Решение № 2А-909/2020 2А-909/2020~М-964/2020 М-964/2020 от 25 ноября 2020 г. по делу № 2А-909/2020

Вельский районный суд (Архангельская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-909/2020

29RS0001-01-2020-001628-30


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области

в составе: председательствующего Цаплина А.Н.,

при секретаре Пивневой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница» к начальнику отдела – главному государственному инспектору труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО8, Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконным предписания № от 30 сентября 2020 года и его отмене,

установил:


Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ») обратилось в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела – главному государственному инспектору труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО8 о признании незаконным предписания № от 30 сентября 2020 года и его отмене.

В обоснование требований административным истцом указано, что в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» 28 сентября 2020 года государственным инспектором труда проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки был составлен акт проверки № от 30 сентября 2020 года и выдано вышеуказанное предписание. С нарушениями, указанными в акте проверки и предписании, не согласны, считают их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) за апрель 2020 года начислялись в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 08 апреля 2020 года № 183-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам государственных медицинских организаций Архангельской области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019)» и постановлением Правительства Архангельской области от 15 апреля 2020 года № 202-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций в Архангельской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019)» за фактически отработанное время, перечислены в срок выплаты заработной платы по учреждению 13 мая 2020 года. Постановлением Правительства Архангельской области от 17 мая № 258-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Архангельской области» были внесены изменения в Постановление Правительства Архангельской области от 08 апреля 2020 года № 183-пп. Постановление Правительства Архангельской области от 17 мая № 258-пп вступает в законную силу с 17 мая 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 года. Постановлением Правительства Архангельской области от 13 мая 2020 года№ 255-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Архангельской области» внесены изменения в постановление Правительства Архангельской области от 15 апреля 2020 года № 202-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций в Архангельской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019)». Постановление Правительства Архангельской области от 13 мая 2020 года № 255-пп вступило в законную силу с 18 мая 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 17 марта 2020 года. На основании указанных изменений, работникам ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» были произведены перерасчеты стимулирующих выплат за апрель 2020 года. Доначисленные выплаты перечислены 17 мая 2020 года, восстановленный НДФЛ перечислен 19 мая 2020 года. Следовательно, работодателем не были нарушены установленные сроки выплаты заработной платы, так как обязанность работодателя по проведению перерасчета возникает только после вступления в законную силу соответствующих нормативно-правовых актов. Стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» начисляются по приказам, изданным в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» и на основании докладных ответственных лиц, подтверждающих наличие права сотрудника на получение стимулирующих выплат в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019). ФИО1., фельдшеру скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи, выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за апрель начислена по приказу от 30 июня 2020 года №. Основание выплаты – докладная ответственного лица – фельдшера отделения скорой медицинской помощи ФИО2. от 26 июня 2020 года. В связи с подачей докладной после сроков начисления заработной платы за предыдущий месяц, начисление выплат произведено в текущем месяце и выплачены в сроки выдачи заработной платы за июнь 10 июня 2020 года. ФИО3., фельдшеру скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи, выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ за май начислена по приказу от 09 июля 2020 года №. Основание выплаты – докладная ответственного лица фельдшера отделения скорой медицинской помощи ФИО2. от 08 июля 2020 года. В связи с подачей докладной после сроков начисления заработной платы за предыдущий месяц начисление выплат произведено в текущем месяце и выплачены в сроки выдачи заработной платы за июль – 13 августа 2020 года. Следовательно, право ФИО1. и ФИО3. на получение выплат стимулирующего характера (за апрель и май соответственно) и обязанность работодателя на перечисление указанных выплат стимулирующего характера возникает в том периоде, в котором поступили докладные ответственных лиц, подтверждающие наличие права сотрудника на получение стимулирующих выплат в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).

Определением Вельского районного суда Архангельской области от 05 ноября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Государственная инспекция труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе.

Представитель административного истца ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению представитель по доверенности ФИО9 заявленные требования поддерживает в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, оспариваемое предписание просит отменить.

