Решение № 2А-1140/2026 2А-1140/2026~М-622/2026 М-622/2026 от 19 апреля 2026 г. по делу № 2А-1140/2026Ленинский районный суд г. Томска (Томская область) - Административное Дело № 2а-1140/2026 УИД 70RS0002-01-2026-001086-92 Именем Российской Федерации г.Томск 13 апреля 2026 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Мысливцева Д.Ю., при секретаре Кремзуковой М.А., помощник судьи Гаврилова Ю.А., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы РФ по Томской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Томской области, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы РФ по Томской области от <дата обезличена> о привлечении ФИО3 к ответственности за совершение налогового правонарушения (доначислении НДФЛ, пеней и штрафов), ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Томской области (далее – УФНС по Томской области), Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу, в котором просит признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной налоговой службы РФ по Томской области от <дата обезличена> о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения (доначислении НДФЛ, пеней и штрафов). В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что с <дата обезличена> на основании свидетельства о праве наследства по закону ему на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>. В <дата обезличена> году им был произведен раздел указанного земельного участка, в результате которого было образовано два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, которые были проданы им по договору купли-продажи от <дата обезличена>. УФНС России по Томской области была проведена камеральная проверка, по результатам которой вынесено оспариваемое решение от <дата обезличена>. Налоговый орган пришел к выводу, что срок владения вновь образованными земельными участками следует исчислять с даты их регистрации, то есть с <дата обезличена>, следовательно, данное имущество находилось в собственности менее минимального предельного срока владения, в связи с чем доход от его продажи подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке. Ему был исчислен НДФЛ в размере 1235000 рублей, а также в соответствии со ст. 119 и 122 НК РФ назначены штрафы на общую сумму 617500 руб. С данным решением налогового органа он не согласен. Полагает, что срок владения исходным земельным участком необходимо исчислять с даты смерти наследодателя, то есть с <дата обезличена>, в связи с чем прошло более трех лет до момента продажи. Его решение как собственника от <дата обезличена> о разделе исходного земельного участка на два самостоятельных земельных участка является лишь способом распоряжения имуществом, но не является новым основанием возникновения права собственности, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН от <дата обезличена>, в которых в качестве документов-оснований возникновения права собственности помимо решения собственника от разделе земельного участка от <дата обезличена>, указано также свидетельство о праве на наследство по закону от <дата обезличена>. В связи с этим считает право собственности на вновь образованные в результате раздела земельные участки, произвольным от права собственности на исходный земельный участок. Его право собственности на исходный земельный участок не было прекращено, а новая запись в кадастровом учете после его раздела свидетельствует лишь об изменении характеристик объекта недвижимости. Поскольку на момент продажи <дата обезличена> земельные участки находились в его собственности более трех лет, полученный от их продажи доход должен быть полностью освобожден от налогообложения. Кроме того, административный истец полагает, что налоговым органом было допущено нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, его представитель ФИО1 явилась на рассмотрение материалов в 14.00 часов <дата обезличена>, однако фактическое рассмотрение материалов не состоялось, должностное лицо, указанное в извещении (заместитель руководителя) отсутствовало. Инспектором был составлен протокол явки, и его представителю было сообщено, что по понедельникам дела не рассматриваются. Впоследствии он узнал, что материалы все же были рассмотрены в его отсутствие, и в иное время, о котором он не извещался. Административный истец ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания на более поздний срок не ходатайствовал. Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> со сроком полномочий 3 года, в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснила, что <дата обезличена> она явилась в УФНС России по Томской области для участия в рассмотрении материалов проверки в отношении ФИО3, однако должностное лицо, которое должно было рассматривать материалы проверки, на месте отсутствовало, в связи с чем, был составлен протокол явки, в котором она расписалась, как такового рассмотрения материалов в этот день не было. Представитель административного ответчика УФНС России по Томской области ФИО2, действующая на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>, сроком действия до <дата обезличена>, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала ранее представленные возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества – вновь образованными по решению ФИО3 земельными участками, для целей налогообложения доходов физических лиц, в соответствии с нормами действующего законодательства, подлежит исчислению с момента государственной регистрации права собственности на эти объекты, то есть с <дата обезличена>, в связи с чем на момент реализации указанных объектов недвижимости в <дата обезличена> году минимальный предельный срок владения составил менее 5 лет, в связи с чем доход от их продажи подлежит обложению НДФЛ. Административный ответчик Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не признавалась судом обязательной. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы. Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Статьей 207 НК РФ определяется круг лиц, которые являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В силу пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в РФ относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Налоговой базой в соответствии со ст. 210 НК РФ являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло. В силу п. 3 ст. 214.10 НК доход от продажи недвижимого имущества определяется исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговым органом в соответствии со ст. 85 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 214.10 НК РФ. Согласно п. 17.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более. В соответствии со ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. В силу положений ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговым периодом в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата обезличена> получил право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования - для эксплуатации газопровода, дата регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимость - <дата обезличена>. Данный земельный участок по решению собственника от <дата обезличена> был разделен на два земельных участка: земельный участок площадью 60 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано <дата обезличена>. В соответствии с договором купли-продажи от <дата обезличена> ФИО3 (продавец) передал в собственность ФИО4 (покупателю), в том числе, земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> стоимостью 500 000 рублей и земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> стоимостью 10000000 рублей. Право собственности ФИО3 на указанные объекты недвижимости прекращено <дата обезличена>. Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Из буквального толкования вышеизложенных законодательных норм следует, что для целей налогообложения минимальный предельный срок владения проданного объекта недвижимого имущества исчисляется с даты государственной регистрации права собственности на него. Поскольку ФИО3 владел проданными земельными участками в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, то есть менее 3-х лет, доход от их продажи подлежит налогообложению НДФЛ в соответствии со ст.ст. 207-210 НК РФ. В связи с непредставлением ФИО3 налоговой декларации в установленный законом срок, УФНС России по Томской области, в порядке п. 1.2 ст. 88 НК РФ, была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от <дата обезличена><номер обезличен>. Рассмотрение акта и иных материалов камеральной налоговой проверки было назначено на <дата обезличена>, о чем налогоплательщик ФИО3 был уведомлен извещением от <дата обезличена><номер обезличен>, которое было получено им <дата обезличена>. ФИО3 не согласившись с результатами проверки представил свои письменные возражения, в связи с чем должностным лицом налогового органа было принято решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, рассмотрение акта и иных материалов налоговой проверки было назначено на <дата обезличена>, о чем ФИО3 было направлено извещение от <дата обезличена><номер обезличен>, которое было им получено <дата обезличена>. По результатам рассмотрения акта, письменных возражении и материалов камеральной налоговой проверки, состоявшегося <дата обезличена> налоговым органом вынесено обжалуемое решение от <дата обезличена>, которым налогоплательщику ФИО3 исчислен НДФЛ в сумме 1235 000 рублей, также ФИО3 привлечен к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 370 500 рублей, и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 247 000 рублей. Довод административного истца о необходимости освобождения его от уплаты НДФЛ на основании положений ст.217.1 НК РФ в связи с тем, что реализованные им в <дата обезличена> году земельные участки находились в собственности более 3-х лет, подлежит отклонению, так как основан на неправильном толковании норм действующего законодательства. Для целей налогообложения минимальный срок владения объектом недвижимости подлежит исчислению с даты государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, то есть с <дата обезличена>, а момент регистрации права собственности на первоначальный объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, который прекратил свое существование в результате раздела, в данном случае правового значения не имеет. В связи с этим налоговый орган правильно пришел к выводу о том, что на момент продажи объекты недвижимости находились в собственности ФИО5 менее трех лет, поэтому доходы налогоплательщика от продажи земельных участков не подлежали освобождению от налогообложения в порядке п. 17.1 ст. 217 НК РФ. В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более. Согласно п.п. 1, 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки. В силу п.п. 1, 2 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Пунктами 1 - 3 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП. Принимая во внимание, что земельные участки, образованные в результате раздела исходного земельного участка и реализованные административным истцом по договору купли-продажи в <дата обезличена> году, после регистрации на них права собственности находились в его собственности менее трех лет, полученные от их продажи доходы не подлежали освобождению от налогообложения. Проверив правильность расчета начисленного налоговым органом ФИО3 НДФЛ и штрафных санкций, суд признает их арифметически верными, соответствующими закону, указанный расчет административным ответчиком не оспорен, иного расчета последним в материалы дела не представлено. Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки суд находит необоснованными в связи со следующим. Согласно требованиям пункта 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. С целью реализации данного права в адрес ФИО3 был направлен акт налоговой проверки от <дата обезличена><номер обезличен>, который был получен им через личный кабинет налогоплательщика <дата обезличена>, а впоследствии им были представлены письменные возражения на него. Кроме того, в соответствии с требованиями п. 2 ст.101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. С целью реализации ФИО3 данного права он заблаговременно был уведомлен о дате, времени и месте предстоящего рассмотрения материалов проверки <дата обезличена>, когда и было принято обжалуемое решение <номер обезличен> о привлечении ФИО3 к ответственности за совершение налогового правонарушения. В указанном решении также указано, что рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось <дата обезличена> в присутствии представителя проверяемого лица ФИО1, действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>. Высказанные в судебном заседании доводы представителя административного истца ФИО1 о том, что <дата обезличена> рассмотрение дела не состоялось, поскольку на месте отсутствовало должностное лицо, которое должно было рассматривать материалы проверки, а она (ФИО1) чтобы зафиксировать факт своего прибытия расписалась в протоколе явки, опровергаются представленным административным ответчиком в материалы дела протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки <номер обезличен> от <дата обезличена>. Согласно данному протоколу рассмотрение дела произведено при участии и в присутствии ФИО1, действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>. При этом относительно обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела о налоговом правонарушении, представитель ФИО1 устно сообщила, что ранее налогоплательщиком были представлены пояснения и возражения. Данный протокол подписан ФИО1, каких-либо замечаний к его содержанию от нее не поступило. Таким образом, представленными доказательствами опровергается утверждение представителя административного ответчика о несостоявшемся <дата обезличена> рассмотрении дела, и что ею был подписан протокол явки. Каких-либо иных нарушений процедуры рассмотрением материалов налоговой проверки в отношении ФИО3 налоговым органом допущено не было. С учетом вышеприведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца о признании незаконным и отмене решения УФНС России по Томской области от <дата обезличена> о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Томской области, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы РФ по Томской области от <дата обезличена> о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения (доначислении НДФЛ, пеней и штрафов) – отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения суда. Председательствующий: Д.Ю. Мысливцев Мотивированный текст решения суда изготовлен 20.04.2026 Суд:Ленинский районный суд г. Томска (Томская область) (подробнее)Ответчики:Межрегиональная инспекция ФНС по Сибирскому федеральному округу (подробнее)УФНС России по Томской области (подробнее) Судьи дела:Мысливцев Денис Юрьевич (судья) (подробнее)Судебная практика по:Недвижимое имущество, самовольные постройкиСудебная практика по применению нормы ст. 219 ГК РФ |