Решение № 2А-642/2023 2А-642/2023~М-569/2023 М-569/2023 от 19 октября 2023 г. по делу № 2А-642/2023




Дело №2а-642\2023

48RS0009-01-2023-000627-48


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

гор. Данков 19 октября 2023 года

Судья Данковского городского суда Липецкой области Шатохина Г.А. рассмотрев в порядке упрощенного административного судопроизводства материалы гражданского дела по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области к ФИО1 о восстановлении срока и взыскании недоимки по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:


Управление Федеральной налоговой службы России по Липецкой области (далее УФНС России по Липецкой области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о восстановлении срока и взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1080 рублей. В обоснование требований указало, что ФИО1 за 2018 год было направлено требование об уплате налога № 9860 от 05.02.2019. По состоянию на 26.06.2023 налог не оплачен. В связи с большим количеством материалов, направленных в суд по взысканию налогов, истец пропустил срок для обращения в суд по уважительным причинам.

В соответствии со ст. 292 КАС РФ, дело рассматривается в порядке упрощенного административного судопроизводства судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, нахожу административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.ст. 14, 15 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

Согласно ч.1 ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.

Согласно ч.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ч.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно ст.363 НК РФ, в редакции действовавшей до 01.01.2021, налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней, порядок и условия начисления и уплаты которой установлен статьей 75 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату истечения срока, указанного в требовании об уплате налога -26.03.2019), заявление о взыскании налога, подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что в собственности у ответчика ФИО1 в 2018 году находился автомобиль ВАЗ 21070 г.р.з. № Ответчику был начислен транспортный налог на общую сумму 1080 рублей, что подтверждается налоговым уведомлением №17751517 от 04.07.2018 со сроком уплаты до 03.12.2018. Однако транспортный налог ответчиком в полном объеме уплачен не был. На основании ст. 69, 70 НК РФ ему было направлено требование об уплате транспортного налога №9860 от 05.02.2019 на сумму 1080 рублей со сроком исполнения до 02.04.2019, которое оставлено ответчиком без исполнения.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, действовавшей в указанный период, административный истец вправе был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течении 6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования (02.04.2019), если сумма недоимки не превысила 3000 рублей, т.е. до 02.10.2022.

С настоящим иском в суд административный истец обратился 04.08.2023, то есть со значительным пропуском установленного законодателем срока после истечения срока исполнения требований об уплате штрафа, страховых взносов, при этом, не представив доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.

В силу ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что истец в качестве уважительной причины для пропуска срока ссылается на большое количество материалов, направленных в суд по взысканию налогов в силу требований ст.48 НК РФ.

Согласно ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

При решении вопроса о восстановлении процессуальных сроков, является ли причина пропуска срока уважительной, решается судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Заинтересованное лицо, которое обратилось в суд с просьбой о восстановлении срока, обязано доказать, что у него не было возможности выполнить в срок процессуальное действие (тяжелое стечение обстоятельств, срочная служебная командировка, болезнь и т.п.).

Учитывая положения ст.30 НК РФ, согласно которым налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, указанные заявителем причины — большое количество материалов по взысканию задолженности по налогам, пени — нельзя признать уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Иных объективных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом суду не предоставлено.

С учётом установленных судом обстоятельств, принимая во внимание, что срок на взыскание в судебном порядке недоимки с ответчика налоговым органом пропущен, прихожу к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2018 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Отказать в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области к ФИО1 о восстановлении срока и взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год на сумму 1080 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Заинтересованные лица также вправе обратиться с ходатайством об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, при наличии возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства или новых доказательств по административному делу, направленных в суд в установленный судом срок.

В течении двух месяцев после принятия решения лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обратиться с заявлением об отмене данного решения, в случае если решением рассмотрен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Судья Г.А. Шатохина



Суд:

Данковский городской суд (Липецкая область) (подробнее)

Судьи дела:

Шатохина Галина Александровна (судья) (подробнее)