Административные ответчики: начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО8, представитель Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отзыва по существу заявленных требований не представили.

Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассматривает дело без участия не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ч.ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу положений п. 2 ч.1 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Согласно ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Как следует из материалов административного дела и являющегося предметом спора по настоящему делу предписания № от 30 сентября 2020 года, вынесенного начальником отдела – главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО8 в адрес главного врача ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» ФИО10 по итогам внеплановой выездной проверки по контролю соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной на основании Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 06 августа 2020 года №, изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 03 августа 2020 года №, в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» выявлены следующие нарушения:

- в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата работникам, в том числе выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам государственных медицинских организаций Архангельской области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавнрусная инфекция (COV1D- 2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019)» работникам ГБУЗ АО«Вельская ЦРБ»: фельдшеру скорой медицинской помощи ФИО1., врачу-анестезиологу ФИО4., медицинской сестре палатной ФИО5., старшей медицинской сестре ФИО6., медицинской сестре палатной ФИО7. и другим работникам произведена не в полном объеме в апреле 2020 года, выплаты были произведены только 17.05.2020 и 19.05.2020 без учета выплаты компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, предусмотренной ст. 236 ТК РФ;

- в нарушение ч. 1 ст. 236 ТК РФ компенсация за задержку выплат в полном объеме, полагающихся работникам, работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (по ПП №, ПП №) за апрель 2020 года, не произведена;

- выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку пропорционально занятой должности за апрель 2020 года должны быть выплачены работнику ГБУЗ АО«Вельская ЦРБ» ФИО1. – фельдшеру скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи не позднее 13.05.2020. Вместе с тем, согласно представленным в ходе проверки документарным данным заработная плата (выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку) за апрель 2020 года выплачена ФИО1. только 30 июня 2020 года (по приказу № от 30.06.2020), то есть в нарушение п. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ;

- выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку пропорционально занятой должности за апрель 2020 года должны быть выплачены работнику ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» ФИО3. – фельдшеру скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи не позднее 13.05.2020. Вместе с тем, согласно представленным в ходе проверки документарным данным заработная плата (выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку) за апрель 2020 года выплачена ФИО3. только 13 августа 2020 года (по приказу № от 09.07.2020), то есть в нарушение п. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ;

- в нарушение ч. 1 ст. 236 ТК РФ компенсация за задержку выплат в полном объеме, полагающихся работникам, работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (по ПП №, ПП №) за апрель 2020 года, не произведена, что подтверждается Актом проверки № от 30 сентября 2020 года.

Из материалов дела следует, что согласно коллективному договору на 2019-2022 годы, в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» заработная плата выплачивается работникам два раза в месяц: 13 и 28 числа месяца.

Заработная плата работникам ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» выплачивается за фактически отработанное время, в сроки, установленные ПВТР, трудовыми договорами (кроме выплат, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, от 12.04.2020 № 484).

Стимулирующие выплаты начисляются и выплачиваются в соответствии с достигнутыми показателями и критериями оценки эффективности деятельности в соответствии с выставленными баллами по результатам заседания административного совета по распределению стимулирующих выплат.

На основании приказа ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» утверждено временное штатное расписании в соответствии с пунктом 4, 4.1 приложения № к приказу Минздрава России от 19.03.2020 №н.

В целях реализации Постановления Правительства Архангельской области от 15 апреля 200 года № 202-пп, в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» утверждено положение об установлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), внесены изменения в Положение о системе оплаты труда, которые устанавливают выплаты стимулирующего характера, медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19) и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» создана комиссия по назначению выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). На основании решения комиссии составляется протокол, в соответствии с которым на основании предоставленных материалов утверждается перечень работников, которым осуществляются выплаты стимулирующего характера.

Приказами ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» были установлены премиальные выплаты врачам, среднему медицинскому и прочему персоналу (указанному в приложениях к приказам) за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19) и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) за апрель, май, июнь, июль, август 2020 года соответственно.

