Решение № 2-2000/2020 2-2000/2020~М-1744/2020 М-1744/2020 от 16 ноября 2020 г. по делу № 2-2000/2020




Дело № 2-2000/2020

УИД 79RS0002-01-2020-004134-36


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

16 ноября 2020г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

с участием помощника прокурора Ляш Н.Н.

представителя ответчика ФИО1

при секретаре Вереветиновой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс», Государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт», правительству Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, -

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор города Биробиджана обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по вопросам исполнения федерального законодательства при подготовке и прохождении отопительного периода 2019/2020. Установлено, что электроприемники котельных: «Психинтернат» (ул.Медгородок, д.28), «Психбольница» (ул.Медгородок, д.26Б), «Инфекционная больница» (ул.Коллективная, д.35), «Тубдиспансер» (ул. Московская, д.28) относятся к третьей категории надежности электроснабжения, что является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации, также они не оборудованы приборами учета тепловой энергии.

Просил суд: 1) обязать ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», ГП ЕАО «Облэнергоремонт» осуществить мероприятия по отнесению электроприемников котельных: «Психинтернат» (ул.Медгородок, д.28), «Психбольница» (ул.Медгородок, д.26Б), «Инфекционная больница» (ул. Коллективная, д.35), «Тубдиспансер» (ул.Московская, д.28) не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения; 2) обязать ЕАО «Облэнергоремонт плюс», ГП ЕАО «Облэнергоремонт» оборудовать котельные: «Психинтернат» (ул.Медгородок, д.28), «Психбольница» (ул.Медгородок, д.26Б), «Инфекционная больница» (ул. Коллективная, д.35), «Тубдиспансер» (ул. Московская, д.28) приборами учета тепловой энергии.

Определением суда процессуальный статус третьего лица правительства ЕАО, изменен на соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора г.Биробиджана Ляш Н.Н. исковые требования изменила. В суд представила заявление об отказе от требований в части требования обязать ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», ГП ЕАО «Облэнергоремонт», правительство ЕАО осуществить мероприятия по отнесению электроприемников котельной «Тубдиспансер» (ул.Московская, д.28) не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения. Просила производство по делу в части этого требования прекратить. Последствия отказа от иска, установленные ст.221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

Просила суд: 1) обязать ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», ГП ЕАО «Облэнергоремонт», правительство ЕАО осуществить мероприятия по отнесению электроприемников котельных: «Психинтернат» (ул.Медгородок, д.28), «Психбольница» (ул.Медгородок, д.26Б), «Инфекционная больница» (ул. Коллективная, д.35), не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу; 2) обязать ЕАО «Облэнергоремонт плюс», ГП ЕАО «Облэнергоремонт», правительство ЕАО оборудовать котельные: «Психинтернат» (ул.Медгородок, д.28), «Психбольница» (ул.Медгородок, д.26Б), «Инфекционная больница» (ул. Коллективная, д.35), «Тубдиспансер» (ул. Московская, д.28) приборами учета тепловой энергии в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу; 3) обязать ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», ГП ЕАО «Облэнергоремонт», правительство ЕАО принять меры по обеспечению котельных: «Психинтернат» (ул.Медгородок, д.28), «Психбольница» (ул.Медгородок, д.26Б), «Инфекционная больница» (ул.Коллективная, д.35), «Тубдиспансер» (ул. Московская, д.28) резервными источниками питания в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

Суду пояснила, что ответчики должны были выполнить все спорные работы до отопительного периода. Спорные котельные снабжают теплом больницы и они должны иметь два независимых источника питания.

В судебном заседании представитель ответчика ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО1 с исковыми требованиями не согласился. Не возражал прекратить производство по делу в части требования от которого прокурор отказался. Суду пояснил, что предприятие заключило договор аренды спорных котельных с ГП ЕАО «Облэнергоремонт» до 30.01.2021. Дальнейшее продление договора неизвестно. Спорные работы относятся к капитальным вложениям которыми должен заниматься собственник. Предприятие осуществляет только текущий ремонт. Для исполнения требований прокурора потребуются значительные денежные средства. Прокурором заявлен нереальный срок. В течении отопительного периода эти работы невозможно произвести. Для исполнения решения суда необходимо обратиться в ДРСК, провести проектные работы, провести конкурсные процедуры по приобретению источников питания, приборов учета и только потом все монтировать. Считает, что обязанность по исполнению решения должна быть возложена на правительство ЕАО, для включения спорных работ в программу модернизации ЖКХ ЕАО.

В судебное заседание представители ответчиков ГП ЕАО «Облэнергоремонт», правительства ЕАО не явились, о времени и месте его проведения извещены.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

В свою очередь безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленным принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.

Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 установлено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.

В силу пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 N 204 (далее - Правила), в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Пунктом 1.2.20 Правил установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В соответствии с пунктом 14.2 СНиП II-35-76 "Котельные установки" электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой и второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.

Согласно пункту 1.12 котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющие индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.

СНиП II-35-76 "Котельные установки" не предусматривают возможности отнесения котельных к третьей категории надежности.

