Решение № 2-865/2023 2-865/2023~М-821/2023 М-821/2023 от 26 декабря 2023 г. по делу № 2-865/2023




УИД 86RS0013-01-2023-001213-38

Дело № 2-865/2023


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

26 декабря 2023 года город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Гаитовой Г.К., при секретаре судебного заседания Борисовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-865/2023 по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о зачете периодов работы в страховой стаж,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился в суд с иском к ОСФР по ХМАО – Югре о зачете периодов работы в страховой стаж. В обоснование иска указал, что 08 сентября 2022 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика № 92521/23 в назначении страховой пенсии по старости ему отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. С решением ответчика он не согласен. Согласно его трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ от 15 сентября 1982 года он работал полный рабочий день в виноградарском совхозе им. Орджоникидзе Физулинского р-на Азербайджанской ССР с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года и с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года рабочим, в Бардинском ремонтном производственно-эксплуатационном объединении Азербайджанской ССР с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года электромонтером, в Бардинском управлении эксплуатации субартезианских скважин с 03 апреля 1989 года по 03 августа 1989 года, в колхозе им. Калинина Бардинского управления эксплуатации субартезианских скважин с 15 мая 1990 года по 05 апреля 1993 года, в Евлахском транспортно-экспедиционном управлении Азербайджанской ССР с 03 июня 1993 года по 18 сентября 1995 года. Записи заверены подписью должностных лиц и печатью организаций. С 17 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года он проходил службу в рядах Вооруженных Сил ССР. Данные периоды работы подтверждаются справками Минюста России по ХМАО – Югре, предоставленными по его запросу. Представленные им трудовая книжка и справки с места работы, службы в ВС ССР позволяют с достоверностью установить, что он осуществлял трудовую деятельность в соответствии с записями в ней, получая за это соответствующую оплату труда. Доказать данный период во внесудебном порядке он не имеет возможности. Он является добросовестным участником гражданских правоотношений, его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом. Ссылаясь на ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 66 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, просил признать незаконным решение ответчика № 92521/23 об отказе в назначении ему страховой пенсии, обязать ответчика зачесть периоды работы с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года, с 17 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года, с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года, с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года, с 03 апреля 1989 года по 03 августа 1989 года, с 15 мая 1990 года по 05 апреля 1993 года, с 03 июня 1993 года по 18 сентября 1995 года в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсию со дня обращения с 08 сентября 2022 года (л.д. 5-7).

В письменных возражениях на иск представитель ответчика указал, что истец 08 сентября 2022 года обратился с заявлением о назначении пенсии, в назначении которой отказано решением от 25 сентября 2022 года № в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. ФИО1 27 марта 2023 года повторно обратился с заявлением о назначении пенсии, по результатам рассмотрения заявления от 03 августа 2023 года № принято решение об отказе в установлении пенсии по причине отсутствие требуемого страхового стажа. Согласно трудовой книжке ИТ-1 № периоды работы с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года и с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года не включены в страховой стаж, так как данные периоды работы протекали ранее даты заполнения трудовой книжки; документы, подтверждающие периоды работы, истцом не представлены. Период военной службы с 17 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года в рядах Вооруженных Сил ССР не включен в страховой стаж, поскольку справка о прохождении военной службы по призыву в ВС № от 06 августа 2020 года представлена лично, а не истребована заявителем через Минюст России или главное управление Минюста России по субъекту РФ согласно утвержденному приказу. Период работы с 0 декабря 1988 года по 03 августа 1989 года не принят к рассмотрению, так как оттиск печати при увольнении не читается. Справка № от 19 января 2023 года, справка № от 03 декабря 2022 года, акты от 28 июня 2022 года и от 06 сентября 2022 года, справки № и № от 05 ноября 2022 года, архивная справка № от 03 августа 2022 года также не приняты к рассмотрению, так как документы не истребованы заявителем в установленном порядке через Минюст России или главное управление Минюста России по субъекту РФ, а представлены лично, что недопустимо. Периоды работы с 15 мая 1990 года по 05 апреля 1993 года, с 03 июня 1993 года по 18 сентября 1995 года протекали па территории Азербайджанской Республики, которая не является участником международного договора в области пенсионного (социального) обеспечения, в этой связи периоды работы и иной деятельности на территории данного государства после 1 января 1991 года не подлежат включению в страховой (общий) стаж. Ответчиком установлено, что страховой стаж истца на дату подачи заявления 27 марта 2023 года составил 08 лет 05 месяцев 23 дня, т.е. менее установленных пенсионным законодательством 12 лет для назначения пенсии в 2021 году, в связи с чем право на назначение страховой пенсии он не имеет. Истцом не предоставлено подтверждение спорных периодов работы, следовательно, спорные записи о работе не могут быть приняты как доказательство по данному делу, т.к. вынесены с нарушением трудового законодательства. В настоящее время. Российская Федерация и Азербайджанская Республика подписали договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, данный договор прошел ратификацию в Государственной Думе, официального опубликования полного текста правового акта в законодательно установленные сроки в законодательно определенных источниках не происходило. Согласно действующему законодательству право выхода па пенсию с учетом увеличения возраста у истца наступает в возрасте 61 год 6 месяцев, т.е. с 15 сентября 2021 года, наличия 12-летнего страхового стажа и ИПК не менее 21. Ответчик произвел расчет стажа по заявлению от 25 сентября 2022 года № 252508/22 и по заявлению от 03 августа 2023 года № 92521/23 с учетом включения спорных периодов работы на 31 декабря 1990 года. Согласно произведенному расчету истец право на страховую пенсию с учетом спорных периодов работы не имеет по причине отсутствия требуемого ИПК менее 21 балла на 2021 год. Ссылаясь на ст. 2, 3, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях», Административный регламент МИД России и Минюста России по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденный Приказами МИД России № 10489, Минюста России № 124 от 29 июня 2012 года, п. 11, 59, 60 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, ст. 60 ГПК РФ, просил в удовлетворении иска отказать (л.д. 119-125).