Судом установлено, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) за апрель 2020 года начислялись в соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2020 № 183-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам медицинских организаций в Архангельской области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019)» и Постановлением Правительства Архангельской области от 15.04.2020 № 202-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций в Архангельской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019)».

Так, согласно Постановлению Правительства Архангельской области от 08 апреля 2020 года № 183-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам государственных медицинских организаций Архангельской области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019)» и постановлением Правительства Архангельской области от 15 апреля 2020 года № 202-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций в Архангельской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019)» установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).

Постановлением Правительства Архангельской области от 17 мая № 258-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Архангельской области» внесены изменения в Постановление Правительства Архангельской области от 08 апреля 2020 года № 183-пп в п.п. 2 п. 4, а именно: (новая редакция) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера.

Постановление Правительства Архангельской области от 17 мая № 258-пп вступило в законную силу с 17 мая 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 года.

Постановлением Правительства Архангельской области от 13 мая 2020 года № 255-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Архангельской области» внесены изменения в постановление Правительства Архангельской области от 15 апреля 2020 года № 202-пп «Об установлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций в Архангельской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019)», а именно: дополнено новым пунктом 7 следующего содержания:

При исчислении фактически отработанного времени медицинским и иным работникам, указанным:

1) в подпункте 1 пункта 2 настоящего постановления, учитывать все отработанное время за месяц согласно табелю учета рабочего времени, в том числе по совместительству;

2) в подпункте 1 пункта 2 настоящего постановления, учитывать время непосредственного оказания медицинской помощи в стационарных условиях в соответствии с локальными актами медицинской организации.

Постановление Правительства Архангельской области от 13 мая 2020 года № 255-пп вступило в законную силу с 18 мая 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 17 марта 2020 года.

Приказом № от 18 мая 2020 года главврача ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» внесены изменения в Положение о системе оплаты труда работников ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» от 04 сентября 2018 года, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 года.

Приказом № от 18 мая 2020 года главврача ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» утвержден перечень структурных подразделений и должностей, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, которые устанавливаются с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года.

Приказами №№ от 18 мая 2020 года, №№ от 19 мая 2020 года главврача ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» внесены изменения в приказы главврача от 30 апреля 2020 года №№ «Об установлении выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019)» установлены выплаты медицинским работникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за апрель 2020 года.

Приказами № от 19 мая 2020 года, № от 30 июня 2020 года главврача ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» установлены выплаты медицинским работникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку, на основании Постановления Правительства Архангельской области от 08 апреля 2020 года №-пп, за апрель 2020 года.

Работникам ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» были произведены перерасчеты стимулирующих выплат за апрель 2020 года, которые перечислены 17 мая 2020 года, восстановленный НДФЛ перечислен 19 мая 2020 года.

Поскольку заработная плата в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» выплачивается работникам 13 и 28 числа соответствующего месяца, работодатель не мог предположить и применить на будущий период изменения в законодательстве, касающиеся стимулирующих надбавок для определенного круга лиц медицинских работников.

Стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» начисляются по приказам, изданным в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ», и на основании докладных ответственных лиц, подтверждающих наличие права сотрудника на получение стимулирующих выплат в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).

На основании докладной ответственного лица – фельдшера отделения скорой медицинской помощи ФИО2. от 26 июня 2020 года, ФИО1., фельдшеру скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи, выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за апрель начислена по приказу от 30 июня 2020 года №, в связи с подачей докладной после сроков начисления заработной платы за предыдущий месяц начисление выплат произведено в текущем месяце и выплачены в сроки выдачи заработной платы за июнь – 30 июня 2020 года.

