Решение № 2А-55/2024 2А-55/2024~М-11/2024 М-11/2024 от 19 февраля 2024 г. по делу № 2А-55/2024




Дело №2а-55/2024


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

Сафакулевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Можарцева И.С.,

при секретаре Вафиной Д.Н.,

рассмотрев 19 февраля 2024 года в с.Сафакулево Сафакулевского района Курганской области в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сафакулевского района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:


Административный истец - прокурор Сафакулевского района Курганской области обратился в Сафакулевский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации размещённой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что в рамках проверки исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в сфере исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, добытых преступным путем в сети «Интернет» выявлен интернет-ресурс с URL-адресами:

<...>

<...>

<...>

на которых неустановленным лицом размещена информация об оказании услуг по обналичиванию денежных средств, среди которой: объявления о продаже банковских карт в целях последующего обналичивания денежных средств и отмывания доходов; объявления о наличии и поисках вакансий «дропа», участвующего в незаконных схемах по легализации доходов, добытых преступным путем.

Согласно ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст.15 Федерального закона №149-ФЗ на территории РФ использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ в области связи, настоящего ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ.

Согласно ст.9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, порядка управления. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации об оказании услуг по обналичиванию денежных средств, среди которой: объявления о продаже банковских карт в целях последующего обналичивания денежных средств и отмывания доходов; объявления о наличии и поисках вакансий «дропа», участвующего в незаконных схемах по легализации доходов, добытых преступным путем, нарушает публичные интересы Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.

На момент проверки указанные Интернет-страницы в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, не значатся, что подтверждается скриншотами официального сайта Роскомнадзора России http://eais.rkn/gov.ru.

В ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ указано, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается одна автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеназванным интернет – страницам содержащей информацию, распространение которой в РФ запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ.

В связи с указанными обстоятельствами прокурор Сафакулевского района Курганской области просит признать информацию, размещенную на сайте с URL – адресами:

<...>

<...>

<...>

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца - прокуратуры Сафакулевского района Курганской области ФИО1 исковые требования поддержал, дав пояснения аналогичные, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия, в отзыве указал, что обозначенная в исковом заявлении информация на сайтах:

<...> по состоянию на 19.01.2024 г., не доступна.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

В судебном заседании установлено, что в сети «Интернет» на страницах с URL-адресами:

<...>

<...>

<...>

неустановленным лицом размещена информация об оказании услуг по обналичиванию денежных средств, среди которой: объявления о продаже банковских карт в целях последующего обналичивания денежной средств и отмывания доходов; объявления о наличии и поисках вакансий «дропа», участвующего в незаконных схемах по легализации доходов, добытых преступным путем.

Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием вышеуказанной Интернет-страницы может любой пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Изложенное подтверждается актом осмотра сайтов.

Лицо, разместившее вышеуказанную информацию, в ходе проверки не установлено.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 3 Федерального закона № 149-ФЗ установлены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в числе которых установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии со ст.ст. 1, 5, 13 Федерального закона от 02.12.1990 г. №395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в ч.9, 10 ст.13 Федерального закона «О национальной системе».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма», доходами, полученными преступным путем, признаются денежные средства или иное имущество, полученное в результате совершения преступления. Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, признается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления.

Под финансированием терроризма следует понимать предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220,221,277, 278,279,360 и 361 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организационной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

В соответствии со ст.7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные организационные меры в указанных целях.

Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма перечислены в ст.4 вышеназванного закона, к которым в том числе отнесен обязательный контроль. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, установлены в ст. 6 Федерального закона от 07.08.2011 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Статьями 172, 174, 174.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем.

Под обналичиванием подразумевается операция по переводу денежных средств из безналичной форме в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении фиктивных документов их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег является незаконным.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно информации Управления Роскомнадзора по Курганской области обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте https://forum.dkstyle.net/forums/pokupka-i-prodazha-debetovyx-kart.18/ в сети Интернет по состоянию на 19.01.2024 г. недоступна, поэтому в указанной части, в силу требований ч.6 ст.265.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданское дело подлежит прекращению.

На момент проверки указатель страницы сайта: http://eais.rkn.gov.ru/ на котором размещена указанная информация, в едином реестре, отсутствует.

Поскольку владелец указанных в иске страниц не установлен, адрес данных страниц, не включен в единый реестр доменных имен (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, содержащих запрещенную в Российской Федерации информацию (контент только заблокирован по определению суда о принятии мер предварительной защиты), а действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенных страницах установлен судом, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, так как размещение информации в сети «Интернет» по указанным истцом адресам нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:


Административные исковые требования прокурора Сафакулевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» по URL-адресам:

<...>

<...>

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Мотивированное решение составлено 19 февраля 2024 года в 15 час. 45 мин.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в течение месяца в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Сафакулевский районный суд Курганской области.

Судья Можарцев И.С.



Суд:

Сафакулевский районный суд (Курганская область) (подробнее)

Судьи дела:

Можарцев Игорь Семенович (судья) (подробнее)