Решение № 2-9007/2020 2-9007/2020~М-9012/2020 М-9012/2020 от 19 ноября 2020 г. по делу № 2-9007/2020

26-й гарнизонный военный суд (г. Байконур) (Территории за пределами РФ) - Гражданские и административные




РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2020 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Грызлова С.В., при секретаре судебного заседания ФИО7., с участием представителя истца прокурора комплекса «Байконур» – помощника прокурора ФИО8. и представителя ответчика Администрации г. Байконур ФИО9., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело № № по исковому заявлению прокурора комплекса «Байконур» (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Байконур об обязании устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере предоставления государственных услуг,

установил:


Прокурор комплекса «Байконур» обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Байконур (далее по тексту – Администрация) и в окончательной редакции своих требований, просил обязать Администрацию создать региональную систему межведомственного электронного взаимодействия г. Байконур и подключить ее к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в срок не более четырех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

В связи с имеющимися сведениями о нарушении законодательства в области предоставления государственных и муниципальных услуг была проведена прокурорская проверка, в ходе которой были выявлены следующие нарушения.

Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 года № 729-р (редакция от 28 ноября 2018 года) утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.

Во исполнение данного нормативно-правового акта главой администрации города Байконур 10 июля 2020 года издано Распоряжение № 01-335р «Об утверждении Реестра государственных услуг (функций) города Байконур» в силу которого на территории города Байконур 14 структурными подразделениями (Отдел ЗАГС, Управление экономического развития администрации г. Байконур, Управление социальной защиты населения, Управление образованием г. Байконур, Отдел здравоохранения г. Байконур и другими), являющимися органами исполнительной власти и одним государственным учреждением ГКУ «Центр занятости населения г.Байконур» гражданам и юридическим лицам оказываются 102 государственные услуги практически во всех сферах жизнедеятельности населения города.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – ФЗ № 210), Постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», ст. 45 ГПК РФ прокурор указал, что оптимизация процедур предоставления государственных услуг с помощью информационных технологий, и совершенствование информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства ориентирована на повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций результатами взаимодействия с государственными органами исполнительной власти и бюджетными организациями в процессе получения государственных услуг.

Однако государственные услуги структурными подразделениями администрации города Байконур и подведомственным ей государственным учреждением ГКУ «Центр занятости населения г. Байконур» в электронной форме, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, заявителям до настоящего времени не предоставляются. Кроме того ответчиком при организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг, допущены нарушения, в части отсутствия региональной системы межведомственного электронного взаимодействия.

В связи с изложенным прокурор просил суд исковые требования в их окончательной редакции удовлетворить в полном объеме и обязать Администрацию города Байконур, в срок не более четырех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, создать региональную систему межведомственного электронного взаимодействия г. Байконур и подключить ее к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В судебном заседании представитель истца ФИО8. требования иска поддержал по изложенным выше основаниям, при этом скорректировал их в части касающейся сроков исполнения ответчиком решения, а именно просил установить срок до 01 мая 2021 года, о чем представил соответствующее заявление.

Ответчик в лице главы Администрации г. Байконур ФИО11., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении дела не просил, направил своего представителя по доверенности ФИО9.

При этом в своих возражениях на иск представитель ответчика требования иска признала частично, именно в части срока для исполнения судебного решения, и просила установить срок не менее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку изначально отсутствовало необходимое оборудование и источники финансирования, однако в настоящее время произведен расчет затрат, и выделены денежные средства на реализацию мероприятий Плана по организации предоставления в электронной форме государственных услуг и обеспечения межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в сумме 2025882 рублей, однако с учетом необходимости исполнения регламентных требований Правил и процедур работы в Единой Системе межведомственного электронного взаимодействия, срок указанный в иске неисполним, в связи с большим количеством участников реализации программы.

В суде представитель ответчика требования иска с учетом корректировки представителем истца сроков исполнения решения, а именно до 01 мая 2021 года признала в полном объеме, и указала, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

На основании ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.

Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает требования искового заявления в их окончательной редакции, с учетом корректировки подлежащими удовлетворению по следующим основаниям

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления, положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

В данном случае прокурором заявлен иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, направлен на обеспечение государственными услугами структурными подразделениями администрации города Байконур и подведомственным ей государственным учреждением ГКУ «Центр занятости населения г. Байконур» в электронной форме, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг

Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 года № 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.

