Решение № 2А-3484/2020 2А-3484/2020~М-3136/2020 М-3136/2020 от 28 сентября 2020 г. по делу № 2А-3484/2020




Дело № 2а-3484/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 года г. Челябинск

Ленинский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего Манкевич Н.И.

при секретаре Посиной Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание,

установил:


ФИО1 обратился в районный суд с иском к ГУ МВД России по Челябинской области признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что прокурор Ленинского района г. Челябинска обращался в его интересах в Ленинский районный суд г. Челябинска с административным исковых заявлением о признании незаконным отказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», о возложении обязанности отменить указанное распоряжение. В удовлетворении исковых требований решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения. Из смысла апелляционного определения следует, что распоряжение Минюста РФ не нуждается в отмене, поскольку не препятствует истцу легализовать свое положение в Российской Федерации, так как судимости погашены в установленном законом порядке. Истец обратился в ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, однако решением ГУ МВД России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании п. 1.2 ст. 7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», так как в отношении него имеется действующее решение о нежелательности его пребывания на территории страны. Апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ его исковые требования удовлетворены частично. Заключение ГУ МВД России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче разрешения на временное проживание признано незаконным, на ГУ МВД России по Челябинской области возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о выдаче разрешения на временное проживание в установленный законом срок. Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что отказ в выдаче ему разрешения на временное проживание по основаниям, установленным п. 1.2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», является незаконным. Решением ГУ МВ России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № вновь отказано в выдаче разрешения на временное проживание. Также указал, что у него отсутствуют пальцы правой руки, он не имеет гражданства РФ, паспортом гражданина РФ не документирован, в связи с чем не может оформить инвалидность, иметь постоянный доход, зарегистрироваться по месту жительства, официально трудоустроиться, оформить брачные отношения. Хочет быть законопослушным гражданином, платить налоги. На территории РФ проживает длительное время, имеет семью, несовершеннолетних детей, в связи с чем просил удовлетворить исковые требования.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по Челябинской области - ФИО2, действующая на основании доверенности № Д-99 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82), в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований истца, указала, что апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не отменено решение о нежелательности пребывания в РФ. Поскольку распоряжение Министерства юстиции России не отменено, действует бессрочно на всей территории РФ, в связи с чем не можем выдать ФИО1 разрешение на проживание на территории РФ.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерациив судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 79, 65-67).

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 4 ст. 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения с их участием определяются и регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно пункту 1.2. статьи 7 которого разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается в случае принятия в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, гражданства не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ решением Центрального районного суда г. Челябинска в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и решения УФМС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными - отказано (л.д. 8-14).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения (л.д. 15-26).

Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Челябинска в интересах ФИО1 к Министерству юстиции РФо признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № в отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», возложении обязанности отменить распоряжение (л.д. 27-29).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1, апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Челябинска - без удовлетворения (л.д. 30-39).

ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда г. Челябинска в удовлетворении административного иска ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание от ДД.ММ.ГГГГ № - отказано (л.д. 40-44).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение. Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным решения ГУ МВД России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворено частично. Признано незаконным заключение ГУ МВД России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче разрешения на временное проживание. На ГУ МВД России по Челябинской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на временное проживание в установленный законом срок. В удовлетворении административного иска ФИО1 в остальной части отказано. На ГУ МВД России по Челябинской области возложена обязанность известить об исполнении настоящего апелляционного определения суд, ФИО1 в течение 10 дней со дня принятия решении по его заявлению о выдаче разрешения на временное проживание (л.д. 45-56).

ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ МВД России по Челябинской области №, оформленнымзаключением,ФИО1 отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании п. 1.2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», о чем истцу вручено соответствующее уведомление (л.д. 7, 75).

Согласно представленному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ в процессе повторного рассмотрения заявления ФИО1 установлено, что по автоматизированным учета МВД России ФИО1 был осужден ДД.ММ.ГГГГ по п. а, в, г ч. 2 ст. 158, п. б, д, ч 2 ст. 161 УК РФ; ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ; ДД.ММ.ГГГГ по п. а, ч. 2 ст. 158 УК РФ; ДД.ММ.ГГГГ по п. а, в ч. 2 ст.ст. 158, 161 УК РФ; ДД.ММ.ГГГГ по п. а, ч. 2 ст. 158 УК РФ, в розыске не значится. К административной ответственности не привлекался. Административному выдворению за пределы РФ не подвергался. Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы о признании пребывания (проживание) в РФ ФИО1, являющегося лицом без гражданства, нежелательным и возложении обязанности покинуть территорию РФ, которое не отменено в настоящее время. По результатам вновь проведенных в отношении ФИО1 проверок, иных обстоятельств являющихся основанием к отказу в выдаче разрешения на временное проживание не установлено (л.д. 73-74).

