Решение № 2А-13028/2023 2А-2145/2024 2А-2145/2024(2А-13028/2023;)~М-11938/2023 А-2145/2024 М-11938/2023 от 20 февраля 2024 г. по делу № 2А-13028/2023Балашихинский городской суд (Московская область) - Административное Дело №а-2145/2024 Именем Российской Федерации 20 февраля 2024 года Балашихинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Гришаковой Н.Б., при секретаре ФИО1, с участием прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Балашихинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха о признании незаконным бездействие комитета по управлению имуществом, Прокурор обратился в суд с иском к административному ответчику, и просил суд признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха (ИНН <***>), выразившееся в неисполнении комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, д. Соболиха, ул. <адрес>, имеющей следующие характеристики: кадастровый № - отсутствует, протяженность дороги – 0,155 км., протяженность тротуара – 0 км., площадь покрытия дороги – 422 м2, в том числе площадь тротуаров – 0 м2. Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха (ИНН <***>) в течение двенадцати месяцев, со дня вступления в законную силу решения суда, совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество - автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную по адресу: <адрес>, д. Соболиха, ул. <адрес>, имеющей следующие характеристики: кадастровый № - отсутствует, протяженность дороги – 0,155 км., протяженность тротуара – 0 км., площадь покрытия дороги – 422 м2, в том числе площадь тротуаров – 0 м2. В судебном заседании прокурор поддержала доводы искового заявления. Административный ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, представлен письменный отзыв, возражают против удовлетворения исковых требований. Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Судом установлено, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о кадастровом учете в отношении муниципальных дорог, находящихся в муниципальной собственности Администрации г.о. Балашиха. В ходе данной проведенной проверки было установлено, что Администрацией г.о. Балашиха утвержден реестр муниципального имущества в который включены, в том числе муниципальные дороги. Между тем, указанные дороги не поставлены на кадастровый учет и не осуществлены иные регистрационные действия, предусмотренные действующим законодательством. Муниципальная дорога, находящаяся в пределах территории г.о. Балашиха, в отношении которой не осуществлен кадастровый учет расположена по адресу: <адрес>, д. Соболиха, ул. <адрес>, имеющей следующие характеристики: кадастровый № - отсутствует, протяженность дороги – 0,155 км., протяженность тротуара – 0 км., площадь покрытия дороги – 422 м2, в том числе площадь тротуаров – 0 м2. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статьей 10 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог. Согласно положениям статей 1, 4, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из положений статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. При этом, в соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Городской прокуратурой по факту нарушения закона о кадастровом учете в адрес Администрации г.о. Балашиха внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр№/-20460002, которое не исполнено, нарушения закона не устранены. Администрацией г.о. Балашиха указанное представление направлено для исполнения в адрес Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха, которое является надлежащим лицом, ответственным за кадастровый учет. Вышеуказанное представление было рассмотрено и направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №-вх-18739/23, в котором указывалось, что для постановки на государственный кадастровый учет автомобильных дорог требуется подготовка технических планов, изготовленных кадастровым инженером, осуществляющим кадастровую деятельность. Проведение кадастровых работ осуществляется в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выделение финансирования на осуществление работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости запрошено на 2024 г. Таким образом, Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха представление не исполнил. Доказательств обратного суду не представлено. Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах г.о. Балашиха, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан (неопределенного круга лиц). В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, вместе с тем полагает достаточным и обоснованным установить срок для исполнения решения 12 месяцев, с даты вступления решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд Административный иск удовлетворить. Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха (ИНН <***>), выразившееся в неисполнении комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, д. Соболиха, ул. <адрес>, имеющей следующие характеристики: кадастровый № - отсутствует, протяженность дороги – 0,155 км., протяженность тротуара – 0 км., площадь покрытия дороги – 422 м2, в том числе площадь тротуаров – 0 м2. Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха (ИНН <***>) в течение двенадцати месяцев, со дня вступления в законную силу решения суда, совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество - автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную по адресу: <адрес>, д. Соболиха, ул. <адрес>, имеющей следующие характеристики: кадастровый № - отсутствует, протяженность дороги – 0,155 км., протяженность тротуара – 0 км., площадь покрытия дороги – 422 м2, в том числе площадь тротуаров – 0 м2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Н.Б.Гришакова Мотивированное решение изготовлено и подписано 29.02.2024года Судья Н.Б.Гришакова Суд:Балашихинский городской суд (Московская область) (подробнее)Судьи дела:Гришакова Наталья Борисовна (судья) (подробнее) |