Решение № 2-3-246/2017 2-3-246/2017~М-3-224/2017 М-3-224/2017 от 4 июля 2017 г. по делу № 2-3-246/2017




Дело № 2-3-246/2017


Р Е Ш Е Н И Е


именем Российской Федерации

пос. Килемары 04 июля 2017 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Савиновой С.В.,

с участием прокурора Рудометовой А.А.,

при секретаре судебного заседания Селивановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению,

у с т а н о в и л :


Прокурор Килемарского районного суда Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Свои требования обосновывает тем, что в рамках проводимой проверки установлено, что на Интернет-странице https:// hidemy.name /ru/ размещена информация с экстремистскими материалами. При проведении данного мониторинга установлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к Интернет - сайтам, на которых размещены материалы, признанные в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ экстремистскими. При подключении к сети «Интернет» физические и юридические лица имеют доступ к информации, размещенной на вышеназванном сайте, на котором размещена книга «майн кампф», признанная экстремистской решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 марта 2010 года. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь.

В соответствии с ч.1 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, данная позиция закреплена ч.2 ст. 29 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 12, 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из видов экстремисткой деятельности является массовое распространение заведомо экстремистских материалов. На территории Российской Федерации запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности, распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, социальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии со ст. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся такие организационно- технические мероприятия как реализация принципа неотвратимости наказания за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также регулирование порядка использования информационно – коммуникационных систем.

Поскольку информация, размещенная на указанном сайте, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.

В целях ограничения доступа к указанной странице сайта, содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данные сайты в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, а также положения Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ прокурор Килемарского района Республики Марий Эл просит признать информацию, размещенную на Интернет-странице https:// hidemy.name /ru/, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.В судебном прокурор Рудометова А.А. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица – представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, об уважительности причин не явки на судебное заседание суд не известили, возражений по существу заявленных требований не представили.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ/ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия заинтересованных лиц – представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.Согласно п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.Перечень фактов, имеющих юридическое значение, указан в ч.2 ст.264 ГПК РФ.

В соответствии с п.10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает другие имеющие юридическое значение факты.Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.Распространение информации – это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.Положениями п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.Вместе с тем, ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.В ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации » не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.С учетом названных положений закона, распространение информации об экстремизме запрещено.Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ определено, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных. Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащими информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.В соответствии с п.1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101, Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.Часть 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ и п. 5 Правил определяют, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.В судебном заседании установлено, что прокуратурой Килемарского района Республики Марий Эл проведен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов с экстремистскими материалами.В рамках указанной проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации по вопросу размещения в сети интернет сайтов с экстремистскими материалами, установлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к Интернет - сайтам, на которых размещены материалы, признанные в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года № 114-ФЗ экстремистскими. На Интернет-странице https:// hidemy.name /ru/, признанная экстремистской решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 марта 2010 года.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы закона в их совокупности, суд приходит к выводу, что информация, распространяемая на Интернет-странице https:// hidemy.name /ru/ является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.По делам о признании информации - сайта в сети Интернет экстремистским материалом и запрещенной информацией на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации в том числе информационных материалов, признанных экстремистскими.Таким образом, в целях пресечения возможного нарушения прав неопределенного круга лиц и государства и во исполнение действующего законодательства, следует признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Интернет-странице https:// hidemy.name /ru/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

С учетом данных обстоятельств требования прокурора Килемарского района Республики Марий Эл подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,

268 ГПК РФ, суд

р е ш и л:


Заявление прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет на Интернет-странице https:// hidemy.name /ru/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в пос.Килемары в течение месяца со дня его принятия.

Судья Медведевского районного

суда Республики Марий Эл С.В. Савинова



Суд:

Медведевский районный суд (Республика Марий Эл) (подробнее)

Иные лица:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РМЭ (подробнее)
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (подробнее)

Судьи дела:

Савинова Светлана Витальевна (судья) (подробнее)