Стороны в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались, просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 5-7, 36, 47-49, 112, 127-129, 143). На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пенсионное обеспечение граждан регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, подтверждаются в зависимости от регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются:

до регистрации – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

после регистрации – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, предусмотрен порядок подтверждения стажа, аналогичный положениям ст. 14 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее – трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 19 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года № 546н, предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно п. 18 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года № 546н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как следует из материалов гражданского дела, согласно записям в трудовой книжке серии ИТ-I №, выданной 15 сентября 1982 года, истец работал с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года и с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года в виноградарском совхозе им. Орджоникидзе Физулинского р-на Азербайджанской ССР, с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года в Бардинском ремонтном производственно-эксплуатационном объединении Азербайджанской ССР, с 03 апреля 1989 года по 03 августа 1989 года в Бардинском управлении эксплуатации субартезианских скважин, с 15 мая 1990 года по 05 апреля 1993 года в Бардинском управлении эксплуатации субартезианских скважин по колхозу им. Калинина, с 03 июня 1993 года по 18 сентября 1995 года в Евлахском транспортно-экспедиционном управлении Азербайджанской ССР (л.д. 10-12, 42-45).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в системе индивидуального (персонифицированного) учета зарегистрирован 14 августа 2018 года. Спорные периоды работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не отражены (л.д. 9, 100-102, 132-134).

Таким образом, истцом заявлены требования относительно периодов работы до его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Заявлением от 08 сентября 2022 года ФИО1 просил назначить ему страховую пенсию по старости (л.д. 68-70).

В заявлении от 09 сентября 2022 года ФИО1 просил назначить ему страховую пенсию по старости по имеющимся документам, в заявлении указал о запросе подтверждающих справок через Минюст России и отсутствии ответа на запрос (л.д. 54).

Решением от 25 сентября 2022 года № в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. При этом спорные периоды работы с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года и с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года ответчиком не учтены, так как имели место до выдачи указанной выше трудовой книжки, справки, подтверждающие периоды работы, не представлены. Период с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года не учтен, так как оттиск печати при увольнении не читается. В период с 15 мая 1990 года по 05 апреля 1993 года и с 03 июня 1993 года по 18 сентября 1995 года работал на территории Азербайджанской Республики, которая не является участником международного договора в области пенсионного (социального) обеспечения, в связи с чем периоды после 01 января 1991 года на территории данного государства не подлежат включению в страховой стаж. Согласно данным ПФР ФИО1 продолжает осуществлять трудовую деятельность, сведения с 01 января по 07 сентября 2022 года работодателем не представлены. Справка о прохождении военной службы по призыву от 06 августа 2020 года № 386 не принята к рассмотрению, так как дата рождения указана не полностью, военный билет не представлен. По имеющимся документам страховой стаж истца на дату подачи заявления 08 сентября 2022 года составил 06 лет 06 месяцев 23 дня, то есть, менее установленных 12 лет (л.д. 71-72).

