Решение № 2А-5734/2023 2А-5734/2023~М-5037/2023 М-5037/2023 от 11 августа 2023 г. по делу № 2А-5734/2023




Производство № 2а-5734/2023

УИД 28RS0004-01-2023-006461-92


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

11 августа 2023 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Вискуловой В.В.,

при секретаре судебного заседания Бондареве М.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Благовещенска ЕЕ, представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска ЮВ, представителя заинтересованного лица МКП «ГСТК» г. Благовещенска НН,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Благовещенска к администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействия администрации г. Благовещенска по обеспечению надлежащего эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги общего пользования в районе дома № 124а по ул. Песчаной г. Благовещенска Амурской обл. (длина 168 м, ширина 6 м), возложении обязанности привести состояние дорожного покрытия указанного участка автомобильной дороги общего пользования в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, путем восстановления асфальтобетонного покрытия и нанесения дорожной разметки в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:


прокурор г. Благовещенска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено бездействие администрации г. Благовещенска. Прокуратурой г. Благовещенска 15.06.2023 г. в ходе выездной проверки совместно с ОГИБДД МО МВД России «Благовещенский» выявлены факты бездействия администрации г. Благовещенска, выразившиеся в неприведении дорог местного значения в нормативное состояние. Так, согласно акту проверки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети территории г. Благовещенска от 15.06.2023 г. участок местности – автомобильная дорога общего пользования по ул. Песчаной г. Благовещенска Амурской обл. на участке в районе дома № 124а, выявлено отсутствие асфальтобетонного покрытия проезжей части, имеется сплошное разрушение асфальтобетонного покрытия размером: длина – 168 м, ширина – 6 м, что является нарушением п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 г. № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017). При этом из технического паспорта на сооружение дорожного хозяйства следует, что указанный участок дороги должен иметь асфальтное покрытие. Прокуратурой г. Благовещенска установлено, что указанный участок дороги отвечает требованиям к определению автомобильных дорог, предназначенных для решения вопросов местного значения, находится в ненадлежащем состоянии, что нарушает права граждан на безопасность дорожного движения. Это свидетельствует о допущенном со стороны администрации г. Благовещенска бездействии в связи с неприведением дороги местного значения в нормативное состояние, и о наличии оснований для возложения на администрацию г. Благовещенска, как собственника автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обязанности по приведению эксплуатационного состояния указанного участка дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации г. Благовещенска незаконным, возложить на неё обязанность привести состояние дорожного покрытия участка автомобильной дороги общего пользования в районе дома № 124а по ул. Песчаной г. Благовещенска Амурской обл. (длина – 168 м, ширина – 6 м) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, путем восстановления асфальтобетонного покрытия и нанесения дорожной разметки в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Благовещенска ЕЕ настаивала на доводах административного искового заявления, просила удовлетворить заявленные административные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска ЮВ возражала против доводов административного искового заявления, просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. Поддержала доводы представленных письменных возражений на заявленные административные исковые требования, согласно которым администрация г. Благовещенска не согласна с заявленными административными исковыми требованиями, считает их необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Указано, что организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения относится к компетенции Управлению ЖКХ г. Благовещенска администрации г. Благовещенска, которым ежегодно заключаются договоры с МКП «ГСТК» на предоставление субсидии казенным предприятиям г. Благовещенска на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Благовещенска. В рамках заключенных договоров МПК «ГСТК» на регулярной основе выполняются работы по содержанию и ремонту дорог. Отмечают, что прокурор г. Благовещенска не обращался в орган местного самоуправления по факту выявления недостатков в ходе проведения проверки, что не дало администрации г. Благовещенска возможности устранить нарушения в досудебном порядке. Кроме того, участок проезда с переходным покрытием проезжей части по ул. Песчаная, д. 124а, в сторону ул. Хвойная не является автомобильной дорогой. Рассматриваемый участок проезда находится в нормативном состоянии. На момент проверки специалистами Управления ЖКХ г. Благовещенска администрации г. Благовещенска 19.07.2023 г. участок в гравийном исполнении находился в нормативном состоянии, о чем свидетельствует отсутствие выбоин, просадок, колейности и искажения поперечного профиля дороги.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МКП «ГСТК» г. Благовещенска НН также возражала против доводов административного искового заявления, просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. Поддержала доводы представленных письменных возражений на заявленные административные исковые требования, согласно которым требование устранить выявленные нарушения не направлялось в адрес администрации г. Благовещенска и МКП «ГСТК», следовательно, административное исковое заявление подано преждевременно. Кроме того, 26.07.2023 г. МКП «ГСТК» выполнило работы по восстановлению дороги с переходным покрытием, а также выполнило мероприятия по ремонтному профилированию проезжей части дороги с добавлением нового материала по ул. Песчаной, д. 124а, а для восстановления асфальтного покрытия необходим капитальный ремонт участка дороги.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Абзац 3 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) определяет, что безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (абз. 5 ст. 2 Закона № 196-ФЗ).

