Решение № 2А-929/2023 2А-929/2023~М-772/2023 М-772/2023 от 21 сентября 2023 г. по делу № 2А-929/2023




Дело № 2а- 929/2023

УИД - 44RS0003-01-2023- 000958- 55


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

21 сентября 2023 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи: Гуманец О.В.

при секретаре Воронцовой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области к отделению судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам, ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам ФИО1 и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:


администрация Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам ФИО1, в котором просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 38880/23/44027-ИП от 26.05.2023 г.

В обоснование заявленного требования указано, что судебным приставом-исполнителем ФИО1 постановлением от 26.05.2023 г. в отношении администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района в связи с неисполнением решения Шарьинского районного суда № 2а-135/2023 от 24.01.2023 г. возбуждено исполнительное производство № 38880/23/44027-ИП.

Указанным решением суда на административного истца возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения принять меры по государственной регистрации права собственности на невостребованную земельную долю ФИО2 в праве общей долевой собственности площадью 7,6 га на земельном участке в границах колхоза «Дружба» с кадастровым номером 44:24:000000:59.

Вышеуказанным постановлением администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО1 от 20.06.2023 года о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения, с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Администрация считает, что ею предпринимались все зависящие от неё меры для надлежащего исполнения обязательства.

Во исполнение решений Шарьинского районного суда Костромской области в Управление Росреестра по Костромской области направлены для регистрации права собственности на невостребованные земельные доли заявления в отношении нескольких земельных долей. В связи с тем, что решений суда по регистрации права собственности на земельные доли большое количество, по устной просьбе сотрудников Росреестра, которые ссылались на большую загруженность и отсутствие сотрудников, находящихся в отпусках, подача заявлений была приостановлена.

В настоящее время, во исполнение решения Шарьинского районного суда Костромской области от 24.01.2023 года № 2а-135/2023, заявление на государственную регистрацию права собственности в отношении земельной доли ФИО2 в праве общей долевой собственности площадью 7,6 га на земельном участке в границах колхоза «Дружба» с кадастровым номером 44:24:000000:59 направлено в Управление Росреестра по Костромской области и находится на рассмотрении.

Бюджет Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района, в соответствии со статьей 138 БК РФ является дотационным и уплата исполнительского сбора в размере 50 000 рублей повлечет ухудшение расчетов и наращивание просроченной кредиторской задолженности организаций, финансируемых из бюджета Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района.

В ходе подготовки к рассмотрению дела судом к участию в качестве второго административного ответчика было привлечено УФССП России по Костромской области и отделение судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам.

В качестве заинтересованных лиц была привлечена судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ФИО3 и СОСП по Костромской области.

Дело рассматривалось в отсутствие представителя административного истца, своевременно извещённого судом, а также ФИО3 и представителя СОСП по Костромской области, также своевременно извещённых судом.

Ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам ФИО1 и действующая на основании доверенности представитель УФССП по Костромской области ФИО4 в судебном заседании полагали, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется. Также пояснили, что исполнительное производство № 38880/23/44027-ИП передано на исполнение в СОСП по Костромской области.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, решением Шарьинского районного суда Костромской области от 24.01.2023 года удовлетворено исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора. На административного истца возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения принять меры по государственной регистрации права собственности на невостребованную земельную долю ФИО2 в праве общей долевой собственности площадью 7,6 га на земельном участке в границах колхоза «Дружба» с кадастровым номером 44:24:000000:59.

На основании предъявленного исполнительного документа ведущим судебным приставом-исполнителем ФИО1 26.05.2023 года было возбуждено исполнительное производство № 38880/23/44027-ИП. Должнику установлен срок для добровольного исполнения решения суда - 5 дней. В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства решение суда исполнено не было.

Постановлением ведущего судебного пристава - исполнителя ФИО1 ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам 20.06.2023 года в связи с неисполнением в срок в добровольном порядке требований исполнительного документа с должника взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей.

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В силу п.75 того же Постановления при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, решение суда не было исполнено в связи с просьбой сотрудников Управления Росреестра по Костромской области, которые ссылались на большую загруженность и отсутствие сотрудников, находящихся в отпусках.

В настоящее время, во исполнение решения Шарьинского районного суда Костромской области от 24.01.2023 года № 2а-135/2023, заявление на государственную регистрацию права собственности в отношении земельной доли ФИО2 в праве общей долевой собственности площадью 7,6 га на земельном участке в границах колхоза «Дружба» с кадастровым номером 44:24:000000:59 направлено в Управление Росреестра по Костромской области и находится на рассмотрении.

Указанное обстоятельство в силу ст. 62 КАС РФ подтверждено сведениями из Росреестра и в ходе рассмотрения дела не опровергнуты административным ответчиком.

По мнению суда, административным истцом представлены достаточные и неопровержимые доказательства, свидетельствующие о принятии мер для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было в силу вышеизложенных обстоятельств невозможно.

При указанных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в полном объёме, отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок, административный иск об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


административный иск администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Освободить администрацию Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава - исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 20.06.2023 года по исполнительному производству № 38880/23/44027 –ИП, возбужденному 26.05.2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Гуманец



Суд:

Шарьинский районный суд (Костромская область) (подробнее)

Судьи дела:

Гуманец О.В. (судья) (подробнее)