27 марта 2023 года ФИО1 вновь в установленном порядке обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 55-61, 63).

Решением ответчика от 30 марта 2023 года № приостановлен срок рассмотрения заявления об установлении пенсии до поступления окончательного ответа, но не более, чем до 30 июня 2023 года (л.д. 62, 64).

Решением ответчика от 03 августа 2023 года № 92521/23 в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. При этом спорные периоды работы с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года и с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года ответчиком не учтены, так как имели место до выдачи указанной выше трудовой книжки, справки, подтверждающие периоды работы, не представлены. Период с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года не учтен, так как оттиск печати при увольнении не читается. В период с 15 мая 1990 года по 05 апреля 1993 года и с 03 июня 1993 года по 18 сентября 1995 года работал на территории Азербайджанской Республики, которая не является участником международного договора в области пенсионного (социального) обеспечения, в связи с чем периоды после 01 января 1991 года на территории данного государства не подлежат включению в страховой стаж. Подтверждающие справки не приняты к рассмотрению, так как не истребованы заявителем через Минюст России, а представлены лично. По представленным документам страховой стаж истца на дату подачи заявления 27 марта 2023 года составил 08 лет 05 месяцев 23 дня, то есть, менее установленных 12 лет (л.д. 13-14, 65-67).

Пунктом 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы и иные периоды, к которым может быть отнесен отпуск по уходу за ребенком, после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года № 1011-О-О в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно статье 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01 января 1991 года в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В Определении от 19 декабря 2017 года № 2915-О Конституционный Суд Российской Федерации повторил позицию о том, что решение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики с 01 января 1991 года в страховой стаж заявителя, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона.

Таким образом, учитывая отсутствие договора (соглашения) между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в области пенсионного (социального) обеспечения, действующего на момент обращения истца за назначением пенсии и на момент рассмотрения дела, в силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в части зачета в страховой стаж для назначения страховой пенсии периодов работы с 01 января 1991 года по 05 апреля 1993 года, с 03 июня 1993 года по 18 сентября 1995 года.

При этом, период работы с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года и с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года в виноградарском совхозе им. Орджоникидзе Физулинского р-на Азербайджанской ССР надлежащими документами не подтверждается, поскольку трудовая книжка выдана истцу значительно позднее, чем имели место данные периоды трудовой деятельности, а нотариально удостоверенный перевод справки винсовхоза Физулинского «Агрокомбинат» от 19 января 2023 года № 08 не содержит сведений о точной дате его увольнения, так как не указан год увольнения (л.д. 10-12, 25-26, 82-84).

Таким образом, при отсутствии достаточных доказательств иск в части зачета периодов работы с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года и с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года в виноградарском совхозе им. Орджоникидзе Физулинского р-на Азербайджанской ССР также не подлежит удовлетворению.

Акт от 04 августа 2022 года о периоде работы истца с 11 июля 1984 года по 01 декабря 1988 года судом в качестве доказательства не принимается на основании статей 67 и 196 ГПК РФ, поскольку требования относительно данного периода истцом не заявлены (л.д. 5-7, 31-32, 91-93).

Справка от 06 августа 2020 года № 386 о прохождении военной службы не может быть принята во внимание, поскольку дата рождения ФИО1 указана не полностью (л.д. 74-75).

В остальной части спорные периоды работы с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года, с 03 апреля 1989 года по 03 августа 1989 года, с 15 мая 1990 года по 31 декабря 1991 года, а также период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 17 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года подтверждаются представленными истцом справками (л.д. 15-24, 27-30, 76-81, 85-90, 94-99).

Факт надлежащего обращения ФИО1 для получения указанных справок на л.д. 15-24, 27-30, 76-81, 85-90, 94-99 подтверждается письмом Управления Минюста России по ХМАО – Югре от 15 марта 2022 года № 86/04-1240 (л.д. 33-35, 51-53).