Статьей 12 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные нормы права закреплены в пп. 5 п. 1 ст. 4 Устава муниципального образования города Благовещенска, принятым Решением Думы г. Благовещенска от 26.05.2005 г. № 62/89. Более того, им уточняется, что к полномочиям администрации г. Благовещенска относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 65 ст. 33 указанного Устава).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).

Дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 11 ст. 5 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п. 9 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Положениями пп. 6, 11 ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Исходя из положений ст. 34 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения заместителя прокурора г. Благовещенска ОД от 13.06.2023 г. № 258 о проведении проверки, сроком с 13.06.2023 г. по 12.07.2023 г., прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проведения указанной проверки 15.06.2023 г. комиссией в составе помощника прокурора г. Благовещенска, государственных инспекторов ОДН ОГИБДД МО МВД России «Благовещенский» был произведен осмотр участка местности – автомобильной дороги общего пользования по ул. Песчаной г. Благовещенска Амурской обл. на участке в районе дома № 124а. Выявлены факты бездействия администрации г. Благовещенска, выразившиеся в неприведении автомобильной дороги местного значения в нормативное состояние.

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети территории г. Благовещенска от 15.06.2023 г. выявлены следующие недостатки: на автомобильной дороге общего пользования по ул. Песчаной г. Благовещенска Амурской обл. на участке в районе дома № 124а отсутствует асфальтобетонное покрытие проезжей части, имеется сплошное разрушение асфальтобетонного покрытия размером: длина – 168 м, ширина – 6 м, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Между тем, как следует из технического паспорта на сооружение дорожного хозяйства – ул. Песчаная г. Благовещенска Амурской обл., инвентарный № 01-1004142, участок проезда с переходным покрытием проезжей части по ул. Песчаная, д. 124а, в сторону ул. Хвойная не отражен; автомобильная дорога в сторону ул. Хвойная заканчивается по ул. Песчаная, д. 61, и именно до данного дома указанный участок дороги должен иметь асфальтное покрытие (№ 5).

Более того, согласно акту специалистов Управления ЖКХ г. Благовещенска администрации г. Благовещенска от 19.07.2023 г. осмотра участка УДС и приложенной к нему фототаблице указанный участок в гравийном исполнении находится в нормативном состоянии, о чем свидетельствует отсутствие выбоин, просадок, колейности и искажения поперечного профиля дороги. Следовательно, судом не могут быть приняты доводы административного искового заявления о бездействии администрации г. Благовещенска, выразившемся в неприведении автомобильной дороги местного значения в нормативное состояние.

Отсутствие асфальтобетонного покрытия на указанном участке, который в техническом паспорте дороги отсутствует, не свидетельствует о незаконном бездействии администрации г. Благовещенска по обеспечению его надлежащего эксплуатационного состояния, в связи с чем отсутствуют законные основания для возложения на администрацию г. Благовещенска обязанности по восстановлению асфальтобетонного покрытия и нанесению дорожной разметки.

При таких обстоятельствах, учитывая положения приведенных норм материального права и установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных прокурором г. Благовещенска административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


административное исковое заявление прокурора г. Благовещенска к администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействия администрации г. Благовещенска по обеспечению надлежащего эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги общего пользования в районе дома № 124а по ул. Песчаной г. Благовещенска Амурской обл. (длина 168 м, ширина 6 м), возложении обязанности привести состояние дорожного покрытия указанного участка автомобильной дороги общего пользования в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, путем восстановления асфальтобетонного покрытия и нанесения дорожной разметки в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В. Вискулова

Решение суда в окончательной форме принято 24 августа 2023 года

Председательствующий судья В.В. Вискулова



Суд:

Благовещенский городской суд (Амурская область) (подробнее)

Истцы:

прокурор города Благовещенска (подробнее)

Ответчики:

Администрация г. Благовещенска (подробнее)

Иные лица:

МКП г. Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" (подробнее)

Судьи дела:

Вискулова В.В. (судья) (подробнее)