Из представленных сведений ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области, ФИО1 судим: ДД.ММ.ГГГГ Карталинским городским судом Челябинской области по п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 158, п. «б, д» ч. 2 ст. 161 УК РФ, осужден к 3 годам лишения свободы, освобожден ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Карталинским городским судом Челябинской области по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ, осужден к 10 месяцам лишения свободы; ДД.ММ.ГГГГ осужден Карталинским городским судом Челябинской области по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, осужден к 1 году 8 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освобожден ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Карталинским городским судом Челябинской области по пунктам «а, в» ч. 2 ст. 158, ст. 161 УК РФ к 1 году лишения свободы, условно с испытательным сроком 1 год. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 привлекался к уголовной ответственности по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, уголовное дело прекращено по ст. 25 УК РФ, в связи с примирением сторон (л.д. 78).

Из сведений ГУ МВД России по Челябинской области следует, что по информации, предоставленной ОПО «Мигрант-1» ФИО1 находится в контрольном списке на основании п. 7 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (л.д. 70).

Согласно п. 48 Приказа Министерства внутренних дел России от 27.11.2017 № 891 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации», разрешение иностранному гражданину не выдается в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

Отказывая в выдаче разрешения на временное проживание лицу без гражданства ФИО1 указано, что распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании нежелательным пребывания (проживания) административного истца на территории РФ не отменено, иных обстоятельств являющихся основанием к отказу в выдаче разрешения на временное проживание не установлено (л.д. 73-74).

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

В силу п. 1.2 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

По смыслу приведенных правовых норм принятие в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации служит препятствием для выдачи разрешения на временное проживание.

В ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.09.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в редакции, действующей на момент принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, было установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Действующая редакция ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.09.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» также предусматривает возможность принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку.

Из материалов дела следует, что основанием для вынесения в отношении ФИО1 решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации послужило осуждение его 26.04.2005 Карталинским городским судом Челябинской области за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Между тем положения ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не определяют срок, в течение которого действует решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. Решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства принимается уполномоченным органом исполнительной власти без определения срока действия соответствующего запрета. Таким образом, если решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не было им обжаловано или было признано судом законным и обоснованным, оно приобретает бессрочный характер, - въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято это решение, не допускается ни при каких обстоятельствах даже на непродолжительное время.

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» на сегодняшний день предусматривает возможность отмены только решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято такое решение при подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих (ч. 4 ст. 25.10).

Порядка отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, принятого в связи с наличием реальной угрозы со стороны такого лица обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, обусловленной осуждением данного лица за совершение преступления, не существует.

По смыслу правовых позиций Конституционного Суда РФ, ограничительные меры, установленные ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», обращены к правоприменительным органам, прежде всего судам, которые в каждом конкретном случае должны оценивать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием для отказа в разрешении на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в силу чего, соответственно, не исключается возможность пересмотра ранее наложенных ограничений на новом этапе, если будет установлено, что отпали основания для их применения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2016 № 20-П; определения Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 № 545-0-0, от 20.12.2016 № 2593-О, от 25.01.2018 № 41 -О и др.)

03.12.2018 судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в апелляционном определении указала, что распоряжение Министерства юстиции РФ от 04.07.2006 № 388 не препятствует ему легализовать свое положение в РФ, поскольку судимости погашены в установленном законом порядке.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, с учетом приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ относительно возможности пересмотра ограничений, связанных с принятием в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, установленного судом по ранее рассмотренному административному делу обстоятельства, касающегося нарушением данным решением прав ФИО1 и его возможности легализовать свое положение в Российской Федерации, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание требованиям ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», п. 1.2 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в истолковании Конституционного Суда РФ.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца ФИО1 в части признания незаконным заключения ГУ МВД РФ по Челябинской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание от ДД.ММ.ГГГГ №.

Оснований для удовлетворения требования ФИО1 о возложении на ГУ МВД России по Челябинской области обязанности выдать ему разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не имеется, поскольку суд не вправе принимать решение, входящее в полномочия иного органа, в частности органа миграционного контроля, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур.

Между тем, суд считает необходимым возложить на ГУ МВД России по Челябинской области обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО1 и повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178, 179, 180, 219 КАС РФ, суд

решил:


административный иск ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживаниеудовлетворить в части.

Признать незаконным заключение Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание от 25.08.2020 № 6558/2019/74.

Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области устранить допущенное нарушение прав ФИО1, повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на временное проживание в установленные законом сроки и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области известить об исполнении настоящего решения суд, ФИО1 в течение 10 дней со дня принятия решения по его заявлению о выдаче разрешения на временное проживание.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд города Челябинска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.И. Манкевич

Мотивированное решение составлено 05 октября 2020 года.

Дело № 2а-3484/2020



Суд:

Ленинский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) (подробнее)

Истцы:

Вайскар Валерий Оскарович (подробнее)

Ответчики:

ГУ МВД России по Челябинской области (подробнее)

Иные лица:

Министерство юстиции Российской Федерации (подробнее)

Судьи дела:

Манкевич Н.И. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По кражам
Судебная практика по применению нормы ст. 158 УК РФ

По грабежам
Судебная практика по применению нормы ст. 161 УК РФ