Основания сомневаться в данных доказательствах у суда отсутствуют, поскольку они составлены уполномоченными лицами, имеют необходимые реквизиты, нотариально удостоверенный перевод на русский язык также представлен, о подложности данных доказательств ответчиком не заявлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части зачета в страховой стаж периодов работы и военной службы с 17 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года, с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года, с 03 апреля 1989 года по 03 августа 1989 года, с 15 мая 1990 года по 31 декабря 1990 года.

Обсуждая требования истца в части возложения на ответчика обязанности назначить страховую пенсию с 08 сентября 2022 года и проверяя представленные сторонами расчеты стажа (л.д. 103-108, 130-131, 138-139), суд приходит к следующему.

Как разъяснено в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 (ред. от 28 мая 2019 года) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в резолютивной части решения должно быть, в частности, указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Аналогичное разъяснение приведено в п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года, согласно которому, если гражданин в установленном законом порядке обращался с заявлением о назначении страховой пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его первоначального обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию - со дня возникновения такого права.

Решение ответчика от 25 сентября 2022 года № 252508/22, вынесенное по результатам рассмотрения заявления от 08 сентября 2022 года, ФИО1 не обжаловано (л.д. 71-72).

Из расчета ответчика следует, что на дату подачи заявления от 27 марта 2023 года, равно как и на дату подачи заявления от 08 сентября 2022 года, с учетом спорных периодов работы право на назначение пенсии у истца отсутствует в связи с недостаточностью ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента). Однако согласно письменным объяснениям с учетом всех спорных периодов на дату подачи заявления от 08 сентября 2022 года право на пенсию имеется, ИПК составляет более 21 (л.д. 103-108, 136-142).

С учетом выводов суда о зачете в страховой стаж периодов работы и военной службы продолжительность стажа за спорные периоды составит: с 17 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года – 2 года 00 месяцев 08 дней; с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года – 04 месяца 03 дня; с 03 апреля 1989 года по 03 августа 1989 года – 04 месяца 01 день; с 15 мая 1990 года по 31 декабря 1990 года – 07 месяцев 17 дней, всего 03 года 03 месяца 29 дней.

Из решений ответчика от 25 сентября 2022 года № 252508/22 от 03 августа 2023 года № 92521/23 следует, что на дату подачи заявления 08 сентября 2022 года страховой стаж составил 06 лет 06 месяцев 23 дня, а на 27 марта 2023 года – 08 лет 05 месяцев 23 дня (л.д. 65-67, 71-72).

Следовательно, с учетом спорного периода работы на 08 сентября 2022 года страховой стаж истца составляет 09 лет 10 месяцев 21 день (06 лет 06 месяцев 23 дня + 03 года 03 месяца 29 дней), а на 27 марта 2023 года – 11 лет 09 месяцев 11 дней (08 лет 05 месяцев 23 дня + 03 года 03 месяца 29 дней), то есть, менее необходимых 12 лет, в связи с чем в данной части иск также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковое заявление ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о зачете периодов работы в страховой стаж – удовлетворить частично.

Зачесть в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периоды работы и военной службы ФИО1, <данные изъяты> с 17 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года, с 01 декабря 1988 года по 03 апреля 1989 года, с 03 апреля 1989 года по 03 августа 1989 года, с 15 мая 1990 года по 31 декабря 1990 года.

В иске в части зачета в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы с 01 июня 1977 года по 14 апреля 1978 года, с 13 июня 1980 года по 29 октября 1982 года, с 01 января 1991 года по 05 апреля 1993 года, с 03 июня 1993 года по 18 сентября 1995 года, в назначении страховой пенсии по старости с 08 сентября 2022 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд.

Резолютивная часть решения оглашена 26 декабря 2023 года.

Решение в окончательной форме принято 28 декабря 2023 года.

Судья подпись Г.К. Гаитова

КОПИЯ ВЕРНА

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-865/2023 Радужнинского городского суда.

Решение в законную силу не вступило. 28.12.2023.

Судья Г.К. Гаитова

Секретарь



Суд:

Радужнинский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) (подробнее)

Судьи дела:

Гаитова Гульжихан Курбангалеевна (судья) (подробнее)