Решение № 2А-14968/2023 2А-5956/2024 2А-5956/2024(2А-14968/2023;)~М-11893/2023 М-11893/2023 от 30 января 2024 г. по делу № 2А-14968/2023Всеволожский городской суд (Ленинградская область) - Административное 2а-5956/2024 УИД 47RS0004-01-2023-015280-29 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 января 2024 года г. Всеволожск Всеволожский городской суд в составе: председательствующего судьи Шиндориковой И.О., при секретаре Рысевой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Всеволожской городской прокуратуры Ленинградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению, ограничении доступа, Всеволожская городская прокуратура Ленинградской области обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению, ограничении доступа. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведения мониторинга исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной информации, согласно акту осмотра сайта, расположенного по адресу: <данные изъяты>, установлено, что на указанном Интернет-ресурсе предлагается оказание услуг по обналичиванию денежных средств материнского капитала посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности. Размещенная информация противоречит интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан. На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах, одним из которых является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Статьей 9 Закона № 149 предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ). Под обналичиванием понимается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов, их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег, является незаконным. Статьями 172 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления соответственно. Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 395-1) определен перечень банковских операций. Квазибанковские операции, которые по существу, а не по юридической форме могут соответствовать предусмотренным ст. 5 Закона № 395-1 банковским операциям, могут являться такие операции: открытие и управление расчетными счетами фирм – однодневок соответствует банковской операции по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц; незаконный транзит денег соответствует банковской операции по переводу денежных средств по поручению физических и юридических лиц; незаконное обналичивание денег соответствует банковской операции по кассовому обслуживанию физических и юридических лиц. Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В силу ст. 3 указанного закона легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. В силу ст. 13 Закона № 395-1 осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. В силу ст. 3 Закон № 115-ФЗ финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208,211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации, созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Вместе с тем, в нарушение приведенных норм законодательства, на указанных Интернет-ресурсах предлагаются услуги по обналичиванию денежных средств. Предоставление услуги по обезналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к незаконному совершению сделок в обход установленной процедуры является подстрекательством к совершению преступлений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, побуждающей к незаконному совершению сделок в обход установленной процедуры, являющейся подстрекательством к совершению преступлений, которая нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Предоставление возможности доступа к Интернет–сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является по существу ее распространением. Сведения, размещенные на указанном электронном адресе пропагандируют преступную деятельность или содержат советы, инструкции или руководства по совершению преступных действий; содержат информацию ограниченного доступа; нарушают иные права и интересы граждан и юридических лиц или требования законодательства Российской Федерации, которые могут быть использованы в преступных целях и побуждают неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних к совершению преступлений и способствуют их совершению. Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В связи с тем, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд Административные исковые требования Всеволожской городской прокуратуры Ленинградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению, ограничении доступа - удовлетворить. Признать информацию, содержащую сведения об анонимной продаже неопределенному кругу заинтересованных лиц на территории Российской Федерации сим-карт операторов мобильной связи, размещенной на сайте https://vk.com/club76824564 запрещенной к распространению в Российской Федерации, и ограничить доступ к ней. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 30.01.2024. Судья Суд:Всеволожский городской суд (Ленинградская область) (подробнее)Судьи дела:Шиндорикова Инна Олеговна (судья) (подробнее) |