Из материалов дела установлено, что котельные расположенные по адресам: <...> ( ОГКУЗ "Инфекционная больница"), <...> (ОГБУ "Психоневрологический интернат"), <...> пом.37-46 (ОГКУЗ "Психиатрическая больница"), <...> (ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер") находятся в собственности ЕАО и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГП «Облэнергоремонт».

ГП «Облэнергоремонт» находится в стадии банкротства введена процедура конкурсного производства.

Согласно представленным документам ГП «Облэнергоремонт» и ГП «Облэнергоремонт плюс» 01.11.2019 заключили договор аренды имущественного комплекса, по которому ГП «Облэнергоремонт плюс» переданы спорные котельные с оборудованием. Срок аренды регулярно продлевается на непродолжительное время (2-3 мес).

В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что указанные котельные не обеспеченны резервными источниками питания и не отнесены не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения, кроме котельной ОГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер" <...> которая отнесена ко второй категории надежности.

Обстоятельства имеющие значение для дела в судебном заседании пояснял свидетель ФИО

Так свидетель ФИО суду пояснил, что работает главным государственным инспектором Дальневосточного управления Ростехнадзора. Все спорные котельные ему известны. В соответствии с Правилами они должны относится ко 2-ой категории надежности и иметь резервные источники питания. Собственник котельной должен обратиться в АО ДРСК, за получением технических условий на перевод энергоприемников котельных ко второй категории надежности. После выполнения технических условий, возможен перевод на 2-ую категорию надежности. Резервные источники питания испытываются на работу в течении 24 часов.

Суд принимает показания свидетеля, так как они логичны, последовательны и соответствуют материалам дела.

Довод представителя ответчика о том, что резервное электроснабжение котельных обеспечивается с помощью передвижного источника питания, не может быть принят судом, так как данный способ резервного обеспечения электроснабжения Правилами устройства электроустановок не предусмотрен.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора по возложению на правительство ЕАО обязанности обеспечить спорные котельные резервными источниками питания и отнести их не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения, подлежат удовлетворению. ГП «Облэнергоремонт» находится в стадии банкротства и не обладает финансовыми средствами для проведения спорных работ. ГП «Облэнергоремонт плюс» пользуется котельными на основании временного договора аренды и не может производить работы по капитальному обустройству котельных.

Рассматривая требования прокурора по оборудованию котельных приборами учета, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета.

Согласно ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034) организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что указанные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. Обязанности по обеспечению спорных котельных приборами учета тепловой энергии, резервными источниками питания и отнесению энергоприемников не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения необходимо возложить на собственника котельных - Правительство ЕАО. ГП «Облэнергоремонт» находится в стадии банкротства и не обладает финансовыми средствами для проведения спорных работ. ГП «Облэнергоремонт плюс» пользуется котельными на основании временного договора аренды и не может производить работы по капитальному обустройству котельных. Следовательно в удовлетворении требований к ГП «Облэнергоремонт» и ГП «Облэнергоремонт плюс» необходимо отказать.

В соответствии со ст. 39, ст. 220 ГПК РФ производство по делу в части требований от которых прокурор отказался, подлежит прекращению.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к следующему выводу.

Выявленные прокурором недостатки предусматривают не только приобретение необходимого оборудования, но и проведение монтажных работ, работ по отнесению котельных не менее чем ко второй категории надежности.

С учетом объема предстоящих работ, отопительного периода, необходимости проведения ряда организационных мероприятий: проведение аукционов для заключения договоров с подрядчиками, составление смет и непосредственные выполнение работ, суд считает разумным установить срок исполнения решения до 30.09.2021.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования прокурора города Биробиджана в защиту интересов неопределенного круга лиц к правительству Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать правительство Еврейской автономной области до 30.09.2021 осуществить мероприятия по отнесению электроприемников котельных расположенных по адресам: <...> (Инфекционная больница), <...> (Психоневрологический интернат), <...> пом.37-46 (Психиатрическая больница) не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения.

Обязать правительство Еврейской автономной области до 30.09.2021 оборудовать котельные расположенные по адресам: <...> (Инфекционная больница), <...> (Психоневрологический интернат), <...> пом.37-46 (Психиатрическая больница), <...> (Тубдиспансер) приборами учета тепловой энергии.

Обязать правительство Еврейской автономной области до 30.09.2021 оборудовать котельные расположенные по адресам: <...> (Инфекционная больница), <...> (Психоневрологический интернат), <...> пом.37-46 (Психиатрическая больница), <...> (Тубдиспансер) резервными источниками питания.

В удовлетворении иска прокурора города Биробиджана в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс», Государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт», об обязании совершить определенные действия, отказать.

Прекратить производство по делу в части требования обязать Государственное предприятие Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс», Государственное предприятие Еврейской автономной области «Облэнергоремонт», правительство Еврейской автономной области осуществить мероприятия по отнесению электроприемников котельной расположенной по адресу: <...> (Тубдиспансер) не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.

Судья О.Н. Лаврущева

Мотивированное решение

изготовлено 23.11.2020



Суд:

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области (Еврейская автономная область) (подробнее)

Судьи дела:

Лаврущева Ольга Николаевна (судья) (подробнее)