Решение № 2А-2117/2023 2А-247/2024 2А-247/2024(2А-2117/2023;)~М-1994/2023 М-1994/2023 от 20 февраля 2024 г. по делу № 2А-2117/2023Мичуринский городской суд (Тамбовская область) - Административное УИД 68RS0013-01-2023-002808-68 Дело № 2а-247/2024 Именем Российской Федерации г.Мичуринск 20 февраля 2024 г. Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Михкельсона О.Н., при секретаре Хрущевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании обязательных налоговых платежей и санкций, Управление федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее УФНС России по Тамбовской области) обратилось в Мичуринский городской суд Тамбовской области с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указало, что на основании сведений, поступивших от налогового агента АО «Страховое общество газовой промышленности» ФИО1 в 2020 г. получен доход в размере ***. (код дохода 2301 – штраф и неустойка по Закону Российской Федерации от 7 февраля 1990 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей») с которого налоговым агентом не удержан налог в размере 44499 руб. Административный ответчик являлся плательщиком налога на доходы физических лиц. На момент подачи административного иска за ФИО1 числится задолженность в сумме 44621,37 руб., в том числе: по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 44499 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 122,37 руб., за период с 2 декабря 2021 г. по 12 декабря 2021 г. В адрес административного ответчика направлялось требование об уплате данной задолженности, однако до настоящего времени оно не исполнено. Вынесенный по соответствующему заявлению мировым судьей судебного участка №3 г.Мичуринска Тамбовской области судебный приказ о взыскании указанной суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени отменен определением того же мирового судьи от 19 октября 2023 г., в связи с принесенными возражениями против его исполнения. Просит суд взыскать с ФИО1 указанную задолженность по налогу на доходы физических лиц. Представитель административного истца УФНС России по Тамбовской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. При подаче административного иска ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя. В судебное заседание административный ответчик ФИО1, извещенный надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Согласно п.п.4 ч.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Пунктом 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса. В соответствии с п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Согласно представленной АО «Страховое общество газовой промышленности» справки №22588 от 23 февраля 2021 г. о доходах и суммах налога физического лица ФИО1 в 2020 году был выплачен доход в размере *** руб. (код дохода 2301 – штраф и неустойка по Закону Российской Федерации от 7 февраля 1990 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»). Сумма исчисленного, но не удержанного НДФЛ составила 44499 руб. Пунктом 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Согласно ст. 41 этого же Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ. Пунктом 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, установленный ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим. При этом доход в виде неустойки и штрафа в вышеуказанном перечне не указан. Поскольку суммы неустойки и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, уплаченные ФИО2 в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", отвечают всем перечисленным в ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации признакам экономической выгоды, а в п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации данные доходы не предусмотрены, такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено уведомление №84831549 от 1 сентября 2019 г. об уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год по сроку уплаты не позднее 1 декабря 2021 г. в сумме 44499 руб. За несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год должнику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 122,37 руб. за период с 2 декабря 2021 г. по 12 декабря 2021 г. В связи с тем, что сумма налога на доходы физических лиц и пени административным ответчиком не были уплачены в установленный срок, налоговым органом на основании ст.69-70 НК РФ в адрес ФИО1 было направлено требование об уплате налога и пени № 27641 от 13 декабря 2021 г. со сроком исполнения – до 14 января 2022 г. Вышеуказанное требование налогоплательщиком не исполнено, в связи, с чем налоговым органом в адрес мирового судьи судебного участка № 3 г. Мичуринска Тамбовской области в отношении ФИО1 было направлено заявление на выдачу судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 3 г. Мичуринска Тамбовской области вынесен судебный приказ от 14 июля 2022 г. о взыскании с ФИО1 в пользу налогового органа задолженности по налогам и пеням. В свою очередь налогоплательщик обратился в суд с заявлением об отмене вышеуказанного судебного приказа. На основании поданного ей заявления определением от 19 октября 2023 г. судебный приказ был отменен. В соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. 14 декабря 2023 г. налоговым органом административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в отношении ФИО1 направлено в Мичуринский городской суд Тамбовской области. В соответствии с пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Процентная ставка пеней принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. В ходе рассмотрения административного дела, нарушений порядка направления требования не установлено. Судом расчет задолженности по налогу и по пеням, представленный административным истцом проверен, соответствует материалам дела. Расчет задолженности по пеням соразмерен сумме задолженности по налогу. На основании изложенного и вышеприведенных норма закона, суд считает, что заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с п.2 ст.61.1 и п.2 ст.61.2 БК РФ государственная пошлина является налоговым доходом бюджетов городских округов и муниципальных районов. Соответственно, по данному делу государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ – город Мичуринск в сумме 1538,64 рублей. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 293 КАС РФ, суд взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: *** в доход федерального бюджета задолженность по налогу на доходы физических лиц и пени в сумме 44621,37 руб., из которых: - по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 44499 руб.; - пени по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 122,37 руб., за период с 2 декабря 2021 г. по 12 декабря 2021 г. Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ – город Мичуринск государственную пошлину в размере 1538,64 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 6 марта 2024 г. председательствующий - О.Н. Михкельсон Суд:Мичуринский городской суд (Тамбовская область) (подробнее)Судьи дела:Михкельсон Олег Николаевич (судья) (подробнее) |