На основании докладной ответственного лица – фельдшера отделения скорой медицинской помощи ФИО2. от 08 июля 2020 года, ФИО3., фельдшеру скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи, выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ за апрель начислена по приказу от 09 июля 2020 года №, в связи с подачей докладной после сроков начисления заработной платы за предыдущий месяц начисление выплат произведено в текущем месяце и выплачены в сроки выдачи заработной платы за июль – 13 августа 2020 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что права работников ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ», в том числе ФИО1. и ФИО3. на получение выплат стимулирующего характера за апрель 2020 года, о чем указано в предписании, какой-либо дискриминации со стороны работодателя не подвергались, работодатель в полной мере исполнил обязанность по перечислению указанных выплат стимулирующего характера, возникшей в том периоде, в котором поступили докладные ответственных лиц, подтверждающие наличие права сотрудника на получение стимулирующих выплат в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), согласно Положению о системе оплаты труда и внесенным в него изменениям.

Сведения о произведенном перерасчете стимулирующих выплат и их выплате подтверждаются письменными материалами дела, а именно приказами главврача ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ», реестрами, расчетными листками, зарплатными ведомостями.

Статья 236 ТК РФ, о применении которой ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» указано в спорном предписании, гласит, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Между тем, исследованные в судебном заседании материалы свидетельствуют о том, что работодателем – ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» установленные сроки выплаты заработной платы не были нарушены, так как обязанность работодателя по проведению перерасчета возникла только после вступления в законную силу соответствующих нормативно-правовых актов, вносящих изменения в ранее установленный порядок осуществления выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), а именно с 17 мая 2020 года, и распространяющих свое действие на правоотношения с 01 апреля 2020 года.

Применение положений ст. 236 ТК РФ и начисление процентов (денежной компенсации) за задержку выплат, право на которые возникло в связи с принятием нового закона или иного нормативного правового акта и распространяющиеся на возникшие до принятия такого закона (иного нормативного правого акта) правоотношения, но произведенных в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, – противоречит закрепленным ст. 1 ТК РФ целям трудового законодательства, предусматривающим, среди прочего, защиту прав и интересов работодателей, и создает неопределенность в выполнении работодателем закрепленной ст. 22 ТК РФ обязанности по выплате в полном размере причитающейся работникам заработной платы.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

В силу ч. 4 ст. 12 ТК РФ действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Согласно ч. 5 ст. 12 ТК РФ в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Из указанных норм следует, что применяться должна та редакция Трудового кодекса Российской Федерации или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, которые действовали в период возникновения прав и обязанностей сторон договора, то есть, в рассматриваемом случае, при начислении и выплате заработной платы (выплат стимулирующего характера).

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административными ответчиками суду не представлено каких-либо возражений по существу заявленных требований и доказательств в их обоснование.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что административными ответчиками в нарушение требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлены доказательства законности оспариваемого предписания, наличия безусловных и бесспорных оснований для его вынесения, чем были затронуты права и законные интересы административного истца и его должностных лиц, так как неисполнение предписания влечет привлечение должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной законом, о чем прямо указано в ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

Судом установлено, что оспариваемое предписание административный истец получил 13 октября 2020 года, с административным исковым заявлением обратился в суд 03 ноября 2020 года, то есть в предусмотренный законом срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований административного истца, в связи с чем, административное исковое заявление ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» к начальнику отдела – главному государственному инспектору труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО8, Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконным предписания № от 30 сентября 2020 года и его отмене, подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание исход дела и положения ст.ст. 85-87 КАС РФ, а также то, что в материалах административного дела отсутствует соответствующее заявление административного истца о применении мер предварительной защиты по административному иску, то у суда отсутствуют законные основания для решения данного вопроса в настоящее время при разрешении спора по существу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


административное исковое заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница» к начальнику отдела – главному государственному инспектору труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО8, Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконным предписания № от 30 сентября 2020 года и его отмене – удовлетворить.

Признать незаконным полностью и отменить предписание начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО8 № от 30 сентября 2020 года, вынесенное в адрес главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница» ФИО10.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий А.Н. Цаплин



Суд:

Вельский районный суд (Архангельская область) (подробнее)

Судьи дела:

Цаплин Алексей Николаевич (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Судебная практика по заработной плате
Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