную запись по указанному электронному адресу: <данные изъяты> открывается статья о видеобращением ФИО1 под названием «Ильгам о мирном предстоящем сходе в г. Уфе».

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении 20 октября 2020 года ФИО1 обратился с уведомлением о проведении публичного мероприятия – схода граждан, указав место проведения публичного мероприятия: г. Уфа, <адрес>, территория рядом с Домом Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. дата и время проведения публичного мероприятия: 29 октября 2020 года с 09-00 час. до 17- час. местного времени.

Цель Публичного мероприятия: поддержать своим присутствием депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, которые намерены проголосовать против принятия поправок в закона «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» в части передачи органам государственной власти Республики Башкортостан на неограниченной срок полномочий органов местного самоуправления по предоставлению неразграниченных участков, а также функции земельного контроля., исключения из закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» положений, касающихся полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно письма Администрации городского округа город Уфы Республики Башкортостан № 01-04-3574 от 21 октября 2020 года ФИО1 указано на необходимость устранения нарушений действующего законодательства обратиться с уведомлением в установленном законом порядке.

Исследованной в судебном заседании видеозаписью подтверждается массовое присутствие 29 октября 2020 года граждан, в том числе ФИО1, рядом с Домом Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан для личного выражения общественного мнения по поводу проблем принятия поправок в закон а с выкрикиванием лозунгов «Депутатов в отставку!», привлекая внимание граждан и средств массовой информации.

Как следует из разъяснений, данных в п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" административная ответственность организатора публичного мероприятия по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ наступает также в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям (часть 5 статьи 5, часть 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия, провел публичное мероприятие без согласования с компетентным органом власти, что является нарушением установленного порядка организации публичного мероприятия.

Довод ФИО1 о том, что данное публичное мероприятие было проведено в виде схода граждан, и отсутствии необходимости согласования его проведения в установленном законом порядке, суд находит несостоятельным, противоречащим как исследованным материалам, дела, так и положениям Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Более того, указанный вид публичного мероприятия Федеральным законом № 54-ФЗ не предусмотрен.

Также указанный довод противоречит действиям ФИО2 по его обращению в Администрацию о г. Уфы Республики Башкортостан с уведомлением о проведении публичного мероприятия.

Таким образом, Вина ФИО3 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 29.10.2020 г., рапортом работника полиции от 29.10.2020 г., актом осмотра Интернет-сайта от 28.10.2020., уведомлением от 20 октября 2020 года, письмом Администрации ГО г. Уфы в Республики Башкортостан от 21 октября 202 года, видеозаписью.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Собранные по делу доказательства соответствуют требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований не доверять перечисленным выше доказательствам не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении правонарушения по ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания судья учитывает личность ФИО1 характер совершенного административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность; и считает необходимым назначить наказание в виде обязательных работ, что в полной мере будет отвечать целям административного наказания.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:


ФИО7 Ирековича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде 20 часов обязательных работ (не более 4-ех часов день).

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: З.М. Рамазанова



Суд:

Кировский районный суд г. Уфы (Республика Башкортостан) (подробнее)

Ответчики:

Янбердин И.И. (подробнее)

Судьи дела:

Рамазанова З.М. (судья) (подробнее)