В силу ч. 1 ст. 1 ФЗ № 210 настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Согласно ч 6 ст. 2 ФЗ № 210 предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 ФЗ № 210 одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, определена в качестве одного из основных принципов предоставления государственных услуг.

Частью 3 статьи 5 ФЗ № 210 установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210 органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 7.1 ФЗ № 210 предоставление документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, иных органов, органов либо подведомственных им организаций, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Частью 5 статьи 7.1 ФЗ № 210 установлено, что межведомственное информационное взаимодействие в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия.

В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ № 210 при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются:

-предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

-подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов и документов органом, предоставляющим государственную (муниципальную) услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной (муниципальной) услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

-получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

-взаимодействие органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

-получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

-иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 21.1 ФЗ № 210 обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и требованиями ФЗ № 210.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года № 236 установлены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг утверждены.

Согласно пп. «а» п. 3 данного постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 года.

Судом установлено, что в феврале 2019 года прокуратурой комплекса «Байконур» в ходе осуществления надзора за исполнением законов в деятельности администрации г. Байконур проведена проверка, в ходе которой был выявлен факт нарушения Администрацией законодательства в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг, выразившиеся в непринятии действенных мер по обеспечению возможности получения заявителями государственных услуг в электронной форме, а также по созданию региональной системы межведомственного электронного взаимодействия.

08 февраля 2019 года в целях устранения вышеуказанных нарушений прокурором комплекса «Байконур» в адрес Главы администрации г. Байконур внесено представление.

Согласно ответа Главы администрации г. Байконур от 07 марта 2019 года № № «Об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выявленные нарушения в спорной сфере признаны обоснованными, однако допущены в связи с недостаточностью финансирования города Байконур.

Из распоряжения Главы администрации г. Байконур «О развитии инфраструктуры для предоставления в электронной форме государственных услуг органами исполнительной власти города Байконур и организациями, находящимися в ведении администрации города Байконур» от 07 марта 2019 года № 01-75р усматривается, что данным нормативным актом определены – уполномоченный орган по организации межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций; государственный заказчик и оператор региональной информационной системы межведомственного электронного взаимодействия администрации города Байконур (далее по тексту – РСМЭВ); утвержден план мероприятий («дорожная карта») по организации предоставления в электронной форме государственных услуг и обеспечения межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций (далее по тексту – План).

Однако, как было выявлено в ходе прокурорской проверки, до настоящего времени Администрацией соответствующая инфраструктура для предоставления государственных услуг в электронной форме, включающей РСМЭВ с подключением к СМЭВ-3 для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме, не создана и данный План мероприятий более года с момента его утверждения не исполнен.

В соответствии с Распоряжением главы администрации города Байконур от 17 июля 2020 года № 01-344р «О внесении изменений в распоряжение Главы администрации города Байконур от 07 марта 2019 года № 01-75р» вышеуказанный План утвержден в новой редакции, в соответствии с которой конечный результат в виде организации предоставления государственных услуг в электронной форме запланирован на конец 2020 года.

При этом суд отмечает, что с учетом, установленных по делу обстоятельств, а также позиции представителя ответчика указанной в возражениях на иск, запланированные мероприятия Плана администрацией города Байконур фактически не будут исполнены до конца декабря 2020 года.

Суд также обращает внимание, что согласно указанным выше требованиям законодательства недостаточное финансирование или его отсутствие не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязательных требований законодательства в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, с учетом изложенных выше требований законодательства РФ, принимая во внимание, что не обеспечение государственными услугами структурными подразделениями администрации города Байконур и подведомственным ей государственным учреждением ГКУ «Центр занятости населения г. Байконур» в электронной форме, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг нарушает права и законные интересы граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в их окончательной скорректированной редакции и обязывает Администрацию города Байконур создать региональную систему межведомственного электронного взаимодействия г. Байконур и подключить ее к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в срок до 01 мая 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд,

решил:


Исковое заявление прокурора комплекса «Байконур» (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Байконур об обязании устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере предоставления государственных услуг – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Байконур создать региональную систему межведомственного электронного взаимодействия г. Байконур и подключить ее к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в срок до 01 мая 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Западный окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий по делу С.В. Грызлов

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2020 года.

Верно

Судья С.В. Грызлов

Секретарь судебного заседания ФИО7

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>



Судьи дела:

Грызлов Сергей Владимирович (судья) (подробнее)