Решение № 2А-1-665/2020 2А-1-665/2020~М-1-655/2020 М-1-655/2020 от 19 ноября 2020 г. по делу № 2А-1-665/2020




дело 2а-1-665/2020

12RS0016-01-2020-001297-71


РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

город Козьмодемьянск 19 ноября 2020 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебного заседания Шабалиной В.Н.,

с участием с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пеней,

установил:


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл (далее Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 г., пени по транспортному налогу, задолженности по налогу на имущество за 2017-2018 г.г., пени по налогу на имущество. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик владеет двумя транспортными средствами и квартирой, которые являются объектами налогообложения транспортным налогом и налогом на имущество физических лиц. Налоговым органом ответчику начислен транспортный налог, налог на имущество за 2017-2018 г.г., направлены налоговые уведомления. Поскольку эти начисленные налоги в установленные сроки не уплачены, за период просрочки начислены пени по транспортному налогу и налогу на имущество, налогоплательщику направлено требование об уплате налогов и пеней. Ввиду неуплаты задолженности в добровольном порядке налоговый орган обратился за выдачей судебного приказа, который был выдан мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, а затем отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями. Наличие не погашенной задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пеней послужило поводом для обращения административного истца в суд с требованиями об уплате налога на имущество физических лиц за 2017-2018 г.г. в размере 20 рублей, пеней по налогу на имущество физических лиц в размере 0 руб. 09 коп., транспортного налога за 2018 г. в размере 37711 руб. 55 коп., пеней по транспортному налогу в размере 169 руб. 07 коп., всего 37900 руб. 71 коп.

В суде представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл ФИО3 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Административный ответчик ФИО2 с исковыми требованиями не согласился, полагая размер взыскиваемой задолженности определенным неверно, поскольку автомобиль Мерседес-Бенц был продан им ранее сентября 2019 г., однако покупатель своевременно не снял его с регистрационного учета: пени на недоимку по налогам начислены необоснованно, поскольку налоговое уведомление и требование об уплате налогов административный ответчик не получал, о наличии у него задолженности узнал, получив копию судебного приказа мирового судьи.

Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд находит требования Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 45, 52, 80) налогоплательщик исчисляет сумму налога, декларирует и уплачивает её.

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно статье 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым в соответствии со статьей 360 НК РФ признается календарный год, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2018 г. истек ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что за ФИО2 в 2018 году были зарегистрированы:

автомобиль КИА РИО 2012 года выпуска с мощностью двигателя 107 л.с. государственный регистрационный знак С320КР/12;

автомобиль МЕРСЕДЕС БЕНЦ Е350 4 MATIC 2010 года выпуска с мощностью двигателя 272 л.с. государственный регистрационный знак С307КС/12.

На основании сведений, представленных в налоговый орган из ГИБДД, ответчику начислен транспортный налог за 2018 г. в сумме 37711 рублей 55 копеек.

В соответствии со статьей 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе.

Судом установлено, что в собственности ФИО2 с 2005 г. имеется ? доли в праве собственности на квартиру площадью 39 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>

На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ изменен адрес указанной квартиры на <адрес>

С ДД.ММ.ГГГГ порядок исчисления налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому относятся в соответствии со статьей 401 НК РФ квартира.

В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда налоговая база определяется, исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

На территории Республики Марий Эл налог на имущество физических лиц с 2017 года исчислялся, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) (пункт 4 статьи 406 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 НК РФ).

Пунктом 1 решения Собрания депутатов муниципального образования «Еласовское сельское поселение» от 21 октября 2009 г. «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения: 0,1% - при стоимости имущество от 300 тыс. рублей, 0,2% - при стоимости от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, 1% - при стоимости имущества свыше 500 тыс. рублей.

Согласно пункту 8 статьи 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом коэффициента 0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 НК РФ.

С учетом изложенных положений закона административному ответчику как владельцу доли в праве собственности на квартиру произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2017-2018 г.г. в размере 20 рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее расчет транспортного налога за 2018 г. и налога на имущество за 2017-2018 г.г., срок уплаты налогов (до ДД.ММ.ГГГГ), направлено административному ответчику по почте, что подтверждается списком заказных писем.

Пункт 1 статьи 45 НК РФ закрепляет обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Ввиду неуплаты ФИО2 налогов в установленные законом сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ ему направлено требование об уплате налогов и пеней № от ДД.ММ.ГГГГ о погашении недоимки по уплате транспортного налога за 2018 г. в сумме 37711 руб. 50 коп., пеней по транспортному налогу за 2018 г., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 169 руб. 07 коп., недоимки по уплате налога на имущество за 2017-2018 г.г. в сумме 20 руб., пеней по налогу на имущество, начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0 руб. 09 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в добровольном порядке задолженность по налогам за 2017-2018 г.г. и пеням ответчиком не погашена, она подлежит взысканию в судебном порядке.

Суд находит несостоятельным довод административного ответчика о неправильном исчислении ему транспортного налога по автомобилю Мерседес-Бенц без учета даты фактического отчуждения транспортного средства. Поскольку действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, то на налогоплательщика возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке либо снятии с регистрационного учета соответствующего транспортного средства, предоставлении в налоговый орган документов о снятии с учета транспортного средства, выданных уполномоченными органами.

В случае не предоставления указанных документов, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения действий несет также налогоплательщик

Поскольку из материалов дела усматривается факт регистрации на ФИО2 в органах ГИБДД автомобиля № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оснований сомневаться в правильности расчета транспортного налога за 2018 год, начисленного административному ответчику, у суда не имеется.

Суд отклоняет как не обоснованный довод административного ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате пеней, начисленных на недоимку по налогам, ввиду фактического неполучения налогового уведомления и требования об уплате налогов, пеней.

В силу положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Частью 4 статьи 52 и частью 6 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что в случае направления налогового уведомления и требование об уплате налога по почте заказным письмом, каждое из них считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Вопреки доводам административного ответчика в подтверждение направления налогоплательщику названных выше налогового уведомления и требования об уплате налогов, пеней представлены списки заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо оснований считать представленные списки заказной корреспонденции недопустимыми доказательствами не имеется.

Следовательно, налоговым органом порядок направления налоговых уведомления и требования соблюден.

В силу положений статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Вынесенный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также пеней в связи с поступившими от должника возражениями отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В пределах указанного срока налоговый орган обратился в районный суд с исковым заявлением о взыскании, а именно ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае не пропущен.

Принимая во внимание, что административным истцом соблюден предусмотренный законом срок обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по налогам, с ФИО2 как плательщика транспортного налога и налога на имущество подлежит взысканию недоимка по указанным налогам в размере 37711 руб. 50 коп. и 20 рублей соответственно, а также пени, начисленные на недоимку по указанным налогам: по транспортному налогу в размере 169 рублей 07 копеек, по налогу на имущество физических лиц в размере 09 копеек.

Доказательств, подтверждающих полную или частичную уплату указанной задолженности, суду не представлены.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Исходя из размера исковых требований, которые были удовлетворены судом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1337 рублей 02 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:


административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 37711 рублей 50 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 г.г. в размере 20 рублей, пени по транспортному налогу в размере 169 рублей 07 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0 рублей 09 копеек, всего 37900 рублей 71 копейку.

Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1337 рублей 02 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Шахова К.Г.

решение принято в окончательной форме 20 ноября 2020 г.



Суд:

Горномарийский районный суд (Республика Марий Эл) (подробнее)

Судьи дела:

Шахова Ксения Георгиевна (судья) (подробнее)