Решение № 2-2903/2023 2-66/2024 2-66/2024(2-2903/2023;)~М-2721/2023 М-2721/2023 от 28 февраля 2024 г. по делу № 2-2903/2023Щекинский районный суд (Тульская область) - Гражданское Именем Российской Федерации 28 февраля 2024 г. г.Щекино Тульской области Щекинский межрайонный суд Тульской области в составе: председательствующего Петрова В.С., при секретаре Буровиковой И.В., с участием представителей истца - Некоммерческого партнерства Центра развития газовой отрасли «Южный поток» - ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя ответчика ФИО4 - ФИО5, представителя третьего лица - АО «Мособлгаз» - ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-66/2024 (УИД 71RS0023-01-2023-003594-15) по иску Некоммерческого партнерства Центра развития газовой отрасли «Южный поток» к ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения, Некоммерческое партнерство Центр развития газовой отрасли «Южный поток» (НП ЦРГО «Южный поток») обратился в суд с иском к ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения. Исковые требования мотивированы тем, что НП ЦРГО «Южный поток» на праве собственности принадлежат сооружения трубопроводного транспорта - наружные сети газоснабжения 2-х жилых домов протяженностью <данные изъяты> м, <данные изъяты> м с кадастровыми №, №, расположенные по адресу: <адрес>. Газопровод был сооружен на собственные средства жителей <адрес>, организовавших в <данные изъяты> НП ЦРГО «Южный поток» в целях газификации принадлежащих им жилых домов, участвовавших в строительстве газопровода. ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> м2, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на нем жилого дома с кадастровым № площадью <данные изъяты> м2. В ДД.ММ.ГГГГ было обнаружено техническое присоединение (врезка) объекта капитального строительства с кадастровым № в указанный газопровод. При этом ФИО4 право на использование этого газопровода не имеет, она не является членом НП ЦРГО «Южный поток», не принимала участие в финансировании, строительстве газопровода, использует газопровод без согласия собственника. В настоящее время к газопроводу подключено 12 объектов капитального строительства. Согласно отчету ООО «Лаборатория финансов и оценки» об определении рыночной стоимости объекта недвижимости (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость газопровода составляет <данные изъяты> руб. НП ЦРГО «Южный поток» просит суд взыскать с ФИО4 неосновательное обогащение, выразившееся в сбережении денежных средств на строительство газопровода, в сумме 1262500 руб., обязать её ежегодно оплачивать 1/12 часть стоимости технического обслуживания газопровода, взыскать с ФИО4 судебные расходы, судебную неустойку. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Мособлгаз», администрация Городского округа Коломна Московской области. В судебном заседании представители истца - Некоммерческого партнерства Центра развития газовой отрасли «Южный поток» по доверенностям ФИО1, ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Представитель ответчика ФИО4 по доверенности ФИО5, представитель третьего лица - АО «Мособлгаз» по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований НП ЦРГО «Южный поток», полагали, что правовые основания для их удовлетворения отсутствуют. Ответчик ФИО4, представитель третьего лица - администрации Городского округа Коломна Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено судом в их отсутствие. Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, пояснения специалиста, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Из представленных письменных материалов судом установлено, что НП ЦРГО «Южный поток» на праве собственности принадлежат сооружения трубопроводного транспорта - наружные сети газоснабжения 2-х жилых домов протяженностью <данные изъяты> м, <данные изъяты> м с кадастровыми №, №, расположенные по адресу: <адрес>. Газопровод был сооружен на собственные средства жителей д.Тарбушево, организовавших в ДД.ММ.ГГГГ. НП ЦРГО «Южный поток» в целях газификации принадлежащих им жилых домов, участвовавших в строительстве газопровода. ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> м2, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на нем жилого дома с кадастровым № площадью <данные изъяты> м2. В ДД.ММ.ГГГГ истцом - НП ЦРГО «Южный поток» было обнаружено техническое присоединение (врезка) объекта капитального строительства с кадастровым № в указанный газопровод. При этом, как установлено судом при рассмотрении дела, техническое присоединение объекта капитального строительства с кадастровым № в указанный газопровод было осуществлено на основании договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>, заключенного между АО «Мособлгаз» и ФИО4 Суду представлены и в материалах дела имеются копии этого договора, технических условий № на подключение (технологическое присоединение), проектной документации. Рассматриваемый иск предъявлен НП ЦРГО «Южный поток» со ссылкой на то, что ФИО4 право на использование этого газопровода не имеет, она не является членом НП ЦРГО «Южный поток», не принимала участие в финансировании, строительстве газопровода, использует газопровод без согласия собственника, а потому она обязана возместить НП ЦРГО «Южный поток» неосновательное обогащение, выразившееся в сбережении денежных средств на строительство газопровода, в сумме 1262500 руб., ежегодно оплачивать 1/12 часть стоимости технического обслуживания газопровода. Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 этого Кодекса (п.1). Правила, предусмотренные главой 60 этого Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п.2). Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату. В силу ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2). Согласно ст.210 того же Кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Газоснабжение, будучи частью энергетической системы, обеспечивающей не только единство экономического пространства в Российской Федерации, но и ее стратегические интересы, имеет свои особенности, обусловливающие его повышенную значимость для общества и государства. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (ч.1 ст.1). Ст.4 этого Федерального закона относит к числу принципов государственной политики в области газоснабжения, в частности, государственную поддержку развития газоснабжения в целях улучшения социально - экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности, а также повышение уровня газификации жилищно - коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации (абз.2, 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения. В силу абз.2 п.2 этих Правил догазификация - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа. Абз.13 п.2 этих Правил называет основным абонентом юридическое или физическое лицо, не оказывающее услуги по транспортировке газа и владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления. В соответствии с п.48 этих Правил основной абонент в течение трех рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем (абз.3); основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей (абз.4). Явившимися в судебное заседание лицами не оспаривалось, что принадлежащие НП ЦРГО «Южный поток» сети газораспределения не являются обособленным объектом газового хозяйства, а присоединены непосредственно к газораспределительной системе Московской области и являются ее неотъемлемой частью, обладая достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения оборудования и объектов капитального строительства новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения имеющихся потребителей газа. Решение о подключении (технологическом присоединении) на основании договора от 27 июня 2022 г. № 05/4778-Д25448-22 было принято во исполнение п.8 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации 2 мая 2021 г. № Пр-753. Согласно данному пункту Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом "Газпром" и иными газораспределительными организациями поручалось обеспечить до 2023 г. в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения). При этом в соответствии с п.1 постановления Правительства Московской области от 13 июля 2021 г. № 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" региональным оператором газификации Московской области определено АО "Мособлгаз". В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10 июня 2003 г. № 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области" государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области (правопреемник - АО "Мособлгаз") являлось разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области. Согласно разделу 3 Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20 декабря 2004 г. № 778/50, проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации осуществляется в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих основным абонентам; урегулирование отношений с ними по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках этой Программы осуществляется органами местного самоуправления. В рамках догазификации АО "Мособлгаз", выступая исполнителем мероприятий по подключению и исполнителем программы газификации, обязано выполнить мероприятия по подключению жилых домов, расположенных в газифицированном населенном пункте, к сетям газораспределения, которые включают в себя проектирование и строительство газопроводов от построенных и введенных в эксплуатацию источников газоснабжения - сетей газораспределения и их объектов, принадлежащих, в том числе, основным абонентам. Выполнение таких мероприятий не предусматривает взимания средств с граждан. Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" не связывает безусловное право граждан получить возможность подключения своего дома к источнику газоснабжения с какой - либо обязанностью по компенсации затрат на строительство газопровода его собственнику. Выдача основным абонентом в соответствии с п.48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения согласия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства не может быть обусловлена требованием о выплате компенсации затрат по строительству и эксплуатации газопровода. Право собственности НП ЦРГО «Южный поток» на газопровод подключением объектов капитального строительства не нарушается, подключение абонентов к действующей газораспределительной сети дополнительных расходов для него не влечет; это лицо остается собственником газопровода, именно оно обязано обеспечить осуществление технического обслуживания газопровода. Министерство энергетики Российской Федерации в письме от 30 мая 2023 г. № ПС-8363 разъяснило, что для получения дохода от осуществления деятельности по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) их эксплуатации собственники и иные законные владельцы таких сетей вправе учредить юридическое лицо (коммерческую организацию), передать вновь созданному юридическому лицу сети газораспределения и обратиться для установления тарифа на транспортировку газа, платы за подключение в орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Иной порядок компенсации затрат собственника газопровода действующим правовым регулированием не предусмотрен. Сам по себе факт пользования чужим имуществом не означает обязательного возникновения неосновательного обогащения вследствие такого пользования. Исходя из этого, у суда нет оснований считать, что на стороне ФИО4 имеет место неосновательное обогащение. Каких - либо неправомерных действий (бездействия) ею совершено не было. При таких обстоятельствах исковые требования НП ЦРГО «Южный поток», который просит суд взыскать с ФИО4 неосновательное обогащение, выразившееся в сбережении денежных средств на строительство газопровода, в сумме 1262500 руб., обязать её ежегодно оплачивать 1/12 часть стоимости технического обслуживания газопровода, не могут быть удовлетворены судом. В связи с отказом в иске судебные расходы в силу ст.ст.88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца - НП ЦРГО «Южный поток». Поскольку решение принимается судом не в пользу истца - НП ЦРГО «Южный поток», оснований для присуждения судебной неустойки - денежной суммы, подлежащей взысканию с ответчика на случай неисполнения решения (ч.3 ст.206 указанного Кодекса), нет. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд в удовлетворении исковых требований Некоммерческого партнерства Центра развития газовой отрасли «Южный поток» к ФИО4 отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 4 марта 2024 г. Председательствующий - подпись Суд:Щекинский районный суд (Тульская область) (подробнее)Судьи дела:Петров В.С. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Неосновательное обогащение, взыскание неосновательного обогащенияСудебная практика по применению нормы ст. 1102 